Мир
00:53, 3 января 2016

Неоптимистичный прогноз Западные эксперты о том, что ожидает мир и Россию в будущем году

Ксения Жарова (Редактор отдела «Путешествия»)
Фото: Alessandro Bianchi / Reuters

Восстановить утраченное политическое доверие между Россией и Турцией в следующем году вряд ли удастся. В Европу хлынет очередная волна мигрантов. Новый глава Белого дома ужесточит антироссийскую риторику. Западные эксперты рассказали «Ленте.ру» о том, что будет в 2016 году.

* * *

Мэтью Рожански

Мэтью Рожански — директор института Кеннана в Международном научном центре имени Вудро Вильсона (США):

Скорее всего, в следующем году антироссийские санкции сохранятся. Это один из главных ответов администрации Барака Обамы на присоединение Крыма и вмешательство России в конфликт на востоке Украины. Пока позиция Москвы по этим двум вопросам не изменится, ограничительные меры сохранятся. Иначе администрации американского президента просто перестанут доверять. К тому же идея введения ограничительных мер в отношении России крайне популярна в Конгрессе. И даже если глава государства внезапно решит их снять (антироссийские санкции ввел американский президент — прим. «Ленты.ру»), тогда их своим решением вернет уже сам Конгресс.

Если с «Исламским государством» (ИГ, запрещено на территории России — прим. «Ленты.ру») не удастся справиться, мир захлестнет новая волна международного терроризма, как в конце 1990-х годов. Война в Сирии быстро не закончится. Участники переговоров (США, ЕС, Россия, Иран, Сирия, Ирак, страны Залива) никак не могут прийти к консенсусу. В некоторых сферах они, конечно, могут взаимодействовать, однако во многом интересы государств сталкиваются. Противоречия между переговорщиками лишь на руку боевикам ИГ и другим экстремистам, действующим на территории Сирии и Ирака. Первым признаком того, что на переговорах достигнут прогресс, станет консенсус о будущей судьбе Башара Асада либо соглашение о том, что этот вопрос отложат на некоторое время, а сосредоточатся только на борьбе с ИГ.

Претенденты на пост президента США от обеих партий, по сравнению с Бараком Обамой, занимают более агрессивную внешнеполитическую позицию. В частности, это касается России. Республиканцы обещают либо «врезать России по носу», либо вообще отказаться от диалога с Путиным, либо возвратить риторику времен холодной войны. Дональд Трамп в свою очередь считает, что он в одиночку сможет преодолеть все системные противоречия между Россией и США. Что касается очевидного кандидата от Демократической партии — Хиллари Клинтон, то она так же, как и республиканцы, занимает жесткую позицию в отношении России.

* * *

Клаус Зегберс

Клаус Зегберс, немецкий политолог и профессор в Институте Восточноевропейских исследований (Германия):

В следующем году ЕС столкнется с рядом серьезных вызовов. Первый — это продолжающийся еврокризис. Для того, чтобы существующая на территории Европейского союза общая валюта была устойчивой, необходимо было введение единой системы взимания налогов и единой социальной политики. Однако по политическим причинам реализовать это невозможно.

Второй — это самоуверенное российское правительство, игнорирующее требования международного права. Третий — существующая угроза террористических атак. Нападение на редакцию Charlie Hebdo, недавние теракты в Париже — не исключено, что все это может повториться.

Четвертый — массовая миграция из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Сколько человек прибудут в ЕС в 2016 году, сказать сложно. Однако не исключено, что число беженцев может стремительно расти. Что касается борьбы с миграционным кризисом, то необходимо восстановить контроль на внешних границах ЕС. Кроме того, необходимо ускорить процедуру выдачи статуса беженца. Вынужденных переселенцев, не получивших убежища, следует как можно быстрее отправлять домой. Главная причина наплыва мигрантов — конфликты на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии, прекратить их не так просто.

Пятый вызов — это возможный выход Великобритании из ЕС после референдума 2016 года.

Что касается антироссийских санкций, то это реакция на незаконное присоединение Крыма и вмешательство Москвы в конфликт на востоке Украины. Было бы нелогично снимать ограничительные меры до тех пор, пока эти проблемы не решены. Однако выполнение минских соглашений и, в частности, пункта о прекращении военных действий могло бы со временем привести к ослаблению санкций.

Справиться с «Исламским государством» в следующем году будет очень сложно, несмотря на некоторые успехи. Существование ИГ — это не только внутренняя проблема ближневосточных и североафриканских стран, где много так называемых несостоявшихся государств (failed states), но это и внутренняя проблема западных стран с большими мусульманскими диаспорами. Необходимо понять, какие шаги нужно предпринять для их интеграции. Стоит также добиваться того, чтобы вынужденные переселенцы быстрее приспосабливались к жизни, принятой в либеральном обществе.

* * *

Керим Хас

Керим Хас, эксперт по евразийской политике аналитического центра «Международная организация стратегических исследований» (USAK) в Турции:

Турецко-российские отношения переживают серьезнейший кризис со времен распада СССР. Региональные разногласия по разным вопросам существовали и ранее, однако они никогда не были препятствием для нормального двустороннего диалога. По мнению турецкой политической элиты, Москва фактически проводит политику сжигания мостов. Это приведет к негативным последствиям для обеих стран в будущем году.

Война в Сирии сильно влияет на внутреннюю политику Турции. Во-первых, активизировалась РПК. Во-вторых, Анкара приняла на своей территории почти 3 миллиона беженцев. Турция с большим подозрением относится к российской воздушной операции в Сирии. В Анкаре уверены, что цель Москвы вовсе не обеспечение своей безопасности, а расширение влияния в ближневосточном регионе. Российское руководство не готово понять, что Сирия — это зона стратегических интересов Турции. Для нас эта страна имеет такое же значение, как и Украина для России. Сбив Су-24, Турция показала, что отстаивает свои интересы и в Сирии, и в регионе. Однако результат был не тот, на который рассчитывала Анкара.

Понятно, что восстановить утраченное политическое доверие чрезвычайно сложно. Если контакты между государствами на высшем уровне и возобновятся, то не в ближайшем будущем. Если же напряженность в российско-турецких отношениях сохранится на неопределенный срок, это осложнит политическое урегулирование сирийского кризиса и вызовет новые военные конфликты. Тогда, очевидно, необходимо налаживание контактов в формате Совета Россия — НАТО, а также взаимодействия между военными ведомствами России и Турции.

* * *

Кшиштоф Федорович: профессор Института востоковедения Исторического института при Университете им. Адама Мицкевича (Польша):

Кшиштоф Федорович

Главная проблема для ЕС в 2016-м — беженцы. Миграционный кризис лишь обострится. Вынужденные переселенцы могут бежать в ЕС через Украину и Польшу. На этом фоне увеличится число европейских стран, выступающих против принятия беженцев — таких как Венгрия, Чехия, Польша.

Моей стране, в которой проживают 38 миллионов человек, необходимо принять 7-8 тысяч беженцев. В принципе, это не так много. Но наши политики не знают, что с ними делать. Это люди с другим менталитетом, другой религией. Правые партии категорически выступают против приема переселенцев.

Основная задача ЕС в 2016 году — сохранить Шенгенское соглашение. Для этого необходимо усилить контроль на внешних границах Евросоюза. В частности, на греческой — у них там десятки тысяч беженцев переходят границу вообще без какого-либо контроля. Если не будет первой линии контроля ЕС, то создадут зону «малого Шенгена», куда войдут Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

Существует вероятность выхода Великобритании из ЕС. Еще один вызов — это отношения между ЕС и Россией. В частности, российско-польские отношения в следующем году только ухудшатся.

* * *

Ариэль Коэн — старший эксперт Атлантического Совета (Atlantic Council) и директор фирмы по анализу и управлению политическими рисками International Market Analysis (США):

Ариэль Коэн

В 2016 году миру предстоит столкнуться с чередой серьезных испытаний. Международные отношения будет определять проблема «Исламского государства» и угрозы терроризма. Эти вопросы быстро не решить. Создание международной коалиции натолкнется на существенные трудности из-за противоречий между Ираном и Россией с одной стороны и между ближневосточными странами и Западом — с другой стороны. Хотя уже сейчас на Западе постепенно смягчают позицию по Башару Асаду. Скорее всего, ни с ИГ, ни с сирийским лидером в 2016 году покончено не будет, а конфликт станет постепенно замораживаться.

В Европе поток беженцев вновь наберет силу к лету. Однако региональные выборы во Франции показали, что недовольство коренного населения засильем беженцев пока не ведет к каким-либо политическим изменениям. Тем не менее напряжение в обществе продолжит расти, а с ним и сила крайне правых.

На президентских выборах в Соединенных Штатах победа аутсайдеров вроде Дональда Трампа и Берни Сандерса выглядит весьма маловероятной, но они уже внесли свой вклад в радикализацию политической жизни страны. Если победит Хиллари Клинтон, резких изменений в американской политике ждать не стоит.

К чему нужно быть готовыми, так это к серьезным сдвигам в мировой экономике. Американская экономика, наконец, оправилась от кризиса 2008 года — благодаря низким ценам на энергоносители. Повышение базовой ставки ФРС — ярчайшее тому подтверждение. А со снятием эмбарго на экспорт американской нефти и ростом экспорта нефти иранской, мировая экономика станет еще прочнее.

В то же время ослабление китайской экономики в совокупности с жесткой региональной политикой Пекина в Южно-Китайском море вызовет ряд изменений. Соседи Поднебесной расширят свое сотрудничество с США — как экономическое, так и военное. Не зря же заключался договор о Тихоокеанском партнерстве. Падение спроса на сырье — печальная новость для России. Эпоха барреля за $100 и выше ушла, и ее возвращение не предвидится. Самый оптимистичный сценарий — это 50 долларов за бочку до 2020 года. При таком варианте российская экономика понесет существенный ущерб — расплата за годы пренебрежения модернизацией и упования на сырьевой сектор. Продолжится бегство капитала и эмиграция из страны. Однако сирийская кампания может быть расширена с целью отвлечения населения от внутренних проблем.

< Назад в рубрику