Россия
19:14, 20 января 2016

«Не буду изображать из себя крупного экономиста» Президент России ответил на главные вопросы малого и среднего бизнеса

Татьяна Меликян
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Форум «Малый бизнес — национальная идея?», собравший сотни бизнесменов-участников, не удивлял вопросительным знаком в своем названии. В положительном ответе сомневались. «Клубок многолетних проблем в таких сферах, как контроль и надзор, декриминализация предпринимательской деятельности, доступ к финансовым ресурсам, никак не может размотаться», — вздыхал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Калинин. Президент России Владимир Путин не пожелал «изображать из себя крупного экономиста или финансиста» и возложил на малый бизнес ответственность даже за успех на международной арене. Обсудить с президентом курс доллара, достигший максимума со времен деноминации 1998 года, никто так и не решился.

Форум стартовал с небольшого конфуза: из-за проблем с пропусками участники застряли при входе в здание правительства Москвы. С препятствиями столкнулся даже организатор форума Александр Калинин. Время такое — все дается с трудом, шутили предприниматели. Не ускользнули от их внимания и серые контуры церквей на сцене. Неужели дела так плохи, что остается только молиться или вовсе уйти в монастырь, иронизировали гости.

Президент для своего вступительного слова выбрал иную тональность — ободряющую. Он похвалил бизнес за стойкость в сложные времена. Напомнил о введенных налоговых каникулах для новичков, о двухгодичной нулевой налоговой ставке, о созданной Корпорации развития малого и среднего бизнеса. «Мы все нуждаемся в ваших успехах, от этого зависит все остальное. В том числе и успех на международной арене», — подвел Путин итог и приготовился слушать предпринимателей.

Другой президент — «ОПОРЫ России» — был не столь оптимистичен: у малого бизнеса нет доступа к финансовым ресурсам, кредиты дороги и почти недоступны, на смену плановым проверкам пришли внеплановые. На предприятия накладывают штраф за штрафом, а их размеры увеличились кратно. «Проверка должна быть как подарок, — озвучил неожиданное мнение Калинин. — Вспомните советское время: контролирующий приходил как консультант и давал время для исправления, выписывая сначала предписание, и только потом штраф».

Во внеплановых проверках, по мнению предпринимателя, виновен в том числе и интернет. Любая анонимная онлайн-жалоба может стать поводом для проведения проверки. «Одна из таких жалоб была подписана именем Гельмута Коля», — привел пример Калинин.

«Конечно, в интернете хорошо прятаться, хамить, обзываться... Если есть какие-то претензии — пусть человек назовет себя, — охотно согласился Путин. — А то это же получается анонимка! А по анонимкам только один проверяющий хорошо работал — Лаврентий Павлович Берия». Зал на этих словах неожиданно засмеялся.

Калинин продолжал выдавать идеи. Например, не платить с небольших помещений налог от кадастровой стоимости. И наконец предложил правительству проработать вопрос зависимости премий банкиров от доли кредитов, выданных малому и среднему бизнесу. Услышав это, министр финансов Антон Силуанов отчего-то скривился.

«Антон Германович так криво заулыбался, — тут же обратил внимание Путин. — Чего вы боитесь? Вы же не работаете в банке».

Президент в предложении не увидел «ничего необычного» и одобрил идею. А следом попросил председателя ЦБ Эльвиру Набиуллину проследить за тем, как банки направляют средства, высвобождающиеся в результате снижения объемов резервирования, на кредитование реального сектора экономики.

«Это не только наша проблема — когда в определенных экономических ситуациях банки придерживают кредитование. Это связано с рисками», — сказал Путин. И привел в пример кризис 2008-2009 годов, когда «в парламентах некоторых западноевропейских стран обсуждалось, как повлиять на банки, чтобы они давали деньги в реальную экономику».

Президент не стал однозначно отвечать на вопрос о возможности повысить с 60 до 120 миллионов рублей порог оборота компаний, которые могут работать по упрощенной системе налогообложения. Но напомнил, что одна из причин отказа от такой меры — опасность дробления крупных предприятий на более мелкие.

Он также оказался не готов ответить на вопрос о необходимости исключения из Уголовного кодекса статьи о незаконном предпринимательстве. Но согласился с тем, что правоохранительные и контролирующие органы не должны давать своих комментариев по расследованиям в отношении предпринимателей до решения суда. И пообещал подумать над увеличением порогового размера ущерба для привлечения юридических лиц к уголовной ответственности (сейчас сажают за ущерб 250 тысяч рублей). «Я об этом поговорю обязательно с коллегами», — подчеркнул Путин.

И тут его взгляд вновь упал на Силуанова, Набиуллину и сидевшего рядом с ними первого вице-премьера Игоря Шувалова. «Я смотрю, здесь много моих коллег из правительства. Раньше в Давос ездили, на лыжах катались. Видимо, денег нет, — улыбнулся он. — Правильно, надо дома работать».

Зал вновь отозвался смехом — теперь вполне искренним.

< Назад в рубрику