Накануне новогодних праздников транспортная система Москвы пополнилась пятью новыми объектами, включая долгожданный Алабяно-Балтийский тоннель. Это особенно кстати в преддверии неминуемого предпраздничного транспортного коллапса. В такие дни каждый недостроенный тоннель или эстакада лишь усугубляют дорожную ситуацию и моральные страдания людей, застрявших в пробках. На сей раз у москвичей и многочисленных гостей столицы будет пятью поводами для недовольства меньше. «Лента.ру» ознакомилась с дорожными новостройками, и с тем, что изменилось в городской транспортной инфраструктуре за последнее время.
Самый долгожданный и давно обещанный объект — тоннель под Ленинградкой, соединивший улицы Алабяна и Балтийскую. Сегодня, 25 декабря, мэр Москвы Сергей Собянин открыл движение в обе стороны этого тоннеля, ставшего еще одним действующим участком Северо-Западной хорды. Строительство началось в 2006 году. Объект обещали открыть и в 2009-м, и в 2011-м, и в 2012-м, но только 6 сентября 2013 года было пущено движение в направлении от улицы Алабяна к Большой Академической.
Причины долгостроя вполне понятны. Тут и административный фактор — как ни как за это время сменились и мэр, и вся городская администрация. И технологический. С инженерной точки зрения проект и впрямь оказался одним из сложнейших объектов в практике тоннелестроения. По крайней мере, в Москве прежде ничего подобного не возводили. Трасса проходит на глубине 30 метров под двумя автомобильными тоннелями (Волоколамским и Ленинградским), тремя тоннелями Замоскворецкой линии метрополитена с огромным количеством инженерных коммуникаций, под путями Рижского направления Московской железной дороги и под руслом речки Таракановки, заключенной в коллектор.
Что это означает для автомобилистов? Прямое сообщение Дмитровского шоссе с Карамышевской набережной. Также немного разгрузится Ленинградка. Тоннель состоит из трех направлений: два (по три полосы в каждую сторону) соединяют улицы Балтийская и Алабяна, третье дает автомобилистам выход с Ленинградского шоссе на Большую Академическую улицу. Ожидается, что теперь пропускная способность прилегающих участков Ленинградки и Волоколамки увеличится примерно на 25 процентов. Соответственно разгрузятся и прилегающие улицы внутрирайонного значения.
Кроме того, завершена реконструкция Большой Академической улицы. В итоге два этих объекта создадут основу Северо-Западной хорды. Напомним, эта магистраль соединит четыре административных округа столицы, пройдя от Сколковского шоссе на Западе до Ярославское шоссе на Севере (ее финальный отрезок — проезд Серебрякова).
Московское правительство возлагает на этот проект большие надежды. По расчетам специалистов ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», даже в условиях роста числа автомобилей в городе хорда снизит транспортную загруженность основных магистралей северного и северо-западного секторов (включая МКАД и ТТК) и нагрузку на центральную часть города. Возникнут новые поперечные связи между вылетными магистралями, а, значит, и новые оптимальные маршруты. Остается только надеяться, что эти прогнозы сбудутся.
Не столь масштабное, но не менее значимое и долгожданное событие — завершение работ на транспортной развязке Волгоградский проспект — Люблинская улица. Здесь открылись тоннель на пересечении Люблинской с Волгоградским проспектом и эстакада через железнодорожные пути, соединившая Люблинскую и Остаповский проезд. Вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин вовсе не преувеличил, заявив, что с открытием этого объекта разгрузится одно из самых проблемных с точки зрения трафика мест в Москве. Это крайне важно для всех, кто пользуется наземным транспортом на юго-востоке столицы.
Еще недавно из-за светофора на пересечении Волгоградского и Люблинской желающим попасть на проспект приходилось стоять в заторах по часу, а иногда и более. Для жителей районов Кузьминки, Текстильщики, Люблино это был единственный путь в центр и на ТТК. Теперь у них есть альтернатива. Либо по новому тоннелю и далее разворот на Волгоградский, либо прямо из тоннеля по эстакаде на Остаповский и далее в центр. По предварительным расчетам ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», пропускная способность этого узла увеличится примерно на 25 процентов, что улучшит не только настроение автомобилистов, но и экологию района.
Сразу три новых объекта получил МКАД. В течение последней недели полностью вошли в строй развязки на Можайском шоссе, Ленинском и Рязанском проспектах. Таким образом на МКАД открыто уже 12 модернизированных транспортных узлов. Эти развязки относились к «клеверному» типу и устарели не только физически, но и морально. Поэтому в ходе реконструкции были построены направленные съезды. Именно прямые эстакады и тоннели эффективнее всего справляются с плотным автомобильным потоком на пересечении магистралей.
Президент НИУ Московский государственный строительный университет, доктор технических наук Валерий Теличенко, объясняет, что МКАД — очень важная для Москвы магистраль, строившаяся в разные годы. И сегодня те развязки, что создавались по мере строительства трассы, уже не отвечают потребностям города.
«В основном это были "лепестковые" или "клеверные" развязки, "восьмерки", которые до сих пор остаются на некоторых трассах, — говорит Теличенко. — В современном мегаполисе с таким потоком машин они не справляются, замедляют движение, потому что съезд с "восьмерки" на шоссе находится до въезда на нее. И получается, что одна очередь натыкается на другую, потоки пересекаются, в результате резко снижается интенсивность движения и безопасность. Новые конструкции развязок, идущих на втором, на третьем уровне, разводят потоки, создают комфорт на дороге, увеличивают скорость движения и повышают безопасность. Это правильное направление в дорожно-транспортном строительстве, которое можно только приветствовать. Все крупные города мира используют эти конструктивные схемы».
На пересечении МКАД и Ленинского проспекта открылось движение сразу по двум эстакадам. Теперь автомобилисты, движущиеся из области в центр города по Киевскому шоссе, получат возможность беспрепятственно съезжать на внутреннюю и внешнюю сторону МКАД по новым эстакадам. В ходе реконструкции были выделены полосы разгона и торможения. Это непременно повысит уровень безопасности, поскольку на развязках ДТП чаще всего происходят именно при перестроении на съездах.
Облегчение в первую очередь почувствуют те, кто каждый день добирается автомобильным транспортом в Новую Москву, в бизнес-парк «Румянцево» и в аэропорт «Внуково». Кроме того, на этом участке ощутимо разгрузится МКАД, что также порадует жителей ЗАО и ЮЗАО, граничащих как с МКАД, так и с Ленинским проспектом. Кроме того, в самое ближайшее время откроются станции метро «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии, и транспортная доступность Новой Москвы улучшится независимо от дорожной ситуации.
Завершилась реконструкция еще одной «клеверной» развязки на пересечении МКАД и Можайского шоссе. Открыто движение по левоповоротной эстакаде для движения автотранспорта с внутренней стороны МКАД на Минское шоссе в сторону области. Новая эстакада позволит исключить пересечение транспортных потоков, движущихся по Можайскому шоссе из области в Москву и сворачивающих на МКАД, а также обеспечит беспрепятственный съезд с внутренней стороны МКАД на Можайское шоссе в сторону области.
Важно отметить, что решение о реконструкции развязки, удачно совпавшей по времени с реконструкцией Можайского шоссе в Москве и Можайского — Минского шоссе в области до съезда на Голицыно, было принято лично президентом Путиным ввиду быстрого развития Одинцовского района и увеличения интенсивности автомобильного потока. К слову, реконструкция Можайского шоссе связана со строительством Южного участка все той же Северо-Западной хорды.
Специалисты считают, что благодаря модернизации пропускная способность этого объекта увеличится на 25-30 процентов. Это заметно улучшит транспортную доступность Западного административного округа и сократит время, которое москвичи тратят на дорогу до подмосковных дач. И конечно же, проще станет добираться до инновационного центра «Сколково».
Есть повод порадоваться и у тех, кто приобрел дачу в юго-восточном направлении. Полностью завершено строительство развязки на пересечении МКАД с Рязанским проспектом. В сентябре открылось движение по левоповоротной эстакаде (для съезда с внешней стороны кольцевой в центр), в ноябре по правоповоротной эстакаде (для съезда с внутренней стороны МКАД на Рязанский проспект в центр). И, наконец, открыто движение по левоповоротному тоннелю с Лермонтовского проспекта из области на внутреннюю сторону МКАД.
Как и на других развязках, тут обустроены переходно-скоростные полосы, заметно упрощающие процесс въезда и выезда. Запуск развязки существенно улучшит транспортную доступность районов Некрасовка и Выхино-Жулебино. По расчетам Москомархитектуры, пропускная способность Рязанского проспекта повысится на 40 процентов, что означает около 4500 автомобилей в одном направлении в часы пик. Увеличится и пропускная способность МКАД. Условно, если дорога на дачу до реконструкции развязки занимала примерно час, то теперь хватит 36 минут. Уже через несколько дней москвичи смогут проверить это утверждение.
В целом, если говорить о дорожном строительстве Москвы, то год был удачным. Немного расстраивает заминка с реконструкцией Щелковского шоссе, завершение которой переносят уже второй год подряд. Но на фоне истории строительства Алабяно-Балтийского тоннеля об этом не стоит и упоминать.
Есть факты. В 2015 году в Москве построено около 90 километров дорог, 29 искусственных сооружений и 12 пешеходных переходов. Помимо тех объектов, которые были запущены в самом конце года, можно вспомнить масштабную реконструкцию Варшавского шоссе на участке от МКАД до Щербинки, тоннель на пересечении МКАД с Дмитровским шоссе, развязку на пересечении Дмитровского шоссе с 3-м Нижнелихоборским проездом, реконструкцию дороги в поселке Коммунарка с выходом на район Бутово.
За пять лет в Москве построено более 400 километров дорог. Это рекорд — в столице еще никогда не строили такими темпами. Разумеется, это сказалось на дорожной ситуации в городе. Согласно исследованию компании TomTom (Нидерланды), опубликованному в марте 2015 года, показатель загруженности дорог в Москве снизился на 24 процента и составил 50 процентов. Это четвертое место в рейтинге после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро. Ранее Москва занимала не самое почетное первое место. Но эти результаты достигнуты не только интенсивным дорожным строительством. Свою роль сыграли и новые станции метро на окраинах Москвы, перетянувшие на себя определенное количество автомобилистов. И разумеется, платные парковки, появление которых далеко за пределами ТТК заставляет задуматься о переходе на общественный транспорт.
Вице-мэр Милана по вопросам мобильности Пьерфранческо Маран, выступая в этом году на Урбанистическом форуме в Москве, отметил, что 5 лет назад российская столица первенствовала по количеству пробок, и ситуация выглядела плачевно. «Сегодня результаты программы дорожного развития можно реально увидеть, — говорит Маран. — Это фиксируют и мировые рейтинги: Москва теперь не на первом месте по количеству пробок и проблем на дорогах. Мне нравится, что Москва — это пространство, где всегда происходит что-то новое».
Остается только надеяться, что качество новых объектов будет под стать их количеству.