По итогам прошлого года Россия опустилась со второго на четвертое место в Европе по числу проданных легковых автомобилей. 2016-й также не станет поворотным в судьбе российского автопрома: продажи продолжат падать, а цены на новые автомобили — расти. Каждому бренду придется выкручиваться по-своему, но больше всего шансов будет у самых терпеливых, то есть тех, кто выберет правильную ценовую политику. В этом смысле наилучшие перспективы у корейских брендов и отечественных Lada.
Российский автопром ждет четвертый год кризиса: в 2016-м продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей провалятся до 1,53 миллиона штук, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В 2015-м в России приобрели 1,6 миллионов новых машин — на треть меньше, чем в 2014-м.
Самым удачным месяцем для дилеров оказался декабрь — 147 тысяч проданных легковых машин и LCV. Показатель ноября — 132 тысячи. Некоторым дилерам удалось реализовать на 30-40 процентов продукции больше, чем в ноябре. Однако повторить результат декабря 2014 года, когда запаниковавшие россияне бросились тратить дешевеющие рубли и скупать все от стиральных машин до автомобилей, естественно, не удалось (тогда в стране за месяц было продано 270 тысяч машин).
Согласно статистике АЕБ, наиболее популярным автомобилем у россиян остается отечественная Lada — за год продано 269 тысяч машин. Следом с большим отставанием идут корейские бюджетные бренды Kia и Hyundai — 163,5 и 161 тысяча соответственно. Замыкают пятерку самых востребованных машин Renault и Toyota. Впрочем, оптимизма статистика АЕБ не внушает: клиентов поубавилось абсолютно у всех брендов, за редким исключением (Lexus подрос на 6 процентов, Porsche — на 12). Из массовых моделей меньше других пострадал УАЗ, чьи продажи снизились всего на 2 процента.
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер на пресс-конференции 14 января отметил, что чудесного восстановления спроса в 2016-м не произойдет, а если государственная поддержка спроса окажется недостаточной, итог будет совсем печальным. «В прошлом году Россия была, хоть и со скрипом, на втором месте после Германии. В 2015 году картина изменилась: российский рынок находится на четвертом месте», — резюмировал он. По продажам автомобилей Россию опережают Германия, Великобритания и Франция. За последние три года, по подсчетам ассоциации, рынок сократился почти вдвое. Однако Шрайбер обратил внимание на некоторые позитивные моменты в нелегкой судьбе автозаводов. В частности, вырос спрос на легкие коммерческие автомобили. И хотя уровень продаж легковушек еще не стабилизировался, темпы падения замедляются.
Свой прогноз на 2016 год ранее обнародовало аналитическое агентство «Автостат»: при оптимистичном сценарии продажи останутся на уровне 2015-го, при пессимистичном — снизятся на 15 процентов.
Аналитики и топ-менеджеры дилеров осторожничают с прогнозами. На спрос влияет множество факторов — от цен на нефть и курса рубля до стратегии каждого конкретного бренда, поясняют они. Уже известно, что государство в первом полугодии 2016-го выделит 20 миллиардов рублей на три программы поддержки автопрома — льготное автокредитование, утилизацию и trade-in, а также продажи в лизинг. Относительно второй половины года решение еще не принято.
В декабре вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что объем господдержки российского автопрома в 2016 году может увеличиться до 50 миллиардов рублей. Однако на фоне секвестра российского бюджета нельзя исключать и противоположного сценария. Шрайбер подчеркнул, что опасается именно такого развития событий: «Возможно, что там, в бюджете, кое-какие сокращения тоже будут. Тогда мы должны говорить уже о другом прогнозе продаж на 2016 год».
На автопром, как и на всю российскую экономику, косвенно влияют и западные санкции. Председатель комитета автопроизводителей АЕБ признал, что это один из факторов, определяющих настроения на рынке.
С негативным прогнозом АЕБ согласен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. По его словам, текущие тенденции не позволяют говорить о восстановлении авторынка в 2016-м. По мнению директора по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александра Зиновьева, общая стратегия автопроизводителей — сохранить объем продаж на уровне 2015 года. Лишь некоторые из них закладывают рост в 5-10 процентов.
Очевидно, что легковые автомобили в 2016-м продолжат дорожать, особенно у иностранных брендов без сборочных мощностей в России или с низкой локализацией. «Автопроизводители и дилеры будут наблюдать за тенденциями на валютном рынке и постепенно повышать цены. Если рубль начнет укрепляться, то предложат различные акции-распродажи и скидки», — считает Беспалов.
Директор дилерского центра Mitsubishi РОЛЬФ Сити Владимир Мирошников добавляет, что в автосалоны приходят клиенты, которые «стремятся приобрести автомобиль сейчас, понимая, что завтра будет дороже». Многие готовы покупать в кредит, однако с корректировкой прайс-листов поток этих покупателей прекратится, уверен менеджер.
По словам Зиновьева, большинство брендов пока работает по ценам 2015 года, лишь некоторые решились повысить их с января на 3-7 процентов. У одних повышение было запланировано заранее, другие таким образом компенсируют девальвацию рубля.
«Цены на автомобили за год выросли в среднем на 20 процентов, при этом средняя цена продажи увеличилась лишь на 14. То есть покупатели пересаживаются на более дешевые комплектации. Эта тенденция сохранится и в текущем году», — объяснил «Ленте.ру» руководитель экспертно-аналитического отдела дилера «Автомир» Артем Зябин. По его оценкам, потенциал роста цен еще очень велик — рубль обесценился более, чем в два раза, а локализация производства у большинства иностранных брендов не превышает 50 процентов.
Он обращает внимание на удачную стратегию корейцев, которые в прошлом году фактически «купили долю рынка низкими ценами». «Продолжив политику увеличения цен медленнее рынка и в 2016 году, корейские бренды займут еще большую долю российского рынка — это явный задел на будущее», — полагает он. Активно борется за покупателя и российский «АвтоВАЗ», сумевший на 1,5 процента увеличить рыночную долю в прошлом году. Зябин считает, что перспективы тольяттинского гиганта во многом зависят от ценовой политики на новые модели Lada Vesta и X-Ray: спрос на них ограничен, а у корейских брендов сопоставимый ценник.