Спорт
00:12, 26 декабря 2015

Год футбольных скандалов Что общего в отставках Блаттера, Платини, Вальке и Толстых

Георгий Олтаржевский
Йозеф Блаттер, Мишель Платини и Жером Вальке
Фото: Ruben Sprich / Reuters

Главным итогом завершающегося футбольного года стало отстранение от работы трех самых высокопоставленных функционеров мирового футбола: главы ФИФА Йозефа Блаттера, генерального секретаря Жерома Вальке и президента УЕФА Мишеля Платини. Последний возглавляет самую значимую европейскую ассоциацию футбола, первые двое являются главными лицами футбола мирового. В дополнение напомним, что полгода назад и российский футбол остался без своего первого лица — в отставку был скоропостижно отправлен Николай Толстых. Просто год скандалов! Попробуем разобраться, что стоит за этими событиями, и связаны ли они между собой.

Дорогой советник

Все же главные действующие лица разразившихся скандалов — это Блаттер и Платини. В последние месяцы они поминаются исключительно вместе, словно подельники и соучастники. Исходя из материалов дела получилось, что один давал взятку в два миллиона, другой ее получал. Правда, потом выяснилось, что взяткой это не было и быть не могло, но осадок, как говорится, остался, и независимый (это важно!) комитет по этике утвердил отстранение обоих на восемь лет. Несмотря на то что международный арбитражный спортивный суд в Лозанне рекомендовал этого не делать.

Ситуация, конечно, парадоксальная. За годы работы Блаттера — а он возглавляет ФИФА с 1998 года — оборот организации вырос в сотни раз и сейчас составляет около пяти миллиардов (!) долларов в год. Только резервный фонд ФИФА — около полутора миллиардов. Глупо говорить, что с точки зрения коммерции это чрезвычайно успешная организация, да и спортивная составляющая футбола, а именно интерес к нему со стороны зрителей, постоянно растет.

Так вот — в вину Блаттеру ставят то, что в 1998 году он договорился с Мишелем Платини о том, что француз будет оказывать ФИФА услуги советника и пропагандировать ее деятельность. Что в этом необычного? Платини — на всякий случай — легенда мирового футбола, трехкратный обладатель «Золотого мяча» и лучший футболист всего и вся по многим версиям. Капитан сборной Франции, чемпион Европы. Закончив играть, он стал тренером сборной Франции, потом был директором оргкомитета ЧМ-1998. После успешного проведения чемпионата Платини решил посвятить себя мировому футболу и предложил свои услуги Блаттеру.

Ответьте себе на вопрос: должен ли был Блаттер (руководствуясь интересами ФИФА) отказаться от такого предложения? Конечно, нет. Фигуры уровня Платини, что называется, на дороге не валяются. И его советы, без сомнения, стоят достойных денег. Оформлять контракт официально Платини не хотел, поскольку в перспективе собирался баллотироваться в УЕФА, а там, глядишь, и в ФИФА. Было заключено джентльменское соглашение без подписания контракта, что допускает швейцарское (штаб квартира ФИФА находится в этой стране) законодательство. Соглашение было выполнено не сразу, а спустя довольно много лет, и — что важно — с переведенных сумм были уплачены налоги! Является ли сумма в миллион долларов за год завышенной? Учитывая легальные доходы уважаемых господ и уровни зарплат в современном футболе — наверное, нет. Оценивать качество услуг должна платящая сторона, но кто возьмется учить Блаттера коммерции, при его-то достижениях?

Катар сис

Очевидно, что сам этот вопрос не стоит выеденного яйца или рваной бутсы, но раз он выплыл — значит, это кому-то было нужно. Здесь секретов нет: скандал в мировом футболе начался в 2010 году, после того, как чемпионаты мира 2018 и 2022 были отданы России и Катару. Последнее было катастрофическим решением, которое и взорвало ситуацию. Разберемся, в чем здесь дело.

Россия по большому счету ни при чем. В целях популяризации ФИФА старается чередовать места проведения турниров, и заранее было известно, что заявки стран Восточной Европы будут в приоритете. Иных предложений из нашего региона не было, посему Россия была очевидным фаворитом. Ее конкурентом стали Англия, Испания (с Португалией) и Голландия (с Бельгией), которые, при всем уважении, от европейского востока далеко. А ведь сравнительно недавно мундиали принимали Франция (1998) и Германия (2006). Так что даже если какие-то нарушения при выборе России были, они не являются крамольными и вписываются в общую логику событий. Впрочем, о них уже забыли.

А вот чемпионат мира 2022 года — это действительно скандал. ФИФА собирался отдать его США, но в дело вмешались товарищи с Ближнего Востока, и ФИФА стал заложником той по сути коррупционной системы, которую сам создал.

Решение о выборе места проведения принимает исполком, а это всего 24 (в последнем случае даже 22) человека. Каждый голос на вес золота. Важную роль также играет специальная отборочная экспертная комиссия. Ее выбирают из чиновников ФИФА, экспертов и делегатов — руководителей футбольных союзов разных стран. Они знакомятся с заявками и высказывают мнение, опираясь на которое исполком выносит вердикт. Естественно, посещают потенциальных организаторов, причем часто за их счет.

Как вы понимаете, здесь поле для коррупции безграничное. Дорогие подарки, шикарные отели, пышные приемы, выгодные контракты с аффилированными фирмами и т.д. Стараются все претенденты. Скажем, следственная группа комитета по этике ФИФА (или комиссия Майкла Гарсии) выдвинула обвинения английской федерации за то, что та оплатила обед на 35 тысяч фунтов для нескольких представителей карибской делегации. Англичане вроде бы оправдались, хотя прожорливость гостей ничего кроме смеха не вызвала… Впрочем, это мелочь. А катарские шейхи вообще не скрывали, что готовы тратить миллионные суммы ради победы в борьбе, — чем не пожертвуешь ради величия страны.

Таковы правила игры, причем не только в ФИФА. В других федерациях, да и в международном олимпийском комитете правила примерно такие же. На это все закрывают глаза, но нужно ведь совесть иметь! Победа Катара показала, что в ФИФА подкуп не просто может помочь «при прочих равных», а именно он является единственным (!) аргументом для принятия решения. Ведь всем понятно, что в Катаре из-за жары проводить турнир летом просто невозможно, а другое время никого не устраивает. Но противоречащее здравому смыслу решение было принято! Нам рассказывали байки про стадионы с кондиционерами (а как быть с тренировочными базами для всех команд?), про то, что для болельщиков построят специальные лагеря с кондиционерами в каждой комнате, что временно отменят законы шариата и разрешат спиртное, и даже закроют глаза на вольный вид болельщиков и присутствие женщин…

Верилось с трудом, но Блаттер вынужден был лишь изумленно качать головой. Может быть, он понимал, что уйдет в отставку раньше 2022 года? Пока вопрос о проведении турнира остается открытым, и как выходить из тупиковой ситуации — неясно…

Решение ФИФА показало степень коррумпированности организации и возмутило весь мир, а прежде всего — оставшихся в дураках США. Страна потратила немалые деньги, но была выставлена всему миру на потеху, ее компании упустили огромную потенциальную выгоду, а бюджет — потенциальные налоги. Министерство юстиции завело дело, подключилось ФБР. Начались прослушка, слежка, допросы и т.д. Несколько лет было тихо, потом, когда доказательная база была накоплена, пошли аресты. На сегодня арестованы уже несколько десятков высокопоставленных футбольных функционеров по всему миру, и им предъявлены обвинения. Дело в разгаре…

Парадоксально то, что в такой ситуации Блаттеру обвинения не предъявлены. Как и Платини, который к организации чемпионатов вообще имеет косвенное отношение. Им в виде коррупции инкриминируют те несчастные два миллиона франков, которые один господин заплатил за советы другому. И все! При этом отлучают от футбола на восемь лет!

Возможно, восьмидесятилетнего Блаттера такой вариант устраивает. Он сохраняет имя и уходит на пенсию. Но не Платини, для которого это станет потерей дела всей жизни. Он ведь с рождения в футболе, и давно, слава богу, работает не ради денег. Ему, похоже, действительно за любимый спорт обидно.

Двое из ларца, разные с лица

Важно понимать, что Блаттер и Платини — это вовсе не «сладкая парочка». Они антиподы, конкуренты и даже враги. Их конфликту много лет, и носит он принципиальный характер. Они были противниками на последних выборах, а недавно Блаттер высказал полную поддержку принцу Иордании Али бин Аль-Хуссейну — главному оппоненту Платини (если, конечно, его допустят) на выборах главы ФИФА.

Платини открыто не говорил о коррупции в ФИФА, но неоднократно намекал на нее. К возглавляемой им УЕФА по этой части претензий нет. К репутации Платини до недавнего времени тоже не было. Тогда кто может ратовать за то, чтобы великого футболиста «пристегнули» двумя миллионами к великому футбольному махинатору?

Ответ кроется во взглядах Платини на развитие футбола, в той программе, которую он реализует. Ведь именно по инициативе Платини был принят финансовый fair play, который должен коренным образом изменить европейский клубный футбол.

Напомним: идея fair play состоит в том, что клубы должны тратить не более того, что они зарабатывают. Это необходимо для оздоровления и, в конечном счете, выживания футбола.

Серьезные проблемы начались с…Романа Абрамовича, купившего «Челси». Он стал вкладывать в клуб огромные деньги — просто чудовищные по тем временам. Сложилась странная ситуация. Руководство «Арсенала», «МЮ», «Ливерпуля» и других клубов строили свой бюджет исходя из того, что им нужно в итоге сезона выйти в финансовый плюс или хотя бы в ноль — иначе акционеры не поймут. «Челси» же играл совершенно по другим правилам — денег не считали. Руководители всех клубов думали, купить ли им вратаря или форварда, а Абрамович, не считаясь с затратами, покупал всех. Это рушило систему.

Посудите сами. Скажем, клуб «А» завершил сезон на втором месте в таблице, с финансовой прибылью в сто тысяч фунтов, а клуб «Ч» завершил сезон на первом месте, но с убытком в миллион. Кто победил? Вроде бы клуб «Ч», но это противоречит логике, ведь он скоро станет банкротом. По сути, он играет в другой лиге, где не важен приз в виде финансового бонуса, ведь за все платит хозяин. Эта ситуация привела к неуемному искусственному росту цен на игроков, заоблачным зарплатам звезд и, естественно, регулярному банкротству клубов, пытающихся жить по старым правилам. Практически все ведущие английские клубы уже в руках иностранных владельцев. А сколько было скандалов: надоест владельцу финансировать клуб — и ему нельзя даже претензий предъявить. Вспомните только наших: «Анжи» Керимова, «Динамо» Федорычева и т.д. А в Европе таких сотни, и это подрывает всю систему и имидж клубного футбола. Он перестает быть высококонкурентным и превращается в спорт нескольких клубов-миллионеров. На каком-то этапе это неплохо, но в дальнейшем — совершенно бесперспективно.

Платини не призывал к бедности, благо доходов у клубного футбола достаточно, — он призывал к стабильности. Тратить в соответствии с доходами — логика любого бизнеса, да и любого человека. А жизнь на содержании благодетеля или в долг, на бесконечных кредитах, еще никого до добра не доводила. Но идеи Платини не нашли поддержки у тех, кто обладает безграничными финансами и хочет играть по своим правилам. А амбициозные богатеи влиятельны, причем не только и не столько в Европе, сколько за ее пределами. Для примера: «Газпром» — владелец «Зенита», у которого обязательно возникнут проблемы с финансовым fair play, и одновременно — один из крупнейших спонсоров ФИФА. И таких примеров можно привести множество…

С помощью этики

В УЕФА у Платини позиции крепкие. Даже сейчас, когда он отстранен комитетом по этике ФИФА, европейская ассоциация открыто выступила в его защиту. И это вызывает уважение. Но врагам Платини (точнее, противникам его идей) важно, чтобы он не возглавил международную ассоциацию, — тогда с ним будет еще труднее бороться. А как это сделать, если он очевидный фаворит и, без сомнения, победит на выборах? Выход один — не допускать его ни под каким видом. Поэтому и тянули до самого Рождества с очевидным вердиктом, чтобы времени на апелляцию осталось поменьше.

Важно, что решение об отлучении принято не официальными органами ФИФА, а независимым комитетом по этике. Этот орган в 2006 году был создан по инициативе самого Блаттера, дабы расследовать договорные матчи и коррупцию в организации. В него не могут входить функционеры — только независимые люди. Тогда же, по указанию ФИФА, аналогичные органы были созданы во всех федерациях, и в РФС, конечно, тоже. Характерно, что у нас главным борцом с коррупцией одно время был … известный форвард Пал Палыч Бородин.

Комитет по этике — орган, независимый от ФИФА, но не от всего остального мира. Он опирается на результаты расследований, которые ведут силовые органы заинтересованных стран и Интерпол. Посему если у кого-то есть желание манипулировать решениями нескольких уважаемых представителей комитета, то это вполне реально. Что и было сделано. И понятно, почему Платини не пошел на заседание комиссии: он просто не хотел выглядеть провинившимся учеником, вызванным на педсовет, когда решение об отчислении уже принято.

А при чем же здесь Толстых? Так ситуация почти идентичная. Как и великий француз, Толстых попытался отстаивать интересы футбола и пошел против тех, кто считает, что только деньги определяют музыку. И деньги победили. На Платини нашли контракт с Блаттером, на Толстых — контракт с Капелло. Вы же видите, что как только не стало во главе союза Толстых, так не стало и разговора о долгах РФС. Они что, растворились? Нет, их и не было. Но это совсем другая история.

< Назад в рубрику