Путешествия
00:04, 16 января 2016

Плавательная практика курсанта Латышевского Впечатления юного моряка, прошедшего за четыре месяца 35 тысяч морских миль

Фото: предоставлено Степаном Латышевским

Четыре месяца провел в море курсант 3-го курса Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского Степан Латышевский. Об этом он рассказал в своих путевых записках, которые и прислал на конкурс, организованный «Лентой.ру» при поддержке «Рамблер.Путешествия».

Попытаюсь описать кадетскую жизнь в море во время прохождения плавательной практики в японской судоходной компании MOL (MitsuiO.S.K. Lines). По конкурсной программе было выбрано 11 курсантов 3-го курса судоводительского факультета. Одним из счастливчиков оказался я.

Первая проверка

Наша практика началась с тяжелого перелета над Тихим океаном из Владивостока через Токио и Нью-Йорк в военный город Норфолк. В США проходили таможенную зону. Половину курсантов отвели на тщательный досмотр. Я попал к офицеру, который начал задавать вопросы на беглом английском языке, и не сразу уловил, о чем именно он меня спрашивает. Но потом все-таки смог объяснить таможеннику, кто мы и с какими целями прибыли в США. Прощаясь, офицер сказал на русском: «Вы думали, что я не понимал, о чем вы говорили, но я знаю ваш язык».

В Норфолке большинство жителей — военные. Развитие город получил во время мировых войн. Здесь был построен огромный промышленно-транспортный комплекс, обслуживающий Атлантический флот США. Тут же располагается военно-морская база ВМФ США — Норфолк.

Наши будни

16 июня мы сменили украинских кадетов. Они были счастливы, что практика закончилась и можно вернуться домой. Но на сердце у них было неспокойно, перед отъездом они расспрашивали нас: «Что происходит на Украине, что пишут в российских СМИ?»

Трудовые курсантские будни: подъем в 5:40, с 6 до 6:30 приборка, затем — зарядка, в 7:15 завтрак, с 8 до 10 — первая пара, с 10:00 до 10:30 — время для кофе, с 10:30 до 11:30 — вторая пара, в 11:30 обед, до 13:30 — свободное время, в 13:00 зарядка у всего экипажа на мостике, с 13:10 до 15:00 — третья пара, с 15:00 до 15:30 — время для кофе, с 15:30 до 16:30 — четвертая пара. А вскоре мы уже начали стоять вахты с 16:30 до 20:00.

За неделю мы пересекли Атлантический океан. Переход дался нелегко: каждый день смена часовых поясов, недосыпание и акклиматизация. Было очень тяжело засыпать и рано вставать, а после еще и учиться весь день. Но с погодой нам повезло.

Гибралтар

3 июля. Судно прошло Гибралтарский пролив, разделяющий Африку и Евразию. Зашли в один из самых южных городов Испании — Альхесирас. Это бункеровочный порт, который составляет конкуренцию Гибралтару. Из-за короткой стоянки в порту только одному курсанту удалось выйти в город. Испанские девушки произвели на него большое впечатление.

Суэцкий канал

За шесть дней прошли Средиземное море вблизи берегов Марокко, Алжира, Туниса, Сицилии, Мальты, Ливии и оказались в Египте. Около Порт-Саида впервые участвовали в якорных операциях: наблюдали, как якорь весом в 13 тонн падает в воду…

В полночь, когда подошла наша очередь, зашли в Суэцкий канал. Удивительное сооружение, соединяющее Средиземное и Красное море, позволяет сэкономить почти 10 тысяч километров.

Длина канала — 162 километра. Ширина между буями — 180 метров. Суда длиной от 100 до 400 метров расходятся друг с другом на расстоянии всего в несколько десятков метров. Проход через Суэцкий канал считается очень непростым и опасным для судов длиннее 300 метров. Это сравнимо с движением автомобиля на льду. В случае аварийной ситуации может случиться коллапс в транзите.

Прохождение канала составляет около 12 часов. Одновременно с каждой стороны движется по 20-30 судов. С севера формируется два конвоя и один с юга. Расходятся конвои в Большом горьком озере. Здесь суда с севера становятся на якорь, пропуская суда с юга.

Перед заходом в канал на борт поднимается лоцман (pilot). И, обязательно, независимо от наличия судового прожектора, электрик, который включает специальный прожектор в темное время суток, а также несколько человек с лодками, которые должны в экстренной ситуации пришвартовать судно к берегу.

Чаще всего лодочники сидят на судне без дела, поэтому привозят с собой много вещей и сувениров для продажи. И постоянно что-то выпрашивают: сигареты, воду, мыло…. Нам приходилось сопровождать их по всему судну, чтобы они не «прихватили» какой-нибудь сувенир…

Признаться, после первого прохода через Суэцкий канал у нас сложилось не самое приятное впечатление об арабах. Они постоянно говорили, как любят русских, и тут же утверждали обратное… Возможно, это оттого, что в Египте люди живут очень бедно, зарплата многих не превышает 400 долларов.

На улицах Порт-Саида много автомобилей марки «Жигули», скорее всего они бегают здесь еще с тех пор, когда Советский Союз активно помогал Египту. И, конечно, очень непривычно было видеть на пляже девушек в черных хиджабах.

Пиратские вахты в Аденском заливе

Пройдя Суэцкий канал, вышли в Суэцкий залив. За четыре дня миновали берега Египта, Саудовской Аравии, Йемена и вышли в Аденский залив, где начинается пиратоопасная зона.

Перед заходом в Аденский залив на кормовой части судна была натянута колючая проволока и поставлены «чучела» (манекены), так как это самая низкая и уязвимая часть судна.

Несколько дней мы стояли пиратские вахты. Было неприятно, когда от берега к судну приближались на большой скорости моторные лодки. Стоишь и не знаешь, пираты ли это или обычные рыбаки…

Наше судно имело высокий надводный борт (порядка 5-6 метров), и попыток нападения мы избежали. Чаще всего пираты атакуют танкеры или балкеры, идущие на небольшой скорости и имеющие низкие надводные борта, но, как правило, такие суда находятся под специальной военизированной охраной.

В Коломбо погулять по берегу не удалось

19 июля мы зашли в бывший английский порт Коломбо, находящийся на острове-государстве Шри-Ланка. Коломбо — один из крупнейших морских портов Южной Азии, богатый достопримечательностями, сувенирными лавками, уличными рынками и храмами. К сожалению, в порту произошла поломка крана, из-за чего мы пришвартовались на шесть часов позже положенного и не смогли выйти в город (увольнение кадетов разрешено только до 22:00).

Всю ночь мы простояли на вахте, наблюдая за огнями большого города, находившегося всего в нескольких сотнях метров от нашего судна. После месячного пребывания на судне очень хотелось выйти в город, погулять, воспользоваться интернетом... Но все это за высоким забором. На следующий день в полдень, разгрузив и загрузив контейнеры, мы отшвартовались и продолжили плавание курсом на Сингапур.

Малаккские проливы

Здесь каждый год проходит до 50 тысяч судов и до одной четверти всего товарооборота мира. Участок очень опасный для больших судов, которые ограничены в возможности маневрировать, и именно поэтому здесь часто происходят столкновения. Пройдя Малаккским проливом, мы получили полезный опыт и навигационную практику прокладки маршрута, определения позиции судна по суше и береговым сооружениям и расхождения судов в узких условиях.

Сингапур

24 июля в полночь мы подошли к этому словно пылающему городу со множеством небоскребов, лазеров, прожекторов и фонарей.

Наша с Егором Савчуком вахта — с 4 до 8 утра — считается самой тяжелой. Моряки издавна называют ее «собачьей вахтой». После вахты мы решили отпроситься в город. Новый индийский инструктор Поннапа, немного подумав, разрешил. Он объяснил, куда нам можно пойти, какие документы нужно иметь с собой и предупредил о строгих законах этого города. В запасе у нас было около семи часов свободного времени, но два часа мы потеряли, пока агент нашего судна оформлял нужные документы на весь экипаж.

И вот, спустившись по трапу с судна, мы оказались в контейнерном мегаполисе, где работают сотни огромных кранов, тысячи грузовых машин и десятки тысяч людей. Рядом проносились грузовики с огромными девятиметровыми контейнерами. Мы сели в автобус, который развозит людей по порту, и доехали до таможни, где у нас проверили документы, задали несколько вопросов, после чего разрешили выйти в город.

Покинув порт, мы оказались на окраине Сингапура. Конечно же, нам хотелось увидеть абсолютно все, но времени было мало. Мы решили первым делом отправиться в отель Marina Bay Sands, построенный в виде колоды карт. Там на самом верху есть площадка, откуда видно весь город.

Издалека нам показалось, что отель находится всего в несколько километрах, и мы решили пройти туда пешком, но поплутав, взяли такси. Таксист-китаец оказался очень доброжелательным, назвал имя нашего президента и твердил, что Китай и Россия — это хорошие друзья.

В Marina Bay Sands за двадцать долларов мы поднялись на смотровую площадку с великолепным видом на весь город-государство. В этот момент я был счастлив.

У нас оставалось всего три часа. Но за это время мы успели прокатиться по канатной дороге, погулять по пляжу, сделать много фотографий, перекусить в кафе, выйти в интернет, чтобы загрузить новости, переписку в группе в социальной сети и фотографии с мест, которые мы посетили за время практики.

Наши однокурсники были разбросаны по всему миру, кто-то за несколько месяцев побывал в десятках портов Европы, Америки, Азии, Австралии, кто-то ходил по разным портам в России, а кто-то до сих пор был дома и ждал своего судна…

Вьетнамские впечатления

Ночью мы покинули Сингапур и направились в Вунгтау. За четыре дня судно прошло несколько сотен морских миль и подошло к побережью Вьетнама. В девять вечера два лоцмана поднялись на борт, и мы направились по устью реки вглубь Вьетнама в порт Кай Меп.

Путь выдался нелегким из-за множества маленьких рыбацких лодок, которые пересекали реку прямо перед носом судна. В полночь мы пришвартовались к причалу. Я был сильно удивлен, когда на борт поднялись вьетнамские стивидоры (грузчики). Они срывали с нас мокрые замасленные перчатки и спали на палубе, прямо на голом железе, даже не подстелив себе что-то под спину.

Во Вьетнаме мне понравились свежие фрукты, которые приносили на судно. Один из них — рамбутан — по вкусу напоминал виноград, но внешне походил на ежика. Филиппинцы купили два ящика яиц с зародышами цыплят. Внешне это выглядело отвратительно, но они съели все с большим удовольствием. Говорят, что это вкусно и является самым популярным блюдом во Вьетнаме. Но у меня все равно не укладывалось в голове, как можно это есть.

Длинная стоянка в Гонконге

Через четыре дня мы пришли в Гонконг. Здесь из-за загрузки судна нас ожидала самая длинная стоянка, но из-за задержки загрузки другого судна пришлось провести на рейде около четырех часов.

Гонконг напоминает по своей архитектуре Сингапур, но это два совершенно разных города, с разными людьми и разной культурой. Сразу после вахты мы с Егором вышли в город на несколько часов. Нашли Клуб моряков, где обменяли деньги и вышли на связь с родными. Встретили русских моряков из Санкт-Петербурга, которые несколько недель назад видели здесь же других кадетов из Владивостока. Зашли в магазин, купили два пакета сладостей. В 22:00 мы вернулись обратно на судно. У нас поменяли вахты, и теперь мы с Егором стояли с 00 до 4 утра и с 12 до 16 дня. В 7 утра мы снова отправились на берег. Но все было закрыто, и мы практически ничего не увидели. Если честно, то от Гонконга я ждал больше впечатлений.

Неизвестный Яньтянь

Следующим портом был Яньтянь города Шеньчжень. Не могу сказать ничего интересного об этом месте, потому что до этого времени ни разу о нем не слышал. Еще в Гонконге нас предупредили, что выходить на берег в этом месте нам запрещено. Всего за один день мы выгрузили и загрузили около трех тысяч контейнеров. Яньтянь на нашем маршруте — последний порт перехода от США в Азию, теперь начался обратный путь с Азии в США.

Самый длинный океанский переход

Безостановочный переход до побережья Америки длился 24 дня. Мы снова прошли вдоль берегов Малайзии по Малаккскому проливу, пересекли Индийский океан, вышли в Аденский залив, прошли Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море и вышли в Атлантический океан.

В Атлантике нам пришлось сменить курс, чтобы обойти надвигающийся в нашу сторону тайфун. На второй день началась небольшая качка, появились волны около трех метров. Это была цепная реакция от эпицентра, но через несколько дней она закончилась, и начался штиль почти до самых берегов США.

Дата нашего захода в Норфолк была изменена с 1 на 2 сентября из-за Дня труда, который отмечается по всей стране с 1882 года. В этот день население США отдыхает, а на улицах проходят парады и демонстрации. Очень все это напоминает российский праздник 1 Мая.

И снова Норфолк

К Норфолку мы подходили рано утром. По всему побережью проходит длинный надводный мост, похожий на тот, что собираются построить во Владивостоке. Издалека я заметил как автомобили, ехавшие по шоссе, вдруг резко исчезают. Оказалось, что там подводные туннели, которые распространены вдоль побережья США.

После грузовой вахты мы отправились в город. Здесь я понял, почему профессия военного так популярна в США. На фоне других американцев они выделяются своей опрятностью и аккуратностью, подтянутым видом и отличной физической формой.

С двумя из них нам удалось сфотографироваться. Еще мне понравилось, что американцы очень приветливы к русским. Когда мы говорили, что из России, они искренне удивлялись и спрашивали, что мы тут делаем.

Порт Саванна

4 августа наше судно подошло к устью реки Саванна, по которой за два часа добрались к одноименному порту.

Саванна очень красивый город. Вечером после вахты Вадим и Георгий и я отправились в клуб для моряков, где нас приветливо встретили американцы. Оказалось, что американцы знают русскую литературу, читали Достоевского и Солженицына. Потом мы заговорили о фильмах. Я сообщил им, что известный голливудский актер Юл Бриннер родом из моего города. Они были очень удивлены. Мы рассказали, что видели «Зеленую милю», «Побег из Шоушенка», «Форест Гамп»...

В лицах пожилых людей в Саванне я увидел то искреннее счастье, которое не часто встретишь на лицах русских бабушек и дедушек. Когда я спросил у одного из них о семье, он достал планшет и показал мне свой дом и семью. Честно, я был удивлен, когда он это сделал, не ожидал, что он умеет им пользоваться.

Что такое КГБ?

В Чарльстоне мы познакомились с 84-х летним американцем, который немного разговаривал на русском. Он служил пастором в церкви баптистов при морском клубе. Он рассказал, что когда-то работал с русской техникой и поэтому учил русский язык. Мы общались на разные темы, разговаривали о жизни в России и США.

Меня несколько удивило, что пожилой мужчина знает так много русских слов и произносит их с правильной интонаций, хотя он и признался, что в силу возраста забыл многое. Потом он спросил у нас о временах перестройки. Назвал Горбачева, по его словам, при нем в России началась хорошая жизнь. Потом он сказал: «КГБ». Я сначала не понял, о чем он, что имеет в виду, и переспросил. Он еще раз повторил: «КГБ». Я спросил у него, то же ли это самое, что в Америке ФБР? Он ответил, что да. В этот момент я понял, откуда он, скорее всего, знает русский язык и с какой именно русской техникой когда-то работал.

Прощальное sushi-party

На прощанье японцы устроили для нас sushi-party, где мы попробовали их национальные блюда. Общались на разные темы. Кто-то о машинах, кто-то о выбранной профессии или о красивых русских девушках.

Один из японцев рассказал, что сначала выучился на юриста, но потом понял, что это скучная работа в офисе, поэтому решил переучиться на штурмана. Старший помощник капитана был сильно удивлен, когда ему рассказали, что у нас в России есть бесплатное образование, что мы, курсанты, находимся на полном государственном обеспечении, а некоторые из нас получают стипендию.

Также мы говорили о культуре. Они знают русские песни — «Калинку» и «Катюшу». Самой известной русской девушкой оказалась Мария Шарапова. Я думал, что каждый японец ездит на роскошной иномарке, но, как оказалось, зачастую в семье только один автомобиль, потому что около дома нет места для других.

Четвертый помощник капитана рассказал, что русские парни очень популярны в Японии среди молодых девушек. Ужин закончился разговором о практике. Все были довольны, потому что такой шанс выдается немногим.

За время плавательной практики мы освоили множество дисциплин, улучшили знания английского и познакомились с прекрасными людьми. Теперь каждый из нас может не только лучше понимать английскую речь, но и выражать свои мысли.

Итог голосования: «+» 454, «-» 304

< Назад в рубрику