Новости партнеров

«Для любой сотовой сети каждый Новый год — всегда особенный»

Интервью с директором по эксплуатации сети «МегаФона» Станиславом Мироном

Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Дорогие евро и доллар заставляют россиян искать альтернативу заграничному зимнему отдыху внутри страны. «МегаФон» ожидает, что в новогодние каникулы сеть столкнется с рекордными нагрузками: те, кто раньше уезжал на каникулы в Европу или в теплые страны, останутся в России и наверняка будут много звонить, отправлять сообщения и селфи. О том, как сотовые компании переживают новогодние праздники, мы поговорили со Станиславом Мироном, директором по эксплуатации сети компании «МегаФон».

«Лента.ру»: За 20 лет существования сотовой связи в России вы наверняка научились преодолевать новогодние нагрузки без последствий. Во всяком случае, особых проблем с дозвоном в новогоднюю ночь давно нет.

Мирон: Все верно, каждый Новый Год для нас — это повод проанализировать работу сети, провести полный «разбор полетов», чтобы через год учесть сделанные выводы. Но технологии не стоят на месте. Десять лет назад существовали лишь сети стандарта GSM, в которых были «голос» и СМС. Сегодня мы управляем работой мобильных сетей трех поколений. В сетях третьего и четвертого поколений десятки миллионов клиентов пользуются мобильным интернетом. Появилось огромное количество сервисов, услуг и технологических платформ. Одних базовых станций у нас порядка 120 тысяч. Все это высокотехнологичное хозяйство должно работать как часы не только в обычные дни, но и тогда, когда нагрузка резко растет. В новогоднюю ночь по сравнению с обычным днем количество звонков вырастает в два раза, а объем СМС — в пять раз. Причем, как вы понимаете, клиенту важно дозвониться с первого раза. И чтобы отправленная СМС пришла сразу.

Новый год — это стресс для сети?

Да, для любой, даже очень грамотно спланированной сети. Сложность состоит и в том, что помимо общего роста звонков, СМС и интернет-трафика мы обязаны учитывать то, что клиенты будут собираться в местах массовых гуляний. А значит, во-первых, такие места нужно знать, а во-вторых, необходимо увеличить емкость сети настолько, чтобы в самый ответственный момент она справилась с нагрузками. Именно поэтому в середине ноября весь технический блок «МегаФона» начинает готовить сеть к Новому году.

В чем заключается подготовка?

План подготовки сети — это внушительный документ, состоящий из множества пунктов. Вначале мы проводим радиоизмерения, чтобы зафиксировать параметры работы сети на начало периода. Такие измерения проводятся там, где будут массовые гулянья. В Москве это Красная Площадь, Воробьевы Горы и еще порядка 20 площадок. В Санкт-Петербурге это прежде всего Дворцовая площадь.

Мы замеряем, как проходят звонки, СМС, какова скорость интернета. Параллельно составляем прогноз роста нагрузки по всем элементам сети — базовым станциям, коммутаторам, транспортной сети и так далее. Это довольно кропотливая работа и на огромном количестве объектов. Если мы видим, что текущей емкости недостаточно, планируем ее увеличение. Причем как на уровне «железа», так и на уровне «софта». Затем мы дополнительно резервируем магистральные каналы, которые отвечают за передачу голосового и интернет-трафика в другие города, — ведь люди поздравляют не только близких знакомых, но и друзей и родственников из других городов.

Следующий пункт — проверка электропитания на крупных сетевых элементах, а также на базовых станциях, обслуживающих места массовых гуляний. Бывает, что нагрузка в новогоднюю ночь настолько возрастает, что городские электросети просто не выдерживают. Особенно в условиях сильного мороза или наоборот — ледяного дождя. Наша задача состоит в том, чтобы оборудование мобильной связи работало пять-шесть часов без внешнего питания. Собственно, у сетевых элементов есть резервное питание, но под Новый год на наиболее ответственных и крупных участках сети мы его дублируем. Когда оборудование будет, как у нас говорят, «расширено», все параметры работы активированы, начинается этап настройки сети. После чего проводятся финальные радиозамеры. Разумеется, весь процесс подготовки намного сложнее, я изложил тезисно лишь основные его пункты.

Почему каждый год вы делаете это снова? Почему нельзя один раз настроить?

Мобильные сети не статичны. Растет абонентская база, а значит — растет нагрузка на сеть: сейчас у «МегаФона» около 74 миллионов клиентов, год назад было на 5 миллионов меньше. Появляются новые стандарты связи. Объем мобильного трафика в сети каждый год увеличивается в полтора-два раза. Все это нужно учитывать. Кроме того, ни один оператор не может потратить на «стройку» столько, сколько захочет: есть определенная сумма инвестиций. Значит, нужно планировать работу исходя из реальных возможностей и реальных потребностей.

Столько труда вкладывается ради одной ночи?

Не совсем так. Сеть, способная хорошо отработать в условиях максимальной новогодней нагрузки, будет отлично работать весь год, когда нагрузка в пределах нормы. Это напоминает отладку самолета, когда в процессе испытаний его подвергают перегрузкам, чтобы выявить слабые места и заложить такую степень надежности, которая на 100 процентов гарантирует работу в штатной ситуации.

Если, не дай Бог, в новогоднюю ночь в сети авария, что вы делаете?

Работу всех без исключения параметров сети мы видим в онлайн-режиме в Едином центре управления сетью. Грубо говоря, если выключится даже отдаленная базовая станция, мы это сразу увидим. Большинство неполадок мы можем устранить дистанционно. В каждом регионе нашей страны в новогоднюю ночь дежурят аварийные бригады инженеров, задача которых — быстро ликвидировать аварию там, где нет возможности что-то починить на расстоянии.

Ваши абоненты в Новый год звонят абонентам и других операторов...

Конечно. Мы увеличиваем количество технологических перемычек с сетями других операторов, чтобы голосовой, СМС или интернет-трафик от нас и обратно проходил без задержек. Как идет Новый год по стране с востока на запад — мы отлично видим в Едином центре управления сетью: в новогоднюю ночь центральный монитор цветом отображает, как растет нагрузка в тех городах, где наступила полночь. Наши инженеры этот монитор называют «новогодней елочкой».

Чего вы ждете от грядущей новогодней ночи?

По звонкам, скорее всего, показатели будут чуть выше, чем в прошлом году. А вот по интернет-трафику, особенно в сетях 4G, будет рекордный рост. Причин для этого много: это и количество смартфонов и планшетов на руках, и популярность интернет-мессенджеров, и интерес к соцсетям. Есть также предположение, что в этом году многие из тех, кто раньше уезжал за границу, останутся дома. А значит, будут встречать Новый год в кругу друзей или в гостях — в других городах страны. Разумеется, мы это учитываем.

Сегодня мы усиливаем сеть в городах Золотого кольца России и в других потенциально интересных для туристов местах. Прежде всего делаем упор на скорость интернета. Общий объем работ довольно большой: модернизируем оборудование примерно трех тысяч базовых станций в нескольких федеральных округах.

Что пожелаете клиентам и себе в новом году?

Чтобы за различными сложностями — а уходящий год был сложным — все мы помнили о своих родных и близких. Не забывали делиться с ними радостями, могли выслушать и, когда это нужно, дать совет. Жители самой большой в мире страны получили возможность общаться друг с другом в любое время несмотря на огромные расстояния. Главное — не забывать пользоваться этой возможностью.