В своих рассказах о путешествиях наши читатели не раз признавались в любви к Испании, Франции, Бразилии, Таиланду, Египту и даже, прости господи, к… Турции и США. О России тоже писали хорошо, но как-то более сдержанно. Оно и понятно, не принято у нас теперь восторгаться собственной Родиной. Профессор сербского языка Снежана Дабич восхищается Россией без всякой европейской политкорректности. Она давно и искренне любит нашу страну и нисколько этого не стесняется. Видимо, большое действительно лучше видится с расстояния. «Конкурс путевых заметок», организованный «Лентой.ру» при поддержке «Рамблер.Путешествия», продолжается.
«Бесконечный синий круг. И в нем звезда» — это мотто первой книги «Переселение народа» великого сербского писателя Милоша Чернянского. В один теплый и, для меня, торжественный день я поднялась на самолете «Аэрофлота» в «бесконечный синий круг». И дотронулась до своей звезды — России, о которой долго мечтала.
Вспоминаю с любовью своего классного руководителя, профессора сербского и русского языка Наду Милованович, тогда в пригородной школе «Братство и единство», а в сегодняшнем Конярнике. Она разбудила во мне любовь к благозвучному, мягкому языку, который создан для нежного человеческого шепота. И к России, ее народу, обычаям и культуре.
На одной красивой белградской улице имени генерала Жданова в доме номер 58, в тогдашней гимназии «Владимир Ильич Ленин», с огромной любовью и большим энтузиазмом переносила красоту русского языка и русской земли обаятельная преподавательница Драгиня Чирич, которая теперь покоится на белградском кладбище, не зная, что в сердце одной ее гимназистки оставила свой след навсегда.
А в этот душистый август я соприкоснулась с Москвой, «с песней, которая танцует, с танцем, который звучит, с метро, которое бежит...».
Россия, ты не сдаешься! Все надписи на твоем языке, все говорит о тебе!
На удобном минибусе едем по бесконечному бульвару в сумерки. Спрашиваю любезного водителя, где находится Подмосковье. Понимаю, что здесь, в этом сумраке, и вспоминаю поэта, который за ночь написал известную песню «Подмосковные вечера». Ищу парня и девушку, реку, тишину, разлуку, рассвет... Перед отъездом я перевела эту песню на сербский язык, очарованная ее душой и поэтической красотой.
Путешествуем волшебной русской ночью в Мордовию и город Саранск, в лагерь «Инерка».
Сотрудничество установила сербская русская и русская сербка Татьяна Серебрякова-Милованович, преподаватель русского языка в начальной школе «Мича Стойкович» в селе Умчари. Она уступила мне место возле водителя, чтобы я «напоила» глаза свои необъятной широтой великой России. Часто останавливаемся, входим в магазины, разговариваем о России и Сербии. По пути смотрят на нас погашенные фонари домов. Я не хочу спать. Я хочу ощутить каждое мгновение.
Утренняя заря. Четыре часа. Приближаемся к Мордовии. Вид белизны тоненьких русских берез возле дороги. Очаровало меня белое пространство! А дома! Искусство человеческой руки и души! Окрашены синеватой дымкой, вышиты кружевным ожерельем и нитками. Словно благодушно улыбаются нам на рассвете и словно нас нежно милуют. Ни одна художественная кисточка не может выткать чудесные переливы на небе Мордовии.
Раннее утро. Саранск — белый город, чистый, как душа, окутан светом. Белое и голубое остались у меня, как символ Мордовии. В Доме молодежи нас встречает Юрий Рытиков, симпатичный, остроумный, деятельный.
Утренняя прогулка по Саранску, восхищение его архитектурой. Памятник великому Пушкину. Фотографируемся и подаем ему руки. Читаем стихи: «А мне, Онегин, пышность эта...» Смотрит на нас великий поэт, смотрит на нас давняя пора, время любви, больших эмоций, дуэлей.
Я восхищаюсь тобой, Россия! Ты чтишь себя и свое прошлое. Минувшее для тебя — святыня. Памятники посвящены людям разных времен и различных идеологических определений, осыпаны цветами и безупречной чистотой твоего уважения и твоего почета.
Зеленый, сияющий парк и бюсты поэтов. Им тут место, Россия, Мордовия, ибо сохранила ты красоту их воображения и их поручения!
А твои храмы, Россия! Своим великолепием и мастерством они поднимают душу твоего народа до неба и до самого Бога. В них пребывает ангельская душа и непересыхающий дух твоего одаренного народа. Береги это богатство, Россия! И не сдавайся! Если ты сдашься, ты — великая, добрая земля бессмертного духа, что же будет с нами, маленьким народом?! Ведь в тебе — сильная земля, мы видим крепость, которая защищает нас от зла и мрака. Вот так я тебя чувствую, Россия!
Перед Домом молодежи знакомимся с Владимиром Лариным, с детьми из Мордовии, с которыми вместе едем в лагерь. Как красивы твои деревни, Мордовия! Люди сидят в тени своих домов, словно в старые времена, внезапно появившись из романов твоих великих писателей.
Лагерь «Инерка». Я впервые в русском лесу. Вспоминаю слова русских песен, которые я полюбила, когда еще с тобой не познакомилась, Россия: «А где мне взять такую песню... Кого- то в рощу заманила, кого-то в поле увела», «Ой, рябина, рябинушка...». В первый раз я увидела красивое, поэтическое дерево.
Прости мне, что как поток набегают эти чувства. Может быть, для кого-то это выглядит слишком идеально. Но это я! И как давно я люблю тебя, Россия! И я знаю, что ты понимаешь меня. Сегодняшнее время — это время без эмоций и души. Все это стало товаром: их можно купить и продать. Но мои чувства искренние. Так я любила тебя всегда и теперь, когда воочию тебя увидела и ощутила своей душой.
Лагерь! Сказка! Свободно могу начать: «Была когда-то одна страна...» И все совершенно функционирует. Отряды детей, их названия и девизы, их активности, концерты детей и вожатых. Я не верю, что присутствую на таких романтических вечерах. Всегда и везде — смех, радость, игры, будто мы где-то в Аркадии, где рождаются только таланты, артисты.
Как забыть это, когда все — и дети, и взрослые, держась за руки, шли к озеру, садились на траву, набросив на себя покрывала. Лунный свет, озеро блестит, лес пахнет, и песня русская, которая трогает душу, и танец, народный и в то же время такой современный. Я наполнялась неизмеримой красотой духа и творчества. Мне казалось, что я могу умереть от красоты.
Прогулка по озеру. Мы поем русские песни. Нам машут люди с берега. Вечером сидим мы, сербы, и наши друзья — русские. Разговариваем о языке, культуре, литературе и обычаях. Они поют нам грустные песни о любви, которые трогают сердце. Человеку остается только смотреть в эту чарующую ночь и вдыхать красоту каждого слова. Мы поем им сербские песни, сначала печальные, а потом и веселые. Затем пробуем русские блюда.
Как человека растрогает каждое обращение к нашим детям: «А сейчас выступают братья сербы!», «Приятного аппетита, братья сербы!»
А доброта русских людей, которые провожали нас на вокзале в Саранске. Весь лагерь был там. В кругу, держась за руки, мы пели «Катюшу». Мы прощались с друзьями со слезами на глазах, но не прощались с дружбой.
Очаровательный русский поезд, безупречно чистый. Сижу возле окна. Не хочу спать и не могу. Пролетают станции, на миг освещенные, а потом опять все тонет во мраке. Только звезды подмигивают краешком глаз. Я хочу запомнить русскую ночь.
Москва! Бульвары, импозантные здания, их совершенство, Красная площадь, Кремль, почетный караул, мавзолей, Большой театр... Город, который сотворили великие мечтатели. Ритм ускоренный, но упорядоченный и дисциплинированный. Метро. Каждая станция — произведение искусства. Совершенная походка метро, совершенная дисциплина и культура поведения. Незабываемая, неописуемая Россия!
Боже мой, поеду ли я еще когда-нибудь в Россию, в Мордовию, увижу ли я еще раз великое прошлое, настоящее и будущее России!?
Можно ли крепче установить связь между народами, их языками и культурой? Связи, которые дороги еще и тем, что соединили совсем обычных людей и детей. Никогда я не забуду вас: Юрий, Ларин, дорогая, веселая, милая Надежда Павловна, Катя, Женя, Сергей, Саша, Арина, маленький Денис, голубоглазая девочка Даша, Роман — наш Черногорец (так звали его наши дети) и еще многие дорогие, милые, незабываемые...
Итог голосования: «+» 102, «-» 33