Велогонщица Александра Вересова — первый представитель отечественного профессионального спорта, который начал свою карьеру как мужчина, а продолжил уже «по другую сторону баррикад». 32-летняя спортсменка, чуть более двух лет назад решившаяся на операцию по смене пола, рассказала «Ленте.ру» о нелегких трудовых буднях, предсказаниях экстрасенсов, отношениях с дочерью и планах выиграть чемпионат мира.
«Лента.ру»: Насколько тяжело признаться в том, что ты не такой, как все?
Александра Вересова: Честно, мне было очень непросто. Я это все пережила благодаря людям, которые меня поддерживали, помог мне мой бывший. Он всегда говорил, что не нужно смотреть на людей, что они просто мне завидуют, потому что сами не могут жить, как хотят.
Каково это — осознавать себя женщиной, находясь в мужском теле?
Очень тяжело, потому что из этой ситуации есть два только выхода: пьянство или суицид.
Коррекция пола — процедура затратная, и последствия наверняка не самые приятные. В каком возрасте вы осознали, что она вам по-настоящему необходима?
Операция весьма недешевая, но я давно понимала, что мне это нужно. Осознанно решилась на операцию лет в 25-27. Это было мое окончательное решение, потому что другого выхода из ситуации я не видела.
После операции на первый план вышли психологические проблемы или были еще и финансовые трудности?
В плане денег проблем у меня не было, потому что я работала. А вот раньше трудности были: я приходила на работу как девушка, а в паспорте было написано, что я мужчина. Некоторые работодатели к этому относились негативно, были проблемы с документами. В том месте, где я сейчас работаю, все знают, что я хороший сотрудник. Так что проблем больше не возникает.
В последнее время спортсмены один за другим совершают каминг-ауты, рассказывая об «особенной» ориентации. В результате на них оказывается как минимум мощнейшее психологическое давление. Обязательно ли болельщикам знать об этом?
Действительно, подобных спортсменов подчас психологически задавливают. Из-за этого у многих, в частности, падают результаты. Могут даже в сборную не взять из-за нетрадиционной ориентации. В моем случае так и было. В велоспорте меня приглашали в сборную, но в связи с моим прошлым стали тогда вставлять палки в колеса. Думаю, спортсменам вообще не стоит заявлять о своей сексуальной ориентации. Спорт есть спорт, здесь все должны бороться на дорожке или на шоссе, а не лезть в чужую личную жизнь.
Знаете ли вы других атлетов, которые сменили пол?
Я точно не первая. В Европе есть двое в легкой атлетике и несколько велогонщиков. А вот в России, насколько я знаю, таких людей среди профессиональных спортсменов нет.
Как друзья и близкие отреагировали на вас в новом облике?
Они знали о моем решении. Некоторые друзья не поддержали, но это всего пара человек, с ними я больше не общаюсь. Все остальные знают меня как хорошего человека, и это для них самое главное. С большинством я по-прежнему в хороших отношениях.
У вас есть дочь. Как она восприняла перемены?
Ей сейчас семь лет, она занимается спортивными танцами. Мы встречаемся с ней регулярно. Она по-прежнему видит во мне отца, к моему сожалению. Когда мы с ней гуляем в парке, например, мне бы очень хотелось, чтобы она меня хотя бы по имени называла. А она говорит «папа», и я себя очень некомфортно чувствую. Мою бывшую супругу она называет «мамой», меня «папой» — так что для нее ничего не изменилось, ее не смущают изменения в моей внешности. На эти вещи дети в основном начинают обращать внимание лет в 15.
Велоспортом вы начали заниматься уже будучи взрослым человеком, до этого попробовав себя в плавании, легкой атлетике и карате. В какой дисциплине добились лучших результатов?
В легкой атлетике я отобралась в национальную команду и участвовала в мировых первенствах. Но сейчас в велоспорте выхожу примерно на тот же уровень. У нас создается собственная команда, в которую мы принимаем как мужчин, так и девушек. Я вот девушек собираю, в этом сезоне будем пробовать себя на чемпионате России в Уфе. Также планирую выиграть чемпионат мира.
Кто-то помогает готовиться к стартам или тренируетесь самостоятельно?
Мой тренер — Алексей Щебелин, чемпион и призер кубков России. Он, кстати, раньше выступал за континентальную команду «Катюша», а потом был там тренером.
Некоторое время вы выступали вне категории. Какая мотивация участвовать в гонках, если не можешь соревноваться за медали?
После операции я два года не могла официально принимать участие в женских стартах. Хотя в рамках общего зачета меня награждали, там нет никаких категорий. В марте-апреле я уже смогу соревноваться с женщинами официально.
У вас есть опыт соревнований и с мужчинами, и с женщинами. С кем труднее?
На шоссейных гонках тяжелее с мужчинами. С девушками мне проще кататься, так как там нет такой конкуренции. А в маунтинбайке, бывает, проигрываю достаточно много. Когда я выступала в мужской категории, на пьедестал ни разу не поднималась, сейчас результаты заметно выросли.
Чем занимаетесь в свободное от тренировок время?
Работаю в спортивном магазине, который специализируется на продаже и ремонте велосипедов.
Вы участвовали в телешоу «Битва экстрасенсов», где участникам нужно было определить ваш пол. Что осталось за кадром?
Это было еще до операции, в 2013-м году. Конечно, кое-что осталось за кадром, много личной информации. Мы попросили вырезать те вещи, о которых никто не знал.
О чем вы спрашивали у магов? Сбылись ли их предсказания?
У экстрасенсов я спрашивала только о личном, о спорте не говорила вообще. Да, все предсказания сбылись. Самое большое впечатление на меня тогда произвел Александр Шепс.
Связываете свою дальнейшую жизнь с профессиональным велоспортом?
Сейчас мы с тренером впервые в истории российского велоспорта создаем любительскую женскую команду, которая будет выступать на профессиональном уровне. У нас появились спонсоры, и в 2017 году мы готовимся выступить в соревнованиях под эгидой Международного союза велосипедистов. В частности, хотим принять участие в многодневке. Это будет женская командная гонка.
За другими видами спорта следите — за футболом, например?
Люблю лыжи, бег, потому что раньше занималась. А вот футболом никогда не увлекалась, но люблю игру в исполнении иностранных команд. Кто красивее играет — за того и болею. Биатлон тоже смотрю, но не девушек, а мужские гонки.