Футболки уже несколько десятилетий являются не только предметом одежды, но и способом самовыражения. Например, изображение революционера Че Гевары считалось признаком нон-конформизма, однако позднее стало настолько массовым явлением, что для большинства он стал просто «бородатым дядькой в классном берете».
Два года назад в продажу поступила коллекция одежды под брендом «Вежливые люди», после чего портрет российского президента Владимира Путина стали массово печатать на футболках, упаковках духов, а также гравировать на люксовых смартфонах. Сам президент коммерциализацию своего образа не одобрил, но дизайнеров это не остановило, и «Путин на груди» превратился в тренд. «Лента.ру» проследила, как это связано с внешней политикой государства: от присоединения Крыма до напряженности в отношениях Москвы и Анкары.
Футболки в изображением Путина резко набрали популярность в 2014 году после воссоединения Крыма и России. В середине мая под брендом «Вежливые люди» были выпущены футболки, поло и нижнее белье.
Термин «Вежливые люди» появился в феврале на одном из украинских сайтов. Так обозначали военных в форме без знаков отличия, которые блокировали стратегические пункты во время обострения общественно-политической ситуации в Крыму. Термин подхватили пользователи интернета — он быстро превратился в мем. А потом внимание на него обратили в СМИ.
Осенью депутаты Госдумы предложили учредить новый праздник — «День вежливых людей» и отмечать его каждый год 7 октября (в день рождения президента). Эта инициатива поддержки не нашла, однако Путин подписал указ, по которому 27 февраля (день начала операции на полуострове) в России стал «Днем специальных операций».
Летом прошлого года стартовали продажи коллекции «Все путем» российского бренда «АняВаня». В линейке были футболки со снимками главы государства и подписями «Самый вежливый из людей», Crimea и «Нас не догонят». Коллекция разошлась менее чем за сутки.
Сам Путин коммерциализацию своего образа не одобрил. «Он относится к этому негативно. С другой стороны, это уже далеко не первый случай, такое не раз уже было», — говорил тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В середине октября 2015 года, после того как Россия начала военную операцию в Сирии, в продаже появились футболки с принтом авиаударов по позициям боевиков и надписью «поддержи Асада».
В конце ноября самолет турецких ВВС сбил российский СУ-24, и отношения между Москвой и Анкарой резко ухудшились. Путин назвал поступок Турции «ударом в спину». Последовали санкции против Анкары: введение визового режима и запрет некоторых продуктов питания.
Реакция модельеров была незамедлительной — буквально через неделю объявили о выпуске коллекции одежды с антитурецкими принтами. «Это будут нейтральные футболки, чтобы наши клиенты могли выразить поддержку нашим летчикам», — рассказывал модельер Александр Конасов. Речь идет о принтах «Не нужен нам берег турецкий, теперь с нами Крым и снежные Сочи. Любимая наша, родная страна!» и «Беги, турок, беги» (с изображением президента Турции Реджепа Эрдогана, убегающего от медведя). Цена футболок — 1300-1700 рублей.
Инициативу собиралась поддержать дизайнер Екатерина Добрякова. Она пообещала выпустить футболки, но не смогла этого сделать, поскольку грузовики с турецкой тканью застряли на границе. Пока на сайте дизайнера представлены футболки с Путиным в короне и надписью «Кабы я была царица» за 6 тысяч рублей.
Кроме футболок, облик Путина размещается, например, на смартфонах. Яркий тому пример — лимитированная коллекция iPhone 6s от российско-итальянской фирмы Caviar. Телефон выполнен из титана и золота и украшен портретом российского президента с надписью на итальянском Supremo Tre Volte («Трижды великий»). Помимо золотого лика, на телефоне выгравирован и автограф главы государства. Цена — 197 тысяч рублей. Многовато для среднестатистического россиянина. Поэтому среди первых покупателей оказался американский боксер Рой Джонс, обзаведшийся недавно российским паспортом. Спортсмен пояснил, что золотой смартфон станет его талисманом.
Не бездействуют и парфюмеры. В конце декабря в московском ГУМе прошла презентация духов Leaders Number One. Аромат с нотками бергамота и смородины создал белорусский парфюмер Влад Рекунов.
Флакон объемом 100 миллилитров с изображением Путина стоит около 6 тысяч рублей. Линейку пополнит продукт, посвященный белорусскому президенту Александру Лукашенко.