Интернет и СМИ
12:25, 18 января 2016

Прикрытие иностранца в России Кто такой новый председатель совета директоров РБК и чем плох Дерк Сауэр

Светлана Поворазнюк (Заместитель главного редактора)
Здание РБК на Профсоюзной
Фото: Зотов / ТАСС

В конце 2015 года в медиахолдинге РБК случились неоднозначные перестановки. На посту председателя совета директоров Дерка Сауэра сменил Дмитрий Разумов, руководитель инвестиционный группы «Онэксим», которая управляет активами бизнесмена Михаила Прохорова. На рынке медиа о Разумове знают немного. Его называют «человеком оттуда», доверенным лицом Прохорова. «Лента.ру» разбиралась, было ли его назначение случайным и как менеджер без профильного опыта управления справится с крупным медиахолдингом.

Никель в золоте

Дмитрий Разумов — специалист по корпоративным инвестициям. Юрист, выпускник МГИМО, он начал карьеру в британской юридической фирме Clifford Chance. В 1997 году пришел в «Ренессанс Капитал» — на позицию замначальника инвестиционно-банковского управления. В 1999-м основал независимую фирму «ЛВ Финанс», оказывавшую консалтинговые услуги в области корпоративных финансов и венчурных инвестиций.

В структурах Прохорова он с 2001 года. В то время «Норильский никель» приобретал активы в России, США и Южной Африке. Разумов занимал пост замначальника отдела по сделкам слияний-поглощений, вскоре был введен в совет директоров. На его счету целый ряд крупных сделок, при нем состоялась продажа большого пакета одного из важных активов «Онэксима» — компании «Полюс Золото».

Не обошлось без скандалов. В 2008 году британский рыночный регулятор Financial Services Authority (FSA) занялся расследованием деятельности «Полюс Золота», имевшей листинг на основной площадке Лондонской фондовой биржи. По версии FSA, компания Polyus Exploration Ltd., зарегистрированная на Британских Виргинских островах, организовала схему, по которой «Полюс Золото» выводила активы. Дмитрий Разумов тогда отказался комментировать обвинения. В ходе расследования подозрения не подтвердились, но осадочек, как говорится, остался.

Не добавило Разумову очков участие в самом громком проекте Прохорова — «ё-мобиль». В 2010 году компания «Ё-авто» (Разумов входил в совет директоров) собрала более 200 тысяч предзаказов, первые машины должны были сойти с конвейера в начале 2012-го. Однако все ограничилось презентацией макета, и в 2014-м группа «Онэксим» отказалась от проекта. За символическую сумму в один евро конструкторскую документацию и ноу-хау получил Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).

Тем не менее, Дмитрия Разумова по праву считают правой рукой Михаила Прохорова. Помимо работы в качестве гендиректора группы «Онэксим», он входил в руководящие структуры компаний «Интергео», «Русал», Polyus Gold International Ltd., Renaissance Financial Holdings Ltd., Renaissance Capital Investments Ltd., Intergeo MMC Ltd. Разумов также возглавляет совет директоров американского баскетбольного клуба «Бруклин Нетс», приобретенного Прохоровым несколько лет назад. Однако медийным бизнесом он до сих пор не занимался. Хотя еще в 2013 году он обсуждал некоторые идеи по развитию РБК — в частности, покупку «Ведомостей» и возможность создания собственной радиостанции.

Патриотический акт

Разумова на медиарынке знают немногие. В основном те, кто контактировал с ним, возглавляя структуры РБК. По мнению одного из бывших топ-менеджеров холдинга, энергичный Разумов и без опыта медиаменеджера справится с РБК.

«У него есть Николай Молибог — гендиректор холдинга, опытный менеджер интернет-проектов. Связка Разумов-Молибог вполне работоспособна», — считает собеседник «Ленты.ру».

В то же время, по его словам, в холдинге образовались центры силы со своими интересами. «Дерк Сауэр — международный деятель, Елизавета Осетинская — журналист, Молибог — интернетчик. Каждый — фигура, и каждый ведет свою игру. Так бывает. В целом же система развивается без стратегии и единой идеи», — поясняет он. Возможно Разумову предстоит объединить эти центры каким-то общим интересом.

Другой менеджер, близкий к руководству РБК, считает, что назначение Разумова стоит рассматривать именно в связке с переходом в «Онэксим» Дерка Сауэра. В августе его перевели с поста президента РБК на должность вице-президента группы по вопросам стратегического развития медийного направления «Онэксима». В сферу его компетенций также входит формирование и реализация стратегии компании в новых digital-бизнесах. Должность президента медиахолдинга упразднили.

Это событие, по мнению собеседника «Ленты.ру», было ключевым при принятии решения о новом главе совета директоров РБК. Другой вопрос — чем Сауэр не устроил акционеров на этом посту?

«Сауэра уволили после нескольких крайне неудачных инициатив, — утверждает информированный источник «Ленты.ру». — Например, он планировал резко сократить новостное вещание телеканала РБК. Его идея была в том, чтобы делать один новостной выпуск раз в три часа. Сократив на РБК более ста человек, он собирался на сэкономленные средства организовать большое оппозиционное политическое ток-шоу, как на Первом канале, только "наоборот". Для бизнеса новостного телеканала это было утопией, но Сауэр настаивал».

По словам источника, модель вещания, редакции и редакционной политики Сауэр планировал скопировать у «Дождя», потому что считает этот телеканал лучшим в России.

«Но для канала РБК, который только-только стал прибыльным, это обернулось бы финансовым и медийным крахом. Аудитория у "Дождя" на тот момент была в двадцать раз меньше аудитории РБК. Резко сократить новостное вещание в пользу ток-шоу для РБК означало бы потерю зрителя и рекламодателей», — говорит собеседник «Ленты.ру».

Однако президент и одновременно председатель совета директоров РБК, якобы не имея на руках экономического обоснования, объявил о реформе канала. Это спровоцировало скандал. РБК-ТВ покинул главный редактор Андрей Реут, выступавший за сохранение новостного вещания. Вскоре вмешался собственник. Идея создать «Дождь-2» не пришлась ему по вкусу, говорит источник. И Сауэра перевели в «Онэксим».

Впрочем, его отстранение продлилось всего несколько месяцев. И хотя управленческих должностей в холдинге он не занимал, по словам сотрудников, в полной мере участвовал в оперативном управлении. От идеи реформировать телеканал он не отказался, но делал это постепенно. В октябре новостное вещание сократили на пять минут в час. Зритель этого практически не заметил.

Руководящие возможности Сауэру обеспечивал пост председателя совета директоров. Но для холдинга это означало большие риски. Причем не только финансовые, но и политические. Его либеральная медиаполитика, направленная на критику власти, могла поставить основного акционера в уязвимое положение.

«Дополнительным аргументом в пользу отстранения Сауэра было и то, что пребывание иностранца во главе одного из крупнейших медиахолдингов страны уже не раз вызывало протесты политиков и митинги патриотов у стен РБК, — напоминает бывший топ-менеджер. — Возможно, именно с этим связано решение акционеров окончательно убрать Сауэра с руководящих постов в холдинге».

Митинги у здания на Профсоюзной улице, в котором располагается РБК, с разной периодичностью проходят уже нескольких лет. Протестующие — сторонники Национально-освободительного движения (НОД), основанного депутатом Евгением Федоровым. Лозунги митингующих отличаются особым креативом — «Зашьем РБК рот, чтобы спасти народ», «Либеральный журналист — хуже, чем в желудке глист». Руководство РБК обвиняют в прозападной пропаганде, называют холдинг пятой колонной.

С минувшего лета, протестующие требовали убрать Дерка Сауэра, гражданина Нидерландов, с поста гендиректора, который он, впрочем, уже не занимал. Федоров тогда утверждал, что главная задача Сауэра как гражданина государства, состоящего в НАТО, организовывать в России кризисы.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что РБК под руководством Сауэра «проповедует враждебный России дух».

Cобеседники «Ленты.ру» не исключают, что рокировка с переводом Дерка Сауэра на пост вице-президента «Онэксим» проведена лишь затем, чтобы вывести РБК из-под критики патриотических сил. Даже несмотря на накопившиеся претензии к Сауэру, он остается сильным медиаменеджером с мощным опытом развития СМИ, терять такого титана акционеры едва ли пожелают. К тому же бывшие топы холдинга говорят, что Михаил Прохоров давно охладел к своему медийному активу и готов продать его. В такой ситуации он постарается не испытывать судьбу и минимизировать все риски. Как политические — убрав Сауэра с руководящих должностей, так и бизнес-риски — оставив его теневым руководителем холдинга.

< Назад в рубрику