Россия
14:11, 12 января 2016

Перемены на скамейке запасных Президентский резерв — 2016: кадровый лифт пришел в движение

Юрий Васильев
Фото: Григорий Собченко / «Коммерсантъ»

Накануне Нового года был опубликован обновленный список резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента России. Два новых губернатора, новые лица и значимые сохранения позиций — «Лента.ру» проанализировала нынешний потенциал кадровых закромов главы государства.

Абрамов, Авдеев, еще Авдеев, Авилов — в начале, Ярошевский — в конце… Беглый осмотр может привести к выводу, что в кремлевском аппарате накануне 2016 года вновь представили общественности список кадрового резерва президента за 2015 год — впервые опубликованный, соответственно, в декабре-2014. Совпадений действительно немало. Однако очевидны и многочисленные изменения — если вглядываться в уже знакомые персоналии, к примеру, из региональных структур власти.

Кадровый лифт, стартовавший в минувшем году, заработал в полную силу. Так, Александр Авдеев, вошедший в резерв на 2015 год главой администрации Обнинска, встретил 2016-й на посту вице-губернатора Калужской области. И, судя по тому, что из президентского списка Александр Александрович не выпал, у главы государства, скорее всего, есть дальнейшие планы в отношении карьеры этого чиновника. В том же регионе руководитель администрации губернатора Николай Любимов сменил ветвь власти, став в минувшем году главой областного законодательного собрания. Из районной думы на более высокую должность в администрации Ханты-Мансийского района перешел Руслан Ерышев. А Ольга Завьялова, не потеряв пост министра финансов Республики Алтай, расширила свои полномочия: теперь она еще и вице-премьер республиканского правительства.

Получила самостоятельный участок работы Ольга Жукова из Министерства культуры РФ: в прошлом году она возглавила Российскую государственную концертную компанию «Содружество». Схожий путь проделал Игорь Манылов, пришедший в Главгосэкспертизу из корпуса заместителей министра сельского хозяйства. Максим Орешкин, занимавшийся в Минфине долгосрочным планированием, продвинулся в заместители министра финансов страны. А Денис Агафонов, в прошлом списке числившийся на должности начальника департамента президентского управления по внешней политике, в нынешнем листе фигурирует уже как замглавы этой структуры.

Есть и менее линейные перемещения, в том числе по карте России: Виктор Гузь — из вице-губернаторов Ямало-Ненецкого автономного округа в Екатеринбург, заместителем гендиректора АО «Корпорация развития». Сергей Вельмяйкин покинул кресло первого заместителя министра труда РФ, чтобы курировать весомую часть социалки в качестве директора Департамента социального развития Правительства РФ. А Георгий Белозеров за истекший год проделал путь в структуры кабмина из «третьего сектора»: опыт руководства общественной организацией «Российское управленческое сообщество участников Президентской программы подготовки управленческих кадров — РУС» наверняка помогает ему на нынешней должности заместителя главы департамента по формированию системы «Открытое правительство». Хотя таковое существует уже четвертый год, причем на уровне федерального министерства, но, как видно, и здесь требуется помощь президентских резервистов. Учитывая, что в списке с прошлого года на своей позиции остался и директор департамента Макар Герман, при желании можно прочесть вполне внятный сигнал Михаилу Абызову и его команде: управленческий резерв на данном направлении укомплектован — и, если что, вполне может выйти на передний план.

Еще один Белозеров — Олег из системы президентского резерва в этом году выпал, причем в четком соответствии с нынешней должностью. Из заместителей министра транспорта Олег Валентинович в минувшем году пересел в главное кресло РЖД, сменив Владимира Якунина. Железные дороги в их нынешнем виде — никоим образом не резерв, а самая настоящая передовая, требующая не подавать надежды, а выполнять конкретные задачи. Прежде всего — по выводу РЖД из ряда планово-убыточных предприятий. К чему Белозеров и приступил, еще в минувшем году решительно срезав непрофильные расходы железнодорожного монополиста.

Двум Александрам — Козлову и Никитину — удалось сохранить места в президентском кадровом лифте, несмотря на карьерный взлет. Александр Козлов не без труда выиграл губернаторские выборы в Амурской области, оставив пост мэра Благовещенска. А Александр Никитин, стартовав в аналогичной кампании с позиции председателя законодательного собрания Тамбовской области, победил с легкостью, набрав более 80 процентов голосов жителей региона.

Остается в списках резерва Андрей Бочаров. Видимо, федеральный центр таким образом оценил его усилия по экономико-политической санации Волгоградской области, некогда печально известной в качестве поставщика скандалов общероссийского значения. Соседом Андрея Ивановича и по алфавиту, и по работе в структурах Общероссийского народного фронта (Бочаров до губернаторства возглавлял исполком Фронта) остается Александр Бречалов — сопредседатель Центрального штаба ОНФ и секретарь Общественной палаты, за минувший год существенно увеличивший присутствие ОП в информационном поле.

Список президентских резервистов следует признать отличным лакмусом для самых громких скандалов прошлого года. Точнее, для оценки их реальных последствий. А еще точнее — отсутствия таковых. К примеру, ни один заместитель губернатора Московской области — невзирая на претензии к руководству региона прежде всего со стороны активистов ОНФ (ненадлежащие траты бюджетных денег и другие прегрешения) — не утратил своих позиций в обновленном листе президентских кадров: в нынешнем списке, как и в предыдущем, есть и Наталья Виртуозова, и Ильдар Габдрахманов. Там же и Руслан Гаттаров, вице-губернатор Челябинской области: недавний скандал, связанный с дорогостоящими перелетами регионального чиновника, никак на его карьеру не повлиял.

Новые лица в нынешнем списке редки, уже этим оставляя простор для трактовок. К примеру, с дебютом в списке президентских кадровых надежд следует поздравить Александра Журавского, заместителя министра культуры РФ. В минувшем году Журавский потерял часть полномочий, связанных с межнациональными отношениями: этим теперь занимается вновь созданное профильное правительственное агентство. Однако кадровый потенциал этого чиновника явно не остался незамеченным в Кремле.

Не менее интересен случай другого новичка резерва — Одеса Байсултанова, заместителя министра РФ по делам Северного Кавказа. До министерства Байсултанов работал замом полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе, а до того пять лет возглавлял правительство Чечни. Ждет ли его новый виток в карьере или, может быть, таким образом в Кремле решили ободрить Минсевкавказ, которому постоянно прочат терминальную оптимизацию?
Наступивший год, скорее всего, даст ответ на эти и подобные вопросы. Хотя вариант ответа на один из них дает и нынешний список: Андрей Соколов, в прошлом году работавший заместителем министра по делам Крыма, не потерял места в кадровом резерве, даже находясь на куда более скромной должности советника гендиректора ИТАР-ТАСС. Принцип «должности и структуры могут меняться, а люди остаются» заявлен весьма конкретно.

Что абсолютно понятно уже сейчас — появление в президентском резерве представителей Республики Крым и Севастополя. В прошлом списке из Крымского федерального округа не было никого, зато в нынешнем он представлен двумя чиновниками: заместителем губернатора Севастополя Алексеем Еремеевым и первым замглавы республиканского совета министров Михаилом Шереметом.

Вероятнее всего 2016 год в целом завершит переходный период, обозначенный центром для воссоединившихся с Россией регионов. Так что, скорее всего, резервистам придется стараться чуть больше остальных коллег: недостаток внимания Москвы Еремееву и Шеремету теперь не грозит. Как, впрочем, и остальным 138 резервистам главы государства, упомянутым в нынешней редакции списка. Вне зависимости от регионов и должностей.

< Назад в рубрику