Президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер заявил об уходе на пенсию. Решение продиктовано восьмилетней дисквалификацией, наложенной на функционера комитетом по этике. «Лента.ру» вспоминает, какие изменения претерпел футбол за 40 лет пребывания Блаттера у руля.
Правило о заменах игроков в футболе имело самые различные вариации. Возможность производить перестановки в составе по ходу игры появилась в 1958 году. Тогда разрешили менять только двух травмированных футболистов: вратаря и полевого игрока. 14 лет спустя командам разрешили делать две замены без ограничений.
Поменять трех футболистов по ходу матча чемпионата мира стало возможным лишь в 1994 году. Главный тренер получил право на замену двух полевых игроков и одного вратаря (в случае травмы). Спустя год были приняты поправки, закрепившие правило в том виде, в котором мы знаем его сейчас.
Перед прошедшим чемпионатом мира 2014 года в Бразилии обсуждался вопрос о введении дополнительной, четвертой замены, которую команда могла бы провести в случае травмы игрока или, к примеру, удаления вратаря. Однако ФИФА эту поправку так и не поддержала.
В самом начале XXI века принять чемпионат мира по футболу могли только две части света — Америка и Европа. Блаттер перевернул представление об этой традиции, приведя в 2002 году ЧМ в Азию, причем сразу в две страны — Японию и Корею. И это принесло свои плоды.
Решение дало мощный толчок развитию вида спорта в прежде нефутбольных державах Северной Америки, Африки и Азии. В отборочном цикле к чемпионату мира 2006 года участвовало 197 команд, а к ЧМ-2010, который, к слову, впервые прошел в африканской стране (ЮАР), — уже 204.
Во многом именно решения Блаттера дали шанс России и Катару провести у себя мировые форумы. Как показывает практика, проведение в стране мундиаля не только помогает развитию футбола, но и отражается на инфраструктуре, причем не исключительно спортивной. Зачастую мероприятие становится центральным событием культурной жизни государства.
В 1991 году, когда Блаттер был еще генеральным секретарем ФИФА, произошло одно из важнейших изменений в футбольном судействе: появился резервный арбитр. В случае травмы главного судьи он мог его заменить, однако основной его задачей было следить за тем, что ускользает от глаза главного. Спустя 15 лет на чемпионате мира 2006 года именно «показания» резервного рефери перевернули ход финального поединка турнира — между Францией и Италией.
Только резервный арбитр встречи Луис Медина Кантальехо увидел эпизод, в котором Зинедин Зидан ударил головой Марко Матерацци, и передал информацию главному судье матча.
В 2012 году количество арбитров увеличилось до пяти — еще по два рефери поставили за воротами для фиксации голов и моментов, которые оказывались вне поля зрения бокового и главного судьи. Предпосылкой стала грубейшая ошибка бригады арбитров на матче 1/8 финала ЧМ-2010 между Англией и Германией. В той встрече не был засчитан мяч Фрэнка Лэмпарда, причем футбольный снаряд после рикошета на добрых полметра пересек линию ворот и выскочил обратно в поле.
Но и пяти судей на поле, как показала история (а точнее — чемпионат Европы 2012 года), оказалось мало. В матче Англия — Украина фортуна в лице судьи за воротами вернула долг англичанам. Именно пятый лайнсмен не засчитал чистый гол украинского нападающего Марко Девича.
После этого в ФИФА пришлось прорабатывать систему видеофиксации, которую с такой охотой отвергали глава УЕФА Мишель Платини и сам Блаттер. Впервые новые технологии опробовали всего спустя несколько месяцев — на клубном чемпионате мира в декабре 2012 года, а затем и на Кубке конфедераций. В итоге на ЧМ-2014 в Бразилии эта схема заработала на полную, и теперь является неотъемлемой частью любого крупного футбольного турнира.
В нынешнем формате главный турнир мира среди клубных команд появился также при Йозефе Блаттере. Соревнование было задумано в качестве замены розыгрыша Межконтинентального кубка, который проводился между победителями Лиги чемпионов и Кубка Либертадорес.
Первый розыгрыш клубного чемпионата состоялся в 2000 году. К представителям УЕФА и КОНМЕБОЛ (Южноамериканской федерации футбола) добавились клубы из Африки и Азии, Северной Америки и Океании. И хотя после первого чемпионата турнир не проходил целых четыре года, в 2005 году он был возобновлен, и вот уже десять лет проводится ежегодно, приковывая внимание болельщиков всего мира.
Некоторые любители футбола уже и не вспомнят, что до 2010 года существовало два приза лучшему футболисту планеты: «Золотой мяч» — по версии журнала France Football и «Игрок года» — по версии ФИФА. При этом награду могли получить два разных футболиста, из-за чего разгорались споры, какой приз престижнее.
Блаттер смог уладить и этот вопрос, объединив две награды в одну. Теперь «Золотой мяч» вручает только ФИФА. И пусть дискуссии о том, кому должны были отдать награду, с каждым годом становятся все более жаркими, они говорят лишь об одном: Блаттер — настолько тонкий дипломат, что сумел сфокусировать внимание именно на своей организации.
С 1993 года в футболе действовало так называемое правило «золотого гола». Если на стадии плей-офф команды завершали основное время вничью, дополнительное шло до первого забитого мяча, после чего матч автоматически заканчивался.
Изначально предполагалось, что решение приведет к повышению зрелищности, но вышло наоборот. Зачастую команды просто тянули время, надеясь всеми правдами и неправдами дотерпеть до серии пенальти.
В 2003 году Блаттер решил заменить «золотой» гол «серебряным». Согласно новому правилу, игра в дополнительное время прекращалась, если одна из команд лидировала по итогам первого экстра-тайма. Единственный «серебряный» гол был зафиксирован на чемпионате Европы 2004 года в матче Греция — Чехия. Однако и эта схема не нашла одобрения среди футболистов и болельщиков.
В том же году ФИФА отменила правило «серебряного гола». Теперь у команд, как и прежде, оказалось в распоряжении целых полчаса (два тайма по 15 минут) на то, чтобы решить исход встречи в свою пользу.