Россия
09:31, 12 января 2016

«Не претендуем на роль сверхдержавы» Владимир Путин объяснил, почему не хочет мирового лидерства

Татьяна Меликян
Владимир Путин, Кай Дикманн и Николаус Бломе
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Россия не претендует на роль супердержавы, потому что «это очень дорого и ни к чему». Но и со статусом региональной державы, присвоенным ей президентом США Бараком Обамой, не согласна. Прежде чем делать такие заявления, президент России Владимир Путин порекомендовал раскрыть карту и вспомнить о масштабах государства, которое простирается на одной шестой части суши. «Где? О каком регионе идет речь?» — предложил уточнить Путин. Немецкое издание Bild опубликовало вторую часть интервью с российским президентом. На этот раз беседа была посвящена в основном внешней политике.

Счастливая любовь с НАТО

Путин уверен: Россия так и не стала полноценным членом «Большой восьмерки». Страна вошла в состав группы в 1997 году; в 2014-м ее участие было приостановлено из-за присоединения Крыма к России. В тот год очередная встреча «восьмерки» должна была состояться как раз в Санкт-Петербурге. «Не мы же куда‑то не поехали — к нам не приехали, — напомнил Путин. — Если коллеги решат к нам приехать — ради бога, пожалуйста, мы их с удовольствием примем, но сами никуда мы билетов пока не покупали».

Президент отметил, что несмотря на участие России в Группе восьми «всегда были какие‑то разговоры между министрами иностранных дел семи стран отдельно». Тем не менее «присутствие России все‑таки было полезным, потому что звучало хоть какое‑то альтернативное мнение по некоторым обсуждавшимся вопросам».

Москва не прервала сотрудничество в рамках совета Россия — НАТО, учрежденного в 2002 году на Римской встрече. За время своего существования совету удалось добиться определенных успехов в области борьбы с терроризмом. Регулярно осуществляется обмен информацией, проводятся углубленные консультации, совместные оценки угроз. В апреле 2014 года министры иностранных дел стран НАТО остановили военное сотрудничество с Россией из-за кризиса на Украине.

«Мы считаем, что он [совет Россия — НАТО] есть, но любовь может быть счастливой только если она взаимная, — заметил Путин. — Если с нами не хотят работать — значит, не надо».

Холодную войну бросает в жар

Разговор о Североатлантическом альянсе естественным образом перешел на инцидент со сбитым российским самолетом. На взгляд Путина, проблемы в отношениях между Москвой и Анкарой не связаны с членством Турции в НАТО. «На Турцию никто не нападает. Если у Турции есть какие‑то интересы где‑то в мире, в ближайших государствах, это значит, что НАТО должно защищать и обеспечивать все эти интересы, что ли? Это значит, что такой член НАТО, как Германия, должен помогать Турции осваивать близлежащие территории, что ли?» — удивился российский президент.

Обращение Турции к альянсу с просьбой о защите после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24 он назвал унизительным. И выразил надежду, что ни к каким масштабным столкновениям подобные инциденты не приведут. Но заметил, что в ответ на угрозы Россия будет отстаивать интересы своей безопасности всеми имеющимися у нее средствами.

Кого бомбит Россия

Корреспонденты Bild заметили, что на Западе существует мнение, будто российские вооруженные силы в Сирии ведут борьбу не с «Исламским государством», а с повстанцами, которые борются, в свою очередь, с Асадом.

«Все они врут», — ответил Путин.

Он напомнил ситуацию, когда американские летчики нанесли удары по госпиталю «Врачей без границ» в афганском Кундузе. Больница, в которой находились около 200 человек, была частично разрушена 3 октября прошлого года при бомбардировке войсками США. Командующий американскими вооруженными силами в Афганистане генерал Джон Кэмпбелл признал ответственность за это 6 октября, подчеркнув, что обстрел произошел «по ошибке».

«Люди погибли. Об этом в западной прессе стараются умалчивать, ничего не говорят, забывают — быстренько-быстренько все забывают. Сказали пару раз — и положили под сукно», — заметил Путин и уточнил: «Сказали пару раз только потому, что там были иностранцы, “Врачи без границ”».

«Кто сейчас вспоминает про уничтоженные свадьбы? Сто с лишним человек одним ударом уничтожили», — напомнил он другой случай. В сентябре самолеты коалиции нанесли в Йемене два ракетно-бомбовых удара по толпе, собравшейся на празднование свадьбы.

«А вот эти фальшивки тиражируют постоянно — по поводу того, что наши летчики наносят удары по гражданским объектам, — продолжил российский президент. — Если считать, скажем, “живые нефтепроводы” из тысяч бензовозов и нефтевозов мирными объектами — тогда да, тогда можно считать, что наши летчики наносят удары по таким объектам, но по ним наносят удары все — и американцы, и французы».

Путин напомнил, что Москва поддерживает боевые действия вооруженной оппозиции Асаду, поскольку она борется с ИГИЛ. «Причем мы согласовываем с ними наши совместные действия и поддерживаем ударами нашей авиации их наступательные операции на различных участках фронта, — заметил он. — Мы поддерживаем как армию Асада, так и вооруженную оппозицию. Некоторые из них уже публично заявили об этом, некоторые предпочитают молчать, но работа идет».

Асад должен уйти. На досрочные выборы

То, что президент Сирии Башар Асад наносит удары по собственному населению, Путин назвал «тонкой темой». «Асад совершил немало ошибок в ходе развития конфликта в Сирии. Но разве мы с вами не знаем, что конфликт не приобрел бы такого масштаба, если бы изначально не был поддержан извне деньгами, оружием, боевиками — в огромных количествах? Кто несет ответственность за это?» — спросил он.

Союзник Асад или нет, для Москвы важно, чтобы ситуация в Сирии развивалась не по иракскому или ливийскому сценарию. Путин озвучил возможное разрешение кризиса: восстановить и укрепить складывающиеся структуры власти в Ираке и Ливии, добиться стабилизации в Сомали, укрепить власть в Афганистане. И уже на этой базе проводить политические реформы.

«Что касается Сирии — я считаю, нужно двигаться по направлению к конституционной реформе. Это сложный процесс, конечно. А затем на базе новой конституции провести досрочные выборы и президента, и парламента. И только сам сирийский народ должен определить, кто и как будет управлять страной», — заявил Путин.

«Но Асад, по вашему мнению, является легитимным руководителем, если он допускает уничтожение собственного населения?» — поинтересовались корреспонденты.

Путин ответил, что президент Сирии «не стремится к уничтожению собственного населения». Он борется с теми, кто пришел к нему с оружием в руках. И ответственность за гибель мирного населения несут те, кто помогает вооруженным формированиям.

Если Асад проиграет выборы, Путин, возможно, предоставит ему убежище. «Мы господину Сноудену предоставили убежище, а это было сложнее», — напомнил Путин.

Вал критики

«О свободе, как правило, говорят правящие классы — для того, чтобы мозги запудрить тем, кем они управляют. Ничего нового нет по поводу демократии в России», — заметил Путин. Так он ответил на вопрос, готова ли Россия к валу критики в преддверии Чемпионата мира по футболу в 2018 году. В первую очередь — критики в отношении развития демократии.

По его мнению, в России «хорошо усвоили прививку единоличного управления со стороны одной политической силы — Компартии, КПСС», и выбор в пользу демократии сделан давно. Путин напомнил, что Россия вернулась к прямым выборам губернаторов, и 77 партий могут принять участие в парламентских выборах.

И вновь обратил внимание на опыт Соединенных Штатов. Российский лидер напомнил, что в истории этого государства было два случая, когда президент избирался благодаря большему числу выборщиков, за которыми стояло меньшее количество избирателей. «Это что — отсутствие демократии, что ли? Нет, конечно, — констатировал Путин. — Но это не единственная и не самая главная проблема. Как мне говорил один из европейских лидеров, в Штатах невозможно выйти на выборы президента, не имея нескольких миллиардов долларов».

«Что касается попыток использовать спорт в политических дрязгах и политической борьбе, я считаю, что это огромная ошибка. Это делают глупые люди», — заметил Путин. Как и музыка, балет, опера — это те средства, которые должны сближать людей, а не разъединять. «Нужно поддерживать эту роль искусства и спорта, а не принижать и не уничтожать ее», — заключил он.

< Назад в рубрику