Первый и странный

Первому советскому авианосцу исполнилось 40 лет

Авианесущий крейсер «Киев», 1987 год
Авианесущий крейсер «Киев», 1987 год
Фото: Д. Гетманенко / ТАСС

Сорок лет назад, 28 декабря 1975 года, в состав ВМФ СССР вошел первый авианосец. По итогам основного этапа государственных испытаний был подписан акт приемки «Киева» — противолодочного крейсера с авиационным вооружением проекта 1143, характеристики и предназначение которого до сих пор остаются предметом споров.

Герой своего времени

Необычный для авианесущего корабля класс достался по наследству от противолодочных крейсеров (крейсеров-вертолетоносцев) проекта 1123. В конце 60-х годов в состав ВМФ СССР вошли два корабля, построенных по этому проекту, — «Москва» и «Ленинград». Противолодочные крейсеры проекта 1123 создавались по популярной в то время концепции крупного противолодочного корабля, сочетавшего крейсерское вооружение и скорость с крупной вертолетной авиагруппой, — полноценные противолодочные вертолеты тогда только начали появляться.

Для обеспечения действия сразу нескольких машин крейсеры-вертолетоносцы оснащались большой взлетно-посадочной площадкой и ангаром. На крейсерах проекта 1123 размещалось 14 противолодочных вертолетов, способных взлетать с четырех взлетных позиций.

Другое увлечение 60-х — самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) — не могло не вызвать желания оснастить эти крейсеры такими революционными летательными аппаратами. В Великобритании на палубе авианосца «Арк Роял» в 1963 году прошли испытания самолета «Хоукер» P.1127 — прототипа знаменитого «Харриера». В СССР в то же время велась своя программа СВВП, в рамках которой создавался штурмовик Як-36. Из множества проектов того времени только эти два были доведены до серийного производства.

Третий корабль проекта 1123 планировалось построить по доработанному под базирование СВВП проекту 1123.3, с увеличенной полетной палубой и авиагруппой из 20-22 летательных аппаратов. Корабль логично получил имя третьего по значению города СССР — «Киев». В 1968 году строительство началось, однако практически сразу было прекращено в связи с решением разработать новый корабль значительно больших размеров и водоизмещения — для полноценного удовлетворения требованиям флота. В 1969 году утвердили эскизный проект 1143 (шифр «Кречет»), а 21 июля 1970-го состоялась закладка корабля, к которому перешло имя «Киев».

Параллельно со строительством корабля шли испытания самолета. 18 ноября 1972 года летчик-испытатель М.С. Дексбах совершил на прототипе Як-36М (в серии Як-38) первую посадку на палубу противолодочного крейсера «Москва», на которой была оборудована специальная площадка с термостойкими плитами. 26 декабря того же года «Киев» был спущен на воду, достройка продолжилась на плаву. В тот же день на освободившемся стапеле «0» был заложен следующий корабль — «Минск». В дальнейшем традиция закладки нового корабля одновременно со спуском корпуса предыдущего продолжилась. В конце 1975 года по результатам ходовых испытаний корабль был принят флотом. Однако испытания комплекса вооружения прошли только в следующем году — это было вызвано задержкой поставок «главного калибра» — пусковых установок ракетного комплекса «Базальт».

Именно комплекс вооружения стал визитной карточкой проекта 1143 — одновременно поводом для гордости и для критики. На «Киеве» и «Минске» в него входили, кроме восьми пусковых установок тяжелых ПКР большой дальности П-500 (боезапас 16 ракет, могли оснащаться ядерной боевой частью), две двухорудийные универсальные пушечные установки АК-726, противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (мог использоваться для поражения как надводных, так и подводных целей, оснащался только ядерной боевой частью), реактивные бомбометы РБУ-600 и даже два пятитрубных торпедных аппарата.

Зенитные средства самообороны были представлены ракетными комплексами «Шторм» и «Оса-М» и шестиствольными пушечными установками АК-630. Перечисленный комплекс вооружения на момент создания корабля был одним из самых (если не самым) мощных в мире и превзойден на советском флоте только с появлением крейсеров проекта 1164 «Атлант» и их более крупных атомных собратьев проекта 1144 «Орлан». Неудивительно, что после испытаний ударного комплекса и принятия «Базальта» на вооружение «Киев» был переклассифицирован из «противолодочного с авиационным вооружением» в «тяжелый авианесущий».

Следует отметить, что эти перипетии касались нашего взгляда на корабли — за рубежом они в большинстве справочников классифицировались просто как авианосцы. Этот факт служит дополнительным подтверждением того, что официальное название отечественных авианесущих кораблей крейсерами не связано с желанием обеспечить свободный проход через черноморские проливы — с точки зрения буквы конвенции Монтрё если не «Киев», то «Адмирал Кузнецов», «Варяг» и недостроенный «Ульяновск» совершенно однозначно рассматривались как авианосцы.

В то время вопрос прохода через проливы авианосцев черноморских государств был прописан недостаточно четко и трактовался Турцией в пользу СССР. Только несколько лет назад МИД Турции разъяснил, что отныне авианосцы причерноморских государств тоже не имеют права проходить через проливы.

В дальнейшем вооружение в серии оптимизировалось. Если «Минск», переданный флоту в сентябре 1978 года, в общем и целом был копией «Киева», с изменениями, которые можно рассматривать как «работу над ошибками», то сданный в 1982 году «Новороссийск» отличался довольно существенно. Так, было решено отказаться от второго боекомплекта комплекса «Базальт» — трудоемкая перезарядка занимала до четырех часов, и было решено, что в реальной обстановке на это не окажется времени. Вместо него был размещен дополнительный запас авиатоплива. Не был установлен ЗРК «Оса-М» — планировалось заменить его на «Кинжал», но промышленность не сдала его вовремя. Отказались от совершенно архаичных торпедных аппаратов. Обновлено было и радиоэлектронное оборудование.

Задержала сдачу корабля неудачная идея с размещением под тремя взлетными площадками газоотводящих устройств — считалось, что у перспективных Як-41 температура выхлопных газов будет больше. Сначала врезка их на почти готовый корабль, а потом еще одна перепланировка с размещением вместо газоводов различных вспомогательных помещений задержали сдачу корабля более чем на год.

Четвертый корабль в серии — «Баку», сданный в 1987 году, отличался уже столь значительно, что иногда выделяется в отдельный подтип. Была уменьшена длина надстройки и увеличена площадь полетной палубы, усилена конструктивная защита корабля и комплекс вооружения. Так, количество пусковых установок комплекса «Базальт» увеличили до 12, калибр орудийных установок — до 100 мм, наконец установили ЗРК «Кинжал» вместо «Шторма» и «Осы-М». Отказались от противолодочного комплекса «Вихрь». На «Баку» отрабатывались многие новшества, которые планировалось внедрять в дальнейшем на авианосцах, предназначенных для базирования самолетов горизонтального взлета. Одним из интересных опытов было покрытие надстройки многослойным радиопоглощающим материалом.

Эксперимент вертикального взлета

Авиагруппа «Кречетов» была представлена 36 летательными аппаратами — вертолетами семейств Ка-25 и Ка-27 и СВВП Як-38/38М. Они занимали примерно одинаковые площади, поэтому принято считать, что комплектоваться могли в любом соотношении — в зависимости от планируемых задач. «Емкость» корабля определялась по вместимости ангара — все 36 могли убираться с палубы. Когда говорят о «сотне и более» самолетов и вертолетов на авианосцах типа «Нимиц», следует иметь в виду, что части из них места под палубой не хватит, и в реальности оперируют авиагруппами значительно меньшего размера.

Основным камнем преткновения при современной оценке проекта 1143 как системы вооружения являются штурмовики семейства Як-38, о которых редко говорят что-то хорошее. Если оставить за скобками «детские болезни» и высокую аварийность, как правило, все сводится к утверждению, что дозвуковой самолет со слабым вооружением и относительно небольшим радиусом действия не нужен на корабле, оснащенном противокорабельными ракетами с дальностью действия до 500 километров. Но ракеты комплекса «Базальт» на корабле были буквально наперечет, и их недопустимо расходовать иначе, кроме как для залпового удара по соединению крупных кораблей НАТО, в первую очередь по американским авианосным ударным соединениям. Ракеты комплекса «Вихрь» также способны поражать надводные цели, но оснащаются только ядерными боевыми частями, что в известной степени ограничивает их применение. В такой ситуации требовалось средство для борьбы с некрупными надводными целями, от ракетных катеров до фрегатов, которые в то время зачастую не оснащались даже простейшими зенитно-ракетными комплексами и представляли собой легкую цель для штурмовиков (но в то же время серьезную угрозу для корабля). Кроме того, Як-38 могли наносить эффективные удары по наземным целям на прибрежных территориях, в том числе и тактическими ядерными бомбами.

Наиболее справедливой претензией к Як-38 является его неприспособленность к борьбе с воздушными целями. То есть для решения базовой задачи корабельной авиагруппы — противовоздушной обороны соединения — самолеты «Киева» не подходили. Як-38 не был оснащен радаром и, как следствие, мог обнаруживать и перехватывать воздушные цели только по целеуказанию РЛС корабля и в условиях хорошей видимости. Для поражения воздушных целей в арсенале были только ракеты ближнего воздушного боя Р-60, отсутствовала по соображениям экономии массы даже встроенная авиапушка. Малая длительность полета не позволяла обеспечивать дежурство в воздухе. Польза «Яков» была разве что в том, чтобы не позволять патрульным самолетам безнаказанно отслеживать перемещения крейсера, держась за пределами зоны поражения корабельных ЗРК.

В любом случае в корне неверно переносить претензии к самолетам на корабль. Срок службы крупного боевого корабля составляет десятилетия, и заканчивает он ее зачастую с совершенно другими летательными аппаратами на борту. В этом плане «Киеву» откровенно не повезло: их активная служба закончилась с распадом СССР, как раз когда проходил испытания перспективный палубный СВВП Як-141. Сверхзвуковой, оснащенный радаром, ракетами средней дальности «воздух-воздух», противокорабельными и противорадиолокационными ракетами, он бы перевел возможности авиагрупп крейсеров на качественно иной уровень. Кроме того, останься они на службе, они получили бы и другие новшества — например, вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31, который позволил бы решить проблему обнаружения маловысотных целей на значительном удалении. А от перспективы модернизации на рубеже веков с заменой громоздких «Базальтов» и прочего вооружения в носовой части на универсальные вертикальные пусковые установки просто захватывает дух: получившийся авианосец-корабль-арсенал был бы практически идеальным средством поражения наземных целей в локальных конфликтах.

Однако в реальности завершение службы четырех крейсеров в отечественном флоте было стремительным и явно преждевременным. В 90-е годы на поддержание в составе флота кораблей, снова ставших по сути противолодочными (Як-38 практически перестали эксплуатировать после 1991 года, а Як-141 не довели до серии), денег явно не было — не хватало и на более нужные. Отчасти в этом вина флота: корабли с 70-х годов служили без должной береговой инфраструктуры, которая для них была только на Черном море, постоянно стоя на рейде, расходуя моторесурс и огромные средства. Неудивительно, что от них поспешили избавиться.

Однако обычно безжалостная к боевым кораблям отставка была довольно милосердна к «Киевам». Разделке на металл подвергся только «Новороссийск». «Киев» и «Минск» в Китае «работают» музеями-развлекательными центрами.

Лучше всего сложилась судьба «Баку». Сменив в 1990 году имя на «Адмирал Горшков», он в 1994 встал на ремонт после пожара. Возможно, из этого состояния он бы так и не вышел, но к кораблю проявили интерес за рубежом. В 2004-2012 годах «Горшков» по заказу Индии прошел глубокую модернизацию для обеспечения базирования самолетов горизонтального взлета и посадки, и с прошлого года является флагманом ВМС Индии под именем «Викрамадитья». Его авиагруппу составляют российские истребители МиГ-29К и вертолеты КБ Камова.

Характерной иллюстрацией того, как жизнь разбросала по миру наследие СССР, служит то, что одним из главных соперников «Викрамадитьи» на море является спроектированная в Невском проектно-конструкторском бюро и построенная на том же нулевом стапеле судостроительного завода в Николаеве «Рига», переименованная затем в «Варяг», а ныне в составе ВМС Народно-освободительной армии Китая носящая имя «Ляонин».

Обсудить
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
«Великобритания не знает, относится ли она к Европе»
Даг Уоллас о русской и британской литературе и самосознании
INDIO, CA - OCTOBER 14:  (L-R) Musician Keith Richards, singer Mick Jagger and musician Charlie Watts of The Rolling Stones perform during Desert Trip at the Empire Polo Field on October 14, 2016 in Indio, California.  (Photo by Kevin Winter/Getty Images)Че-то приуныли
Как The Rolling Stones записали первый альбом за 11 лет — возможно, и последний
Девочки или виденья
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Союзников» до «Плохого Санты 2»
Ленинград в зазеркалье
Как питерские фотографы-любители определили эстетику конца XX века
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Прикормленные детки
Как политическую элиту США посчитали сектой педофилов
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить