Прошедший 2015-й стал третьим годом испытаний для российского авторынка: продажи продолжили падать, а иностранные комплектующие резко подорожали. Ушла, не выдержав конкуренции, американская корпорация General Motors. «Лента.ру» подвела неутешительные итоги и предположила, чего ждать автовладельцам в новом году.
Минувший год доставил немало хлопот практически всем отраслям российской промышленности. Похвастать заметными успехами могут разве что крупные экспортеры, которых поддержала девальвация, и предприятия, участвующие в распиаренном Минпромторгом импортозамещении (да и то лишь отчасти).
С одной стороны, положение автопрома не было исключительным, с другой — именно автозаводы в полной мере ощутили все прелести кризиса: резкое падение спроса, волатильность рубля, подорожание кредитных ресурсов. Авторынок стал своеобразной лакмусовой бумажкой состояния российской экономики и потребительского рынка. Так было в конце 2014-го, когда россияне бросились тратить обесценивающиеся рубли на новые машины, а весной 2015-го автозаводы и дилеры вынуждены были снижать цены вопреки инфляционному тренду.
Историей, достойной романа, стал уход американского концерна General Motors после более чем 20-летней «дружбы» с российскими автовладельцами. Один из столпов американской промышленности решил переждать затянувшийся кризис спроса на автомобили в России, свернув выпуск Opel и всех массовых моделей марки Chevrolet, которые в совокупности занимали почти восемь процентов рынка (в 2014 году было продано более 188 тысяч машин). Исключением стали лишь премиальные Corvette, Camaro и Tahoe с мизерными в сравнении с массовым сегментом продажами, а также Cadillac. О своих планах реструктуризации бизнеса в России GM объявил в марте. Месяцем ранее, в феврале, еще до официального заявления, автогигант прекратил сотрудничество с калининградским «Автотором». Летом был законсервирован завод GM в Санкт-Петербурге. Контрактное производство на мощностях Группы ГАЗ завершилось осенью. СМИ предлагали различные версии ухода GM — вплоть до политических: якобы причиной стала напряженность в отношениях России и США. Но доминировало мнение, что выпуск машин свернули по экономическим соображениям.
Был ли на самом деле финансовый резон для такого резкого шага? Безусловно, был. Opel и Chevrolet стали рекордсменами по темпам падения продаж за первый квартал 2015 года: они рухнули сразу на 80 и 72 процента соответственно — до 3,6 тысячи и 9,7 тысячи машин. Рентабельность заводов GM в России таяла вслед за дешевеющим рублем. Из-за того что большая часть автокомпонентов была импортной (локализация составляла 25-27 процентов), себестоимость автомобилей Opel и Chevrolet резко выросла. Замминистра промышленности и торговли России Александр Морозов рассказал в апреле, что глава российского подразделения GM Сюзанна Веббер не смогла убедить совет директоров General Motors выделить дополнительные средства на компенсацию убытков от деятельности на российском рынке на 2015-й и последующие два года. Но при восстановлении спроса GM, по словам чиновника, может возобновить сборку легковушек. Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает возвращение GM в Россию в ближайшие два года маловероятным, если только российский авторынок «не станет расти феноменальными темпами». Уход GM стал неожиданностью для дилеров, некоторые до сих пор решают вопросы компенсаций через суд.
Ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов отмечает, что GM — самая значимая, но не единственная потеря российского авторынка. «В этом году ушел испанский SEAT. О сокращении присутствия можно говорить в отношении Honda — дилеры теперь будут работать напрямую с японским офисом. То же самое касается и премиального подразделения — Acura», — напоминает он. Эксперт называет подобные шаги автопроизводителей «мягким уходом». В декабре сообщалось, что у российских дилеров практически не осталось автомобилей Great Wall, хотя официальных заявлений о прекращении поставок не было. Ребрендинг провела марка Daewoo, которую сменит Ravon.
По подсчетам «Автостата», за 2015 год новые легковые автомобили в России подорожали на четверть, и эта тенденция продолжится в текущем году. О повышении цен с 1 января уже объявили Renault, Hyundai и Volvo, «АвтоВАЗ» анонсировал трехпроцентное увеличение стоимости Lada за исключением модели Vesta. Некоторые бренды — например, Nissan — подняли цены не дожидаясь нового года.
Беспалов говорит, что пока сложно прогнозировать динамику стоимости новых легковых автомобилей на российском рынке в 2016 году, поскольку она будет зависеть от многих факторов: курса рубля, спроса, объема господдержки отрасли. Но цены однозначно пойдут вверх, добавляет эксперт. «Эффект девальвации еще полностью не отражен в стоимости, поэтому рентабельность бизнеса для участников рынка (автозаводов и дилеров) остается низкой. Часть убытков пока берут на себя материнские компании-производители», — поясняет он. По мнению Беспалова, рост стоимости новых авто будет сдерживать слабый спрос, вследствие чего увеличение средней цены останется «в пределах инфляции». У аналитиков «Автостата» более пессимистичный прогноз: плюс 20-25 процентов за год.
Таким образом, стоимость иномарок неизбежно будет подтягиваться до среднемировых цен. Пока же, по данным «Автостата», Россия остается страной с самыми дешевыми авто популярных марок, если оценивать в долларах. Toyota Corolla, базовую стоимость которой в качестве примера приводит агентство (около 11 тысяч долларов), в России можно купить почти втрое дешевле, чем в Израиле; вдвое дешевле, чем в Германии; в 1,6 раза дешевле, чем в США. И надо отметить, россияне вопреки кризису потратили на приобретение новых машин в 2015 году весьма внушительную сумму — почти 1,5 триллиона рублей (полторы стоимости мегапроекта скоростной железной дороги Казань —Москва).
Продажи новых легковых и легких коммерческих машин за 11 месяцев 2015 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали больше чем на треть — до 1,45 миллиона штук (актуальных данных за весь год пока нет). Снижение продаж коснулось подавляющего числа брендов, особенно массовых моделей. Премиум-сегмент выглядел на этом фоне весьма неплохо, а Porsche и Lexus даже подросли.
Немного помогли автозаводам государственные программы поддержки — льготное автокредитование, утилизация автохлама и лизинг, на которые было выделено 43 миллиарда рублей. В 2016 году поддержка сохранится и даже может вырасти до 50 миллиардов, пообещал в начале декабря вице-премьер Аркадий Дворкович.
Усилилась в этом году давно наметившаяся тенденция вытеснения европейских брендов азиатскими. В январе-октябре россияне стали обладателями 592 тысяч новых машин азиатских автогигантов — 48 процентов новых легковушек (в 2010-м японские, корейские и китайские машины занимали чуть более трети российского рынка).
«Скорее всего, корейские Hyundai и Kia продолжат наращивать свою долю, поскольку предлагают оптимальные продукты по соотношению цена-качество. Хорошие шансы на это есть и у "АвтоВАЗа", который делает серьезную ставку на новые модели Lada — Vesta и XRay», — считает Тимерханов. Беспалов соглашается, что первая реакция рынка на Lada Vesta была положительной, но в дальнейшем все зависит от того, сможет ли «АвтоВАЗ» поддерживать качество автомобиля на должном уровне. К наполеоновским планам тольяттинского предприятия по выводу Vesta на зарубежные рынки он относится скептически: «Насколько партнеры "АвтоВАЗа" Renault и Nissan готовы будут предоставить услуги своих дилеров за рубежом, пока неясно, поэтому в ближайшие два года прорывов не будет».
Тимерханов не исключает, что прошлогодние негативные тенденции продолжатся, и некоторые бренды покинут российский рынок. В «зоне риска» находятся марки, которые ввозят всю линейку своих автомобилей из-за рубежа, — SsangYong, Suzuki, Chrysler, Jeep. Они демонстрируют значительное падение продаж в связи с высокой зависимостью от колебаний валютного курса. Производители и дилеры надеются, что продажи сохранятся хотя бы на уровне прошедшего 2015 года.