Вечером 8 января в интернете распространилось видео, на котором врач избивает пациента в приемном отделении больницы № 2 города Белгорода. СМИ сообщили, что потерпевший скончался, а в отношении врача возбуждено уголовное дело. Это вызвало большой общественный резонанс, но официальных комментариев от правоохранительных структур нет почти сутки. «Лента.ру» попыталась разобраться в ситуации.
То, что вызвало конфликт в белгородской больнице поздно вечером 29 декабря, осталось за кадром. Что же зарегистрировала камера видеонаблюдения в приемном отделении?
Ролик начинается с того, что пациент, раздетый по пояс для осмотра, спокойно сидит на кушетке. Его сопровождающий стоит в дверях. Затем в кабинет заходят два медработника — мужчина и девушка. Девушка пальцем показывает на пациента с обнаженным торсом. Врач в приступе ярости силой поднимает человека с кушетки, выталкивает из кабинета и следует за ним, прикрывая за собой дверь.
Тот, кто пришел с пациентом, тоже двинулся за ними. Медработник развернулся на 180 градусов и накинулся на него, орудуя кулаками как заправский участник боев без правил. Пока он молотил забившегося в угол противника, в кабинет вернулся пациент, на которого показали пальцем. Заметив того за спиной, боец резко развернулся и одним ударом отправил его в глубокий нокаут, после чего вновь переключился на сопровождающего и после серии ударов с пинками выкинул из кабинета. А нокаут оказался смертельным.
По данным источника «Ленты.ру», в роли бойца-медработника выступил хирург Илья Зелендинов, окончивший Белгородский государственный университет в 2007 году.
Врач вступился за медсестру. Но что именно сотворил погибший, непонятно. В СМИ говорят об устном оскорблении. Источник «Ленты.ру» — об ударе ногой то ли по самой медсестре, то ли рядом с ней. Источник LifeNews также сообщил, что потерпевший находился в состоянии алкогольного опьянения.
Как сообщается, по факту смерти пациента Следственный комитет России возбудил уголовное дело. По какой именно статье, не уточняется.
Первую минуту после драки лежащим без сознания мужчиной не интересовался никто. Даже его товарищ. Затем он безуспешно попытался привести его в сознание, чем привлек внимание работников больницы. Реанимировать пострадавшего пытался и врач-боец с помощью той самой медсестры.
По имеющейся информации, борьба за жизнь пациента там же и прекратилась. К реанимационным действиям с применением соответствующих инъекций и разрядов тока врачи не приступали. По крайней мере, на видеозаписи этого нет.
Эпизод, однако, не получил огласки ни до Нового года, ни в первые январские дни. Проводилась доследственная проверка, в ходе которой предстояло соотнести действия разъяренного врача и их неожиданные последствия с нормами Уголовного кодекса РФ.
По словам бывалых оперативников МВД, практика «случайных смертельных ударов» весьма обширна. Квалифицируются они как «причинение смерти по неосторожности» (ст. 109 УК РФ).
Скорее всего, сейчас дело завели по той же статье. Максимальное наказание — два года лишения свободы. Чаще всего фигуранты дожидаются суда под подпиской о невыезде.
Собственно, столь «гуманная» мера пресечения и послужила, по данным канала «360 Подмосковье», причиной для публикации нашумевшей видеозаписи в сети лицом, «причастным к расследованию данного происшествия».
После придания делу широкой огласки его уже могли переквалифицировать на гораздо более суровое «причинение тяжких телесных повреждений, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего» (статья 111 часть 4 УК РФ). За это уже грозит срок до 15 лет лишения свободы, и ни о какой подписке о невыезде до суда не может быть и речи.
Во многих СМИ и соцсетях эпизод в белгородской больнице назван убийством. Официально это преступление не получит такую квалификацию при любом раскладе. По закону убийца — только тот, кто отнял жизнь умышленно.
Гораздо сложнее вопрос с упомянутой выше 111-й статьей, которую требуют применить к врачу знакомые с законодательством форумчане.
Эта статья предусматривает сложную двойную форму вины в действиях преступника, который одновременно желает причинить тяжкий вред здоровью и на авось надеется, что не убьет свою жертву.
Проблема в том, чтобы определить, чего же хотел мстительный хирург. Сломать бедолаге конечности и разбить голову или отвесить тумаков, от которых остаются только синяки и ссадины?
«Согласно решению пленума Верховного суда России, на вопрос о содержании умысла виновного может ответить лишь суд, исходя из совокупности всех установленных обстоятельств, — объяснил «Ленте.ру» бывший следователь МВД России Олег Тютенков. — С учетом орудия преступления, локализации телесных повреждений, причин прекращения их нанесения, а также обстоятельств, предшествующих деянию, и последующих действий виновного».
Исходя из этого события, не попавшие в кадр, будут иметь не последнее значение в этом деле.