И кому ты нужен?

Почему первый российский смартфон не стал примером успешной бизнес-идеи

Фото: Jussi Nukari / AP

Компания Yota Devices готовится к выпуску третьей версии YotaPhone. Ждет ли новинку успех или она повторит судьбу своих предшественников? «Лента.ру» решила разобраться в этом вопросе.

Первый отечественный смартфон был с помпой презентован на международных выставках в 2013 году. Тремя годами ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов на встрече с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым заявил о планах корпорации выпустить собственный мобильный телефон с поддержкой сетей связи четвертого поколения. И показал главе государства прототип смартфона.

Разработкой занялась специализирующаяся на изготовлении роутеров и модемов компания Yota Devices, входящая в состав «Ростеха» (госкорпорации принадлежит 25,1 процента акций). Оригинальная особенность аппарата, работающего на базе Android, — наличие двух экранов: жидкокристаллического с одной стороны корпуса и на основе электронных чернил (такой дисплей потребляет в несколько раз меньше энергии, сохраняя изображение на экране постоянно) — с другой. Дизайн и программное обеспечение были созданы российской командой, а производство и сборку отдали на откуп китайцам.

Продажи в России и некоторых странах Европы стартовали в конце 2013 года. С декабря 2013-го по январь 2014 года, по данным самой компании, было продано 12 тысяч устройств. Однако источник «Ведомостей», знакомый с менеджментом, сообщил, что за два месяца ушло только три тысячи YotaPhone, половина — в России.

К маю 2014 года компания продала 40 000 смартфонов, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на Сергея Чемезова, гендиректора «Ростеха». Но по данным СМИ, в российских сотовых сетях в конце 2014-го было зарегистрировано всего 5000-6000 аппаратов.

Попытка номер два

В декабре 2014 года была выпущена вторая версия смартфона. Размеры дисплея увеличились, а второй, не основной экран стал сенсорным. Кроме того, улучшились некоторые технические характеристики модели.

Но цена выросла — больше чем в полтора раза. Если аппарат первого поколения можно было приобрести за 19 900 рублей, то второго — за 32 990 рублей. И почти сразу, через пару недель после премьеры, компания была вынуждена еще изменить ценник — из-за резкой девальвации рубля. В результате стоимость аппаратов поднялась до 40 тысяч рублей.

Но разработчики сделали ставку на новую версию смартфона. Гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов заявлял прессе, что YotaPhone второго поколения будет массовым продуктом: этому должна была способствовать, в частности, маркетинговая и рекламная кампания — в основном в интернете и социальных сетях, на что выделили несколько миллионов долларов.

Однако вау-эффекта не случилось. В декабре 2014 года, когда аппарат только появился на рынке, в рознице было реализовано 436 устройств, в январе — 714. А к концу 2015-го выяснилось, что продажи отечественной модели в разы уступают зарубежным аналогам. По данным источников «Ведомостей», ссылавшихся на исследование аналитической компании GfK, в октябре прошлого года через розницу ушло 417 устройств YotaPhone II, в ноябре — и вовсе 270.

В самом Yota Devices поспешили заверить, что основной канал продаж — официальный сайт, однако, по словам источников, интернет-магазин реализовывал не более… 20-30 девайсов в месяц. Отечественный гаджет оказался самым непопулярным на рынке.

Завышенная цена, по мнению экспертов, сыграла роковую роль в продвижении отечественной разработки. Сказался и разразившийся на рынке кризис: по данным «Связного», за первые девять месяцев 2015 года было продано на 8 процентов меньше смартфонов, чем годом ранее. Но ценовая политика Yota Devices вызвала недоумение у ретейлеров, которые в условиях кризиса предпочли продвигать более дешевые аналоги-смартфоны.

«В кризис нельзя идти с такими ценами на рынок», — рассуждает ведущий аналитик MFX Capital Александр Гриченков. По его словам, с российским аппаратом успешно конкурировали модели Sony Xperia, Samsung Galaxy и прочие девайсы на Android с ценником не выше 30 тысяч рублей. «Стоимость же российского гаджета — почти 40 тысяч рублей, и никакой линейки моделей не предусмотрено», — возмущается эксперт.

На Yota Devices, хоть и с опозданием, все же сделали ожидаемый шаг назад. Показав провальные результаты, в декабре прошлого года компания объявила о снижении цен на свои устройства. Теперь они стоят чуть больше 20 тысяч рублей. Официальные данные продаж декабря-января еще не озвучивались. По информации ретейлеров, октябрь-ноябрь стали худшими месяцами за всю историю реализации этих смартфонов, а с декабря, когда цены снизились почти в 1,5 раза, спрос резко вырос. Насколько резко, пока неизвестно.

Где светлое будущее?

По мнению экспертов, несмотря на поддержку первых лиц государства (о российской чудо-технике не раз рассказывали Дмитрий Медведев и Рамзан Кадыров, а президент России Владимир Путин подарил смартфон китайскому лидеру Си Цзиньпину), проекту YotaPhone так и не удалось добиться успеха.

Не помогли и крупные вложения в разработку и пиар. Так, летом 2014 года глава Yota Devices Владислав Мартынов заявил, что на создание и рекламу смартфона было потрачено 50 миллионов долларов (топ-менеджер особо подчеркнул, что в проект вкладывались исключительно частные средства). Тогда он говорил, что вложения должны окупиться через полтора года, то есть к концу 2015-го.

В октябре прошлого года гонконгский инвестхолдинг REX Global Entertainment приобрел 64,9 процента Yota Devices — свою долю за 100 миллионов долларов продали два основателя компании Сергей Адоньев и Альберт Авдолян. «Ростех» сохранил 25,1 процента, но не исключал продажу этой доли в будущем.

Как сообщил в конце прошлого года в интервью РБК глава «Ростеха» Сергей Чемезов, пока затраты в проект еще не окупились. «Но надеюсь, что окупятся», — отметил он. По его словам, инвесторы, продавшие свой пакет, вышли из проекта лишь с небольшим плюсом.

«YotaPhone — законченный и самодостаточный аппарат, неплохо выполненный современный гаджет», — рассуждает управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. Вместе с тем, по его словам, проекту сопутствовала неграмотная маркетинговая политика. «У YotaPhone нет понятной отечественному потребителю идеи, и мало мест, где его можно подержать в руках. О нем не знает половина из потенциальных пользователей (в рознице, особенно региональной, аппарат практически не представлен — прим. «Ленты.ру»)», — говорит эксперт.

Не получится, по его словам, и существенно снизить себестоимость модели. «Перенос полноценного производства из Китая в Россию для удешевления аппарата вряд ли решит эту задачу, зато потери в качестве не исключены», — уверен аналитик. «Из-за экономического кризиса сильно упал внутренний спрос, а вот стоимость инвестиций, наоборот, существенно повысилась», — соглашается аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Сейчас компания занимается дальнейшей разработкой линейки смартфонов и готовит к презентации новую версию YotaPhone. В YotaPhone III планируется применить ряд уникальных технологий. Новизна конструкции может привлечь покупателей, уверен Дмитрий Лукашов. Однако другие эксперты полагают, что российской технике все равно не удастся прорваться в высококонкурентной среде — тем более за рубежом (сейчас компания-разработчик делает ставки на продвижение девайса на азиатских рынках).

Скорее, Yota Devices следует сконцентрироваться, например, на госзаказе — выпуске электронных учебников на базе планшетов. Или заняться производством аппаратов с дополнительной программной защитой от прослушивания и несанкционированного доступа. В конце 2014-го Владислав Мартынов уже заявлял, что наряду с обычными YotaPhone компания будет продавать защищенные аппараты заинтересованным компаниям и госструктурам — производство развернется на мощностях Калужского электромеханического завода, относящегося к концерну «Автоматика» (входит в «Ростех»). При этом, уверял топ-менеджер, они будут дороже базовой модели. «Yota Devices стоит сначала ответить на вопрос — нужно ли предлагать YotaPhone массовому потребителю или лучше занять отдельную потребительскую нишу. И лишь затем менять стратегию продвижения», — резюмирует Даниил Кириков.

Обсудить
Бизнес
 — 
15:58 21 апреля 2017

«Лидерство ТОАЗа не зависит от личности»

Сергей Махлай о будущем одной из крупнейших российских химических компаний
Приоткрытый авангард
Почему выдающееся искусство XX века нужно искать в провинции
Талантливый мистер Демме
Фильмы, которыми запомнится режиссер Джонатан Демме
Искатели растерянных женщин
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Затерянного города Z» до «Идеаля»
Придумали тоже
Gorillaz и другие группы, которых не было
Брить или не брить
Поклонницы натуральной красоты массово отказываются от эпиляции
CULVER CITY, CA - NOVEMBER 12: Founder, Snapchat Evan Spiegel (L) and model Miranda Kerr attend the Fifth Annual Baby2Baby Gala, Presented By John Paul Mitchell Systems at 3LABS on November 12, 2016 in Culver City, California. (Photo by Tommaso Boddi/Getty Images for Baby2Baby)Триумф ботана
Самый престижный жених современности — IT-магнат
«Американцы — радостный народ»
Рассказ москвича, переехавшего в Сан-Франциско
Мама — марихуана
Зачем американки совмещают употребление наркотиков с воспитанием детей
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности