Ожидающая утверждения в марте 2016 года федеральная космическая программа на 2016-2025 годы похудеет на четверть: вместо исходно планировавшихся двух с лишним триллионов Роскосмос получит почти на пятьсот миллиардов рублей меньше. Причины такого сокращения ясны, с последствиями же еще предстоит разбираться.
Лунная программа стала если не главной, то одной из наиболее заметных жертв секвестра. Исходный вариант предполагал обеспечение пилотируемого полета на Луну уже к 2030 году, что означало необходимость создания в рамках ФКП 2016-2025 ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Сокращенный вариант предусматривает перенос пилотируемого полета на неопределенный период — после 2035 года. Исследования Луны с помощью автоматических станций, впрочем, оставили: об отмене проектов «Луна-ресурс» и «Луна-Глоб» Роскосмос пока не сообщал, однако запуски в рамках этих программ тоже переносятся на сроки от двух до пяти лет от планировавшихся ранее дат.
Перенос пилотируемого полета на период после 2035 года (то есть на шесть-десять лет от планового 2029 года), впрочем, автоматически выводит за пределы программы большую часть расходов по ракете сверхтяжелого класса.
В целом такой подход вполне рационален (что отражается и в обозначении сокращенной программы как «рационального варианта»), если учитывать отсутствие практических задач для сверхтяжелой ракеты на основных рабочих орбитах, где будет сосредоточена львиная доля активности Роскосмоса. Решать эти задачи будут в целом те же ракеты, что и в исходном варианте программы, однако сроки реализации некоторых проектов меняются. Так, за пределы рассматриваемого периода сдвигается первый пуск «Ангары-А5В» — усиленного варианта недавно начавшего испытания носителя, полезная нагрузка которого должна быть поднята при пуске с космодрома Восточный с 24,5 до 38 тонн.
Планируются и новые проекты: так, исходный вариант ФКП 2016-25 предусматривал отказ от использования ракет-носителей «Зенит» украинского производства без какой-либо их замены (предполагалось, что их функционал распределят между модернизированными «Союзами» и «Ангарой»). Рациональный вариант предполагает разработку в течение предстоящих десяти лет и запуск в серию после 2025 года новой ракеты-носителя «Феникс», полностью российского производства, использующей те же, что и украинский «Зенит», российские двигатели РД-171 производства химкинского АО «Энергомаш». В перспективе «Феникс» позволит отработать универсальные разгонные модули первой ступени сверхтяжелой ракеты.
Судя по всему, на разработку «Феникса» предполагается перебросить часть средств, сэкономленных за счет «сдвига вправо» проекта «Ангара-А5В» и, возможно, уменьшения объема производства базовых вариантов этой ракеты — «Ангара-А5» и «Ангара-1.2».
Серьезно будет пересмотрена программа разработки разгонных блоков, в том числе межорбитальных буксиров (в частности, из программы исчезли проекты МОБ-ДМ и МОБ КВТК, которые должны были обеспечивать полеты к Луне). Семейство разгонных блоков РБ-КВТК (кислородно-водородных тяжелого класса) в модификациях для различных вариантов ракеты «Ангара» также сдвигается на несколько лет. Скорее всего, из-за сокращения расходов по программе «Ангара» такие варианты, как облегченный РБ-КВСК (среднего класса) для «Ангары-А3» и утяжеленные КВТК-А7, КВТК2-А7В и КВТК2Б-А7В для «Ангары-А7» и «Ангары-А7», реализованы не будут.
Еще одной жертвой сокращения расходов станет пилотируемая программа. Пуск «Ангары-А5В» с новым разгонным блоком, которая и должна стать носителем для перспективного космического корабля «Федерация», переносится за рубеж 2025 года, и, видимо, туда же отправляется пилотируемый полет нового корабля. Беспилотные пуски «Федерации», разработка которой началась во второй половине 2000-х годов, должны состояться уже в первой половине 2020-х. В перспективе «Федерация» будет использоваться и для полетов на околоземную орбиту, и как часть лунного комплекса.
До ввода нового корабля роль главного космического извозчика по-прежнему будет играть связка носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз», совершенствование которого продолжается — так, уже в 2016 году должен состояться первый полет корабля «Союз-МС», представляющего собой последнюю модернизацию серии «Союз-ТМА». Его планируют использовать вплоть до освоения производства «Федерации», то есть до 2025 года, как и космические грузовики «Прогресс». В общей сложности рассматриваемый вариант ФКП предполагает в 2016-2025 годах 20 пусков «Союзов» и 28 — «Прогрессов».
Оптимизация расходов неизбежно затронет и строительство перспективного российского космодрома Восточный: финансирование программы развития космодромов сократится с 900 до 600 миллиардов рублей. Наиболее значимым будет отказ от постройки второго стартового комплекса «Ангары» — все варианты этой ракеты на Восточном предлагается отправлять в полет с единого комплекса, который позволит обслуживать запуски носителей и с автоматическими аппаратами, и пилотируемых.
Сегодня на новом российском космодроме в Амурской области практически завершены работы по стартовому комплексу для ракет семейства «Союз-2», первый пуск с него запланирован на апрель 2016 года. Сборка носителя «Союз-2.1а» в монтажно-испытательном комплексе началась 20 января этого года. Первым запуском с новой площадки на орбиту выведут научные космические аппараты «Ломоносов» и «Аист» и наноспутник с блоком выведения «Волга».
Известное изречение «кризис означает новые возможности» справедливо отнюдь не всегда, однако в сложившейся ситуации это именно так. Более чем двукратная девальвация рубля резко прибавила конкурентоспособности российским предложениям на пусковом рынке: стоимость запуска испытанного «Протона-М», превышавшая сто миллионов долларов в докризисный период, уже весной 2015 года снизилась до 69-70 миллионов и имеет резервы для дальнейшего сокращения, что позволяет сохранять оптимизм относительно загрузки производственных мощностей отрасли. Не должна сократиться и национальная пусковая программа — во всяком случае, для военных, которые остаются основным заказчиком пусковых услуг в России после самого Роскосмоса. Наращивание орбитальной группировки остается приоритетом даже в условиях сокращения бюджетных расходов.
Вряд ли претерпит изменения и доказавшая свою эффективность навигационная система ГЛОНАСС, которую можно назвать одной из самых, если не самой успешной российской космической программой последних двадцати лет. Не считая ее военного значения (а его трудно переоценить), это один из самых реальных способов встроиться в весьма доходный сектор рынка космических услуг и сопутствующих работ в навигационной сфере.
Девальвация рубля положительно повлияла на конкурентоспособность и других российских космических проектов, включая проблемную зону космических аппаратов национальной разработки. Группировка спутников дистанционного зондирования земли в ближайшие десять лет должна вырасти втрое, увеличив в том числе доходы от предоставления профильных услуг коммерческим заказчикам. При этом ставшее в последнее время расхожим сравнение нынешней ситуации с 1990-ми годами выглядит не вполне корректным: тогда Россия встраивалась в коммерческий сектор космических услуг фактически при обвальном падении советского научного и производственного потенциала. Сегодня падать уже некуда. Впрочем, неизбежного роста тоже никто гарантировать не может.