Губернатор Одесской области Михаил Саакашвили в очередной раз произвел скандал на Украине, на этот раз с военным подтекстом. В ходе своей очередной поездки по городам и весям страны глава областной государственной администрации посетил контролируемую Киевом часть Донбасса, где пообщался с представителями Вооруженных сил Украины (ВСУ), после чего выложил на своей страничке в Facebook секретную информацию об украинских силовиках, дислоцированных под Мариуполем. «Лента.ру» задумалась, зачем он это сделал.
Отчет о посещении Мариуполя был обнародован в Facebook одесского губернатора еще утром 14 января. Формально основной целью инспекционной поездки считалась проверка деятельности батальона «Шторм» — это подразделение сформировано из представителей Одессы и дислоцировано на мариупольском направлении. Причем «Шторм», созданный в апреле 2014 года преимущественно из местных участников «Самообороны» и других активистов Евромайдана, а потом укрепленный армейскими офицерами запаса соответствующих политических взглядов, вообще не имеет отношения к системе ВСУ, подчиняясь напрямую министерству внутренних дел.
В условиях украинской политики эта разница носит принципиальный характер — да, министр обороны и министр внутренних дел входят в правительство, и премьер, Арсений Яценюк — их начальник, но первого назначает лично президент, а второго — парламентская коалиция. Пикантность же ситуации придает то, что глава МВД Украины Арсен Аваков после недавнего скандала с броском стакана в Саакашвили — один из главных врагов бывшего президента Грузии. Так что инспекционная поездка одесского губернатора с самого начала носила характер провокации против руководства украинского МВД.
Тем интереснее было прочитать и просмотреть отчет главы Одесской областной государственной администрации. Саакашвили кратко похвалил дисциплину и боевой дух бойцов «Шторма», после чего сосредоточился на описании «оскорбительных» условий несения службы на блокпостах у Мариуполя. Согласно его эмоциональному репортажу, блокпосты представляют собой сооружение из фанеры и полиэтилена, а спать и греться бойцам «Шторма» приходится в батальонном УАЗике (отдельно подчеркивается, что в машине всего одно лежачее место). Туалет отсутствует как таковой.
Однако общественное возмущение вызвало вовсе не перечисление бытовых неудобств, досаждающих бойцам «Шторма». В видеоролике, который выложил в своем аккаунте губернатор (он подчеркивает, что сделал это «после определенных колебаний»), отчетливо просматривается дислокация подразделения — в частности, можно понять расположение блокпостов по привязке к местности, а также оценить другие нюансы жизнедеятельности силовиков. Более того: показаны оперативная карта (причем командир подразделения дает по ней свои пояснения) и открытые лица бойцов «Шторма», хотя они, наверное, предпочли бы сохранить инкогнито.
Первым критически осмыслил выпады по мариупольскому направлению коллега Саакашвили — глава Донецкой областной военно-гражданской администрации (ДОВГА) Павел Жебривский. Чиновнику не понравились высказывания относительно гражданской части визита Саакашвили. Глава ДОВГА обозвал южного гостя «пиарщиком» и заметил, что руководитель Одесской ОГА всего лишь «глубокомысленно указал сам себе и "ютубу", какие дома сносить и какие строить», пообещал разную помощь — но почему-то не местному руководству, а видеокамере. Жебривский также отметил, что почти все главы ОГА давно поддерживают батальоны из своих регионов и никакого пиара не делают, считая это своей обязанностью.
Выпады Жебривского привлекли внимание журналистов, и уже 18 января новостная служба принадлежащего олигарху Игорю Коломойскому телеканала ТСН обнародовала свой разоблачительный сюжет относительно этой поездки.
Он широко разошелся по украинским и российским СМИ, поскольку в нем уже фигурировали бойцы «Шторма», которых возмутили такие действия губернатора. Отдельно они заметили, что Саакашвили за все время своего нахождения в должности ничего не сделал для подразделения. Также в «Шторме» рассказали, что по итогам визита Саакашвили командира батальона попросили написать рапорт об увольнении, а «рассекреченные» бойцы уже получают угрозы в социальных сетях от «сепаратистов» и пытаются покинуть службу.
Удивительно, но официально Киев пока не комментирует этот скандал. Еще интереснее, что этого не делает и сам Саакашвили. По неофициальным данным, обе стороны дожидаются экспертизы со стороны контрразведки, где «не на камеру уже дали определение: политический пиар, который тянет на диверсию». С этим не согласны в министерстве обороны Донецкой народной республики — по мнению заместителя начальника штаба ополчения ДНР Эдуарда Басурина, ничего нового для ДНР в скандальном видеоролике нет. «Единственное, чем для нас интересен этот сюжет, — это показать моральный дух бойцов, в первую очередь. Второе — материальное обеспечение тех мест, где они находятся», — издевательски заметил он.
К военному конфликту на юго-востоке Украины скандал с участием губернатора Одесской области имеет весьма опосредованное отношение. Скорее, это один из эпизодов противостояния Саакашвили с условным лагерем Яценюка-Авакова-Коломойского. А то, что разменной монетой для противников служат уже силовики в Донбассе, лишь свидетельствует о накале борьбы — глава Одесской ОГА еще в прошлом году четко обозначил свои притязания на премьерское кресло, хотя на публику и продолжает жеманно это отрицать.
Действия Саакашвили под Мариуполем укладываются в общую логику его политической линии — видимо, губернатор намеревался использовать бедственное положение бойцов «Шторма» и даже поставить под удар их безопасность главным образом ради атаки на политических оппонентов, прежде всего на министра внутренних дел Арсена Авакова.
Впрочем, не исключен и дополнительный подтекст — так, в Одессе считают, что одной из целей Саакашвили было увести «Шторм» из-под контроля Киева в подчинение главе Одесской областной полиции, своему ближайшему соратнику Георгию Лордкипанидзе. Впоследствии можно было бы сформировать на базе этого батальона свою «карманную армию», которая сейчас необходима каждому украинскому политику высокого уровня.
Отчасти в пользу этого говорят и кадровые перестановки — командир «Шторма» Николай Павлишин 15 января (то есть, еще до развития скандала) подал в отставку. Официальная причина — его разногласия именно с Лордкипанидзе. «Мы друг друга поняли, но у него другое видение работы батальона. Я написал рапорт. Тут нет никакой трагедии. Батальон продолжает свою деятельность и будет работать», — заявил Павлишин. К слову, Павлишина рекомендуют как опытнейшего силовика, «который отслужил в органах 25 лет и прошел путь от лейтенанта до полковника», так что фактор некомпетентности можно полностью исключить.
Уже после скандала со «Штормом» Саакашвили отличился еще раз, покинув рекордно заснеженную Одессу (некоторые районы области из-за разгула стихии вообще оказались отрезанными, там нет электричества и туда невозможно доставить продукты) ради проведения очередного раунда «Антикоррупционного форума» — своего любимого детища. На этот раз презентация проекта губернатора Одессы прошла в Харькове, и Саакашвили традиционно не стеснялся в выражениях, по сути, обвинив премьера Яценюка в работе на Кремль.
Примерный план Саакашвили никакой не секрет — как отметил один из его нынешних ближайших соратников, депутат Рады Сергей Лещенко, надо добиться досрочных парламентских выборов, и тогда «Антикоррупционный форум» может оперативно превратиться в полноценную партию. Никто в лагере главы Одесской ОГА не скрывает главную задачу — смена правительства, исполнительной власти. А для этого в первую очередь надо торпедировать парламентскую коалицию, и провокации, подобные со «Штормом» в Мариуполе, — лучший для этого способ.