«Новый КоАП — драконовский закон»

В Госдуме решили дисциплинировать региональные власти, коммерсантов и водителей

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

В течение первых двух месяцев 2016 года в комитете по конституционному законодательству и государственному строительству Госдумы будет рассматриваться новая редакция Кодекса об административных правонарушениях РФ. Речь идет о новых положениях в области полномочий, наказаний и процедур. Попутно возобновилось обсуждение поправок, напрямую затрагивающих интересы миллионов автовладельцев. «Лента.ру» обсудила с экспертами наиболее значимые из них.

Стройнее и строже

Новый КоАП, предположительно, вступит в силу 1 января 2017-го. Судя по всему, парламентарии решили сделать Кодекс более стройным и строгим, подобно уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Так, по аналогии с уголовными преступлениями, административные правонарушения будут поделены на три степени тяжести — грубые, значительные и менее значительные. Категория правонарушения, соответственно, отразится на размере и виде наказания.

Новый закон также призван навести порядок в области юрисдикции. Чтобы региональные власти, вводя в правовой обиход новые административные запреты, делали это в строгом соответствии с нормами федерального законодательства.

Дополняется перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. К первой группе, например, относятся действия, совершенные под влиянием угрозы либо в силу материальной зависимости. Ко второй — ущерб на сумму более миллиона рублей или незаконный доход свыше пяти миллионов.

Появятся и новые виды наказаний. В качестве наиболее строгой санкции для юрлиц и индивидуальных предпринимателей предусматривается ликвидация. Штрафной порог для ИП будет в четыре раза выше, чем для физлиц — 400 тысяч рублей.

Закручивание гаек коснется не только коммерсантов. Граждан теперь смогут приговаривать к исправительным работам по месту основной занятости. Эта норма перекочевала в КоАП из уголовного законодательства. Мыть полы в родном офисе не придется, но четверть заработка заберут в бюджет.

Нововведения коснутся заядлых футбольных хулиганов, любителей выпивки и незаконных митингов. Первых, по судебному решению, будут на срок до семи лет отлучать от трибун стадионов. Алкоголиков и протестующих — на год от любых массовых мероприятий. Наконец, авиадебоширам придется воздержаться от полетов на срок до трех лет.

Минимальный размер административного штрафа для физических лиц вырастет со 100 до 500 рублей, зато максимальный снизится с 300 до 100 тысяч.

Из немногих либеральных поправок стоит отметить освобождение от наказания, в случае если оно влечет больший вред обществу, чем само правонарушение. В частности, речь идет о тех случаях, когда санкции приводят к прекращению деятельности социально значимых организаций. С другой стороны, такая амнистия может, по мнению ряда специалистов, привести к безнаказанности руководства подобных заведений.

Для автомобилистов хороших новостей нет. По новому КоАП водитель сможет нести сразу три вида наказания за одно нарушение ПДД — в одночасье лишиться прав, машины и крупной суммы денег.

Возвращаясь к эвакуации

Попутно в думских кабинетах возобновилось обсуждение ряда других административных норм, затрагивающих интересы миллионов россиян — автомобилистов и пешеходов.

Так, депутаты от ЛДПР и представители «Единой России» предлагают запретить эвакуацию автомобилей из-под запрещающих знаков, оставив нарушителям лишь штраф в три тысячи рублей. Напомним, что в прошлом году после жарких споров и обсуждений было принято компромиссное решение забирать машины только оттуда, где есть табличка «Работает эвакуатор».

По мнению ряда экспертов, действующие «правила игры», при всех огрехах и недоработках, дали положительные результаты.

«В этом году выборы, и, естественно, у некоторых депутатов появляется желание привлечь к себе внимание избирателей, — рассказал «Ленте.ру» Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. — А ведь сейчас практически нет сообщений о том, что автомобили бросают на травмайных путях. Не паркуют автомобили на остановках общественного транспорта. Отменять эвакуацию нельзя. Наводить порядок в этом деле нужно, но не отменять».

Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко полагает, что компромисс по вопросу об эвакуации машин, достигнутый в прошлом году, стал важным показателем развития института гражданского общества. По его словам, новая думская инициатива может свести к нулю все результаты, достигнутые в ходе трудного диалога между государством и обществом.

«Нельзя вносить изменения в законодательство, не изучив, не проанализировав тех изменений, что происходят сейчас под влиянием последних поправок», — подчеркнул он.

Такого рода законодательные изменения, по мнению эксперта, могут привести к увеличению заторов на дорогах, затруднению в передвижении пешеходов. Наверняка получит широкое распространение практика установки быстросъемных госномеров. Припарковавшись под запрещающим знаком, автовладелец прячет такие номера в багажник, и никакие штрафы ему не страшны.

Кроме вопроса об эвакуации в Госдуме рассматривают вновь предложенную ГИБДД инициативу о возвращении системы накопления штрафных баллов за некоторые нарушения ПДД. Накопив определенное количество этих баллов, водитель лишается прав, при том что за каждое из нарушений он уже заплатил штраф. Идею силовиков давно поддерживает первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков — один из тех, кто продвигает замену эвакуации на штраф.

«Я просто уже не знаю, как обращаться к депутатам. Дайте водителям вздохнуть! — прокомментировал «Ленте.ру» ситуацию председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Правила меняются каждый день буквально. Профессионалы так не поступают».

По мнению Похмелкина, балльная система ставила водителя в полную зависимость от сотрудников госавтоинспекции и узаконила второе наказание за одно и то же нарушение. «С моей точки зрения, в ее возвращении сейчас целесообразности нет никакой, кроме пополнения карманов гаишников», — подчеркнул он.

По мнению вице-президента российского движения автомобилистов Леонида Ольшанского, запрет эвакуации, если машина оставлена под запрещающим знаком, но никому не мешает, — это популистская мера и «дымовая завеса» для принятия балльной системы. «Расчет на то, что за резонансным решением об отмене эвакуации никто не обратит внимание на возвращение этой практики, — говорит Ольшанский. — Балльная система нарушает Конституцию и носит репрессивный характер. Ее главный идеолог — генерал Владимир Федоров, который и протащил ее, будучи начальником ГАИ России. В 1997-м мы эту систему успешно в Госдуме похоронили. Что же касается Лысакова, то он, как только стал депутатом, изменил принципам защиты прав автомобилистов и стал предлагать только репрессивные меры».

Еще одна инициатива Вячеслава Лысакова, которая будет рассмотрена в первой половине года, предполагает упрощенную процедуру освидетельствования водителей на состояние опьянения.

«Законопроект позволит сократить количество документов, необходимых для оформления, — рассказал Лысаков агентству «Москва». — Ни в одной стране мира такого количества бумаг не заполняется, мы не ликвидируем часть протокола, а просто вписываем один в другой, без всякого ущерба с точки зрения защиты прав и свобод».

Однако у ряда экспертов есть опасения, что упрощение процедуры сыграет на руку лишь полицейским, а не добропорядочным гражданам, у которых останется меньше инструментов для отстаивания своих прав.

«Взять, к примеру, протокол об освидетельствовании на месте, — говорит президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — В этот документ могут внести свои замечания и понятые, и водители. В этом и ряде других документов указывается множество важных, имеющих значение для дела обстоятельств. Все упрощается, чтобы проще было прямо на дороге договариваться: документов составлять не надо, к врачу не надо, дуй прямо здесь, прибор также предлагается упрощенный. Это ведет к разгулу взяточничества».

Новый Кодекс об административных правонарушениях в целом представляется более недружественным по отношению к водителям. Он несет ужесточение прежних и появление новых мер наказания. И в тоже время законодатель не устраняет почву для неоднозначных трактовок тех или иных нарушений.

«Надо сейчас толкать гуманные поправки, такие, как сейчас предлагаются относительно продления сроков приватизации жилья, — заключает Леонид Ольшанский. — А они в год выборов рассматривают репрессивные нормы. Новый КоАП — драконовский закон».