Антирекорды нефтяных котировок и следующий за ним курс рубля вызывают нервную дрожь у бизнесменов. В такой ситуации российские власти ищут возможности пополнить худеющий с каждым днем госбюджет, в том числе за счет предпринимателей, которым придется приспосабливаться к новым правилам игры. Как изменится правовое поле для бизнесменов в 2016-м и кого могут принести в жертву — разбиралась «Лента.ру».
В конце прошлого года российские власти продлили до 30 июня 2016 года амнистию капиталов. Бизнесменам пообещали не брать дополнительных налогов с зарубежного имущества и банковских вкладов, переводимых из иностранных юрисдикций в Россию, а также не выяснять их происхождение. Однако на конец 2015-го, как сообщал ТАСС, возможностью вывести собственность из офшоров в российскую юрисдикцию воспользовались всего несколько сотен человек.
Гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов считает такой неутешительный итог амнистии «яркой иллюстрацией недоверия предпринимателей государству»: «Думаю, ее продление на 2016 год не принесет ощутимых результатов — возврат капиталов в Россию не несет никаких выгод, зато многократно увеличивается риск потерять деньги».
Старший юрист фирмы «ЮСТ» Алексей Прохоров обращает внимание на массу пробелов в законе об амнистии. Ранее о том, что российским чиновникам нужно пояснить, как закон должен применяться на практике, говорил глава Минфина Антон Силуанов. По словам Прохорова, вопросы возникают по шестой статье закона, согласно которой под амнистию капиталов не подпадает движимое имущество, находящееся в государствах из списка ФАТФ. Официальные разъяснения в отношении того, какие именно списки будут использоваться, отсутствуют (Минфин предлагает самый короткий список ФАТФ — Иран и КНДР). Недостатком существующей редакции закона многие также считают то, что он не распространяется на строящуюся недвижимость, кредиты и права на результаты интеллектуальной деятельности. И это далеко не полный перечень недоработок. Подавляющее большинство потенциальных декларантов сделает шаг к раскрытию зарубежных активов только тогда, когда почувствуют уверенность в гарантиях государства, обеспечивающих их безопасность, резюмирует Прохоров.
Российские чиновники решили в этом году добавить бумажной работы предпринимателям, которым придется попотеть над кипой документов для налоговиков и статистов. В силу вступает ряд поправок в законодательство, касающихся налога на доходы физлиц и подачи сведений в Пенсионный фонд. Сдавать отчетность по уплате НДФЛ придется четыре раза в год вместо одного, в ПФР — ежемесячно (раньше раз в квартал). Это, в частности, поможет налоговым органам оперативно контролировать уплату НДФЛ и начислять пени и штрафы за несвоевременность. Придется помучиться и с отчетностью для Росстата. Условия предоставления данных в 2016-м не изменятся, зато во много раз вырастут штрафы за непредоставление статистики.
«Текущая экономическая и геополитическая ситуация заставляет государство искать дополнительные механизмы для пополнения бюджета. Усиление контроля за исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей является одним из таких средств», — отметил руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. Для бизнеса такие нововведения, по его словам, означают не только дополнительный контроль, но и расходы.
Предпринимателям в 2016-м грозят и другие дополнительные траты. Партнер юридического бюро «Гамбит» Александр Соколов напоминает об увеличении с 1 января ставок акцизов на табак и сигареты, на бензин, автомобили и мотоциклы мощностью от 150 лошадиных сил. Раскошелиться придется продавцам алкогольной продукции: с января оптовиков обязали подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС) и регистрировать в ней закупку, а с 1 июля это требование коснется и розницы.
По словам адвоката московской коллегии «Князев и партнеры» Алексея Сердюка, наблюдается тенденция на усиление администрирования бизнеса государством и более пристальный контроль за собираемостью налогов. Речь идет, в частности, о запуске налоговой службой второй автоматизированной системы контроля НДС. Это позволило ФНС мониторить всех контрагентов компании и оперативно выявлять факты искажения налоговой отчетности. Юрист полагает, что в ближайшие два-три года это приведет к росту числа уголовных дел по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов». Кроме того, расширены основания привлечения к уголовной ответственности за создание фирм-однодневок.
Александр Ерасов также обращает внимание на увеличение вовлеченности правоохранительных органов в вопросы налогового контроля — им вернули право самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям и рассчитывать сумму неуплаченных налогов. «В июне 2015-го появилась совместная инструкция МВД, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры и ФНС, которая регулирует порядок действий, в том числе и по взысканию налоговой задолженности. Количество уголовных дел уже увеличилось довольно существенно и продолжает расти», — говорит он. По словам юриста, эти нововведения заработают в полную силу в 2016-м, и бизнесу придется к ним приспосабливаться.
В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится несколько проектов, влекущих «последствия уголовно-правового характера» для бизнесменов. Это, например, проект федерального закона о введении уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с использованием подставных компаний, контролируемых иностранных компаний и контролируемых сделок. Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за хищения в сфере госзакупок с наказанием в виде лишения свободы до 20 лет.
Исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Андрей Сучков полагает, что на фоне заявлений высших лиц государства о недопустимости давления на бизнес случаи типа «отжать» или «подоить» должны значительно снизиться, хотя «о полном исчезновении этого явления речи не идет».
Значительные изменения ждут в этом году девелоперов, предупреждает Юлия Костикова, руководитель судебной практики LWC Corp. В комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству находится около ста законопроектов на этот счет. Один из них предусматривает создание строительных рейтинговых агентств. «Это некий аналог Moody's в строительный сфере. Ожидается, что эта инициатива будет способствовать повышению открытости и инвестиционной привлекательности строительной отрасли, разрешению вопроса конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса», — пояснила юрист.
Другой важный законопроект направлен на усиление контроля за деятельностью строительных саморегулируемых организаций (СРО) и повышение их ответственности за качество работ, поскольку, по словам Костиковой, зачастую строительные компании получают допуски в СРО, которые «ничего общего со строительством не имеют и, тем не менее, строят объекты, полностью пренебрегая нормами безопасности».
Серьезные поправки Минстрой предлагает внести в закон о долевом строительстве: дополнительные требования к застройщикам (минимальный порог собственного капитала — не менее пяти процентов от стоимости возводимого жилья либо не менее одного миллиарда рублей), создание единого реестра компаний, регулирование механизма размещения средств дольщиков на эскроу-счетах в банках. Костикова уверена, что не все нормы заработают на практике. Например, благодаря реестру девелоперов теоретически любой гражданин сможет проверить право застройщика на возведение дома. Но пока остается открытым вопрос, как этот реестр будет обновляться, кем и в какие сроки. А норма об эскроу-счетах, по словам юриста, «противоречит природе долевого строительства и блокирует любое использование денежных средств до момента сдачи квартиры».
Коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов полагает, что новые правила могут привести к разорению строительных компаний. Он обращает внимание на негативные последствия уже вступивших в силу требований к страховщикам (увеличение минимального собственного капитала с 400 миллионов до миллиарда рублей): сокращение числа компаний, готовых страховать ответственность застройщиков, при том что последние без страховки не могут продавать квартиры в новостройках. Пессимистично настроен и партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский. Он критикует как минимум две предлагаемые поправки: о большом собственном капитале и эскроу-счетах. Они лишат большинство застройщиков доступа к средствам дольщиков и вынудят брать дорогие кредиты в банках. Если эти поправки пройдут, уверен Котровский, с одной стороны это приведет к зачистке строительного рынка и укрупнению сильных игроков, с другой — к ограничению конкуренции и росту цен на жилье. Президент Ассоциации застройщиков Московской области Андрей Пучков согласен, что на строительном рынке, скорее всего, произойдет консолидация, а части небольших компаний придется уйти. При этом, по его мнению, увеличение собственного капитала не решает главной проблемы — контроля за целевым расходованием средств дольщиков.
Для малого бизнеса одним из ключевых новшеств 2016 года станет ограничение на проведение плановых проверок контролирующими органами — так называемые «надзорные каникулы» в течение трех лет. Исключениями станут фирмы и предприниматели, привлекавшиеся в последние три года к административной ответственности за грубое правонарушение, лишенные лицензии или те, чья деятельность приостанавливалась, а также подвергнутые административному наказанию в виде дисквалификации.
Для компаний, применяющих специальные налоговые режимы УСН («упрощенка») и ЕНВД («вмененка»), предусматривается послабление в виде уменьшения налогов. Региональные власти смогут устанавливать для компаний, применяющих УСН, ставку от одного до шести процентов, для вновь зарегистрированных ИП ставка может быть снижена до нуля. Кроме того, расширен список видов деятельности для применения патентов.
Глобальные изменения затронули правила регистрации и внесения изменений в ЕГРЮЛ для обществ с ограниченной ответственностью: вводится возможность использовать типовую редакцию устава — то есть учредителю ООО не придется разрабатывать свой устав; также ужесточен порядок смены адреса местонахождения юрлиц.