В конце января в российский прокат выйдет «Девушка из Дании» Тома Хупера — мелодрама о трагической судьбе одной из первых транссексуалок в истории: датский художник Эйнар Вегенер в 1930 году поменял пол, превратившись в женщину по имени Лили Эльбе. Оскаровский лауреат Эдди Редмэйн сыграл главную героиню и рассказал «Ленте.ру» о перевоплощении.
«Лента.ру»: После успеха «Вселенной Стивена Хокинга» не было опасений, что роль в следующем проекте окажется менее удачной?
Эдди Редмэйн: Скорее была ответственность. Наши продюсеры целых пятнадцать лет вынашивали этот проект и много раз пересматривали актерский состав, так что для меня большая честь, что роль Лили Эльбе в конце концов досталась мне. А волнуюсь я вообще всегда. Но в данном случае страх, что я не сумею сыграть роль как следует, меня только подстегивал.
В «Девушке из Дании», как и во «Вселенной Стивена Хокинга», вы преображаетесь до неузнаваемости. Сложно было работать над образом Лили?
Мне помогала Алекс Рейнольдс, хореограф движений, которая хорошо меня изучила на съемках «Вселенной Стивена Хокинга» и знала, что у меня получается, а что — нет. Алекс прежде всего помогает мне раскрепоститься внутренне. И хотя движение — внешнее проявление, оно все равно должно исходить изнутри. Вообще, работа над любым образом во многом складывается из пластики движений, особенно рук, потому что и в жизни это очень большая часть нас самих. Например, в начале фильма мне хотелось показать, как сущность Лили проявляется еще в оболочке Эйнара. Может быть, в том, как она спит? Я попытался это исследовать. Интересно также было добавлять какие-то нюансы в облик Лили по мере ее трансформации — например, когда Лили впервые появляется в обществе в женском платье и парике, все в ней гипертрофировано. Это такой переходный возраст. Постепенно ее образ становится более естественным.
Когда впервые увидели себя в зеркале в образе Лили, что почувствовали?
Шок! Потому что это была копия моей мамы. На самом деле женщин мне доводилось играть и раньше — сначала в школьных классических спектаклях, а потом Виолу в «Двенадцатой ночи» в шекспировском театре «Глобус».
У Лили, мягко говоря, неординарная судьба.
С моей точки зрения, она была человеком широких взглядов и считала, что жизнь чего-то стоит, только если ты можешь быть самим собой. На первый взгляд, это кажется такой простой, естественной вещью, но Лили, чтобы на это решиться, требуется необычайная смелость и сила духа, в этом она настоящий пионер своей эпохи. И режиссера Тома Хупера, и меня очень вдохновила ее история.
У Тома Хупера вы уже снимались раньше — в сериале «Елизавета I» и мюзикле «Отверженные». Как работалось с ним на этот раз?
Работать с человеком, которого ты хорошо знаешь и которому полностью доверяешь, — большое дело, особенно когда на съемки отводится всего какой-нибудь месяц или два. Вообще, чтобы быть хорошим киноактером, нужно чувствовать себя расслабленно перед камерой, а меня, наоборот, все, что связано со съемочным процессом, ужасно сковывает. Поэтому перед съемками, чтобы набраться храбрости, мне нужно немного свободы — поэкспериментировать и найти свой подход к образу. Том всегда дает мне такую возможность. Кроме того, от него совершенно невозможно ничего скрыть — он замечает все, что ты пытаешься сделать, и потом соглашается с этим. Или нет.
Том Хупер сказал, что и вы, и он готовились к съемкам около года.
Да, в этот раз мы достаточно долго репетировали, а начал я с самообразования: много прочитал про Лили и ее отношения с Гердой Вегенер, ее дневники, опубликованные после смерти. К тому же я встретился со множеством транссексуалок разных поколений и с их партнерами. Все эти люди рассказали мне свои истории — до мельчайших подробностей, вплоть до очень интимных деталей о том, как они к этому пришли, — чтобы я смог это использовать в работе над образом Лили и, может быть, найти что-то созвучное в самом себе.
Что для вас было главным в этой истории?
Конечно, это история конкретного человека — путь, который он прошел. Но если вдуматься, у каждого из нас есть внутри какой-то барьер, который мешает стать самим собой, раскрыться по-настоящему. Смириться с этим или постараться изменить себя? Мне кажется, этот вопрос мы должны задавать себе чаще.
«Девушка из Дании» выходит в российский прокат 28 января.