Агент провокатор

Зачем вернулись «Секретные материалы»

Кадр: сериал «Секретные материалы»

В эфир вышли первые две серии нового мини-сезона «Секретных материалов» — по-своему великой конспирологической одиссеи двух агентов ФБР в поисках доказательств глобального заговора спецслужб и инопланетных пришельцев. «Лента.ру» разбирается, ради чего именно на экраны вернулся один из главных сериалов 1990-х.

Скалли (Джиллиан Андерсон) похудела. Малдер (Дэвид Духовны) перемахнул полтинник и выглядит как завсегдатай общества анонимных алкоголиков. Его аддикция все та же — расследование глобального заговора правительства и инопланетных захватчиков, начавшегося с падения НЛО в Розуэлле. Все его страшные опасения по поводу масштабов обмана будут, с одной стороны, превзойдены уже на седьмой минуте первой серии нового спринтерского (всего шесть серий) сезона «Секретных материалов», с другой — низвергнуты. «Все это время нас водили за нос, Скалли», — а та только с пониманием и даже смирением кивнет в ответ.

В остальном безумный мир Криса Картера (создатель сериала ответственен и за его возрождение) более-менее прежний. У Скиннера (Митч Пиледжи) появилась аккуратная профессорская борода. Курильщик жив и не отказывается от табака. Девушка по имени Света, сбиваясь на плач, свидетельствует о похищениях и экспериментах. Некий доктор-зло экспериментирует с эмбрионами и инопланетным ДНК. Телеведущий с неочевидной повесткой грозит раскрыть правительственный заговор в прямом эфире. Дети вылезают из утроб. Люди в военной форме сжигают дотла очередные неопровержимые доказательства. В нужные моменты в ход идут флешбэки из того же Розуэлла 1947-го — или шутящий по поводу инопланетян Обама. Истина все так же где-то рядом и все так же имеет привычку ускользать. В следующих сериях, похоже, появятся мутанты-оборотни и «Одинокие стрелки».

Уже в первой серии мини-сезона новые «Секретные материалы» успевают раскрыть и показать в своей магистральной сюжетной линии — связанный с пришельцами заговор американских элит — кажется, больше, чем за все предыдущие девять лет жизни (плюс пара неуклюжих полных метров). Еще никогда, правда, конспирологические откровения Картера не провоцировали такой скепсис, какой испытываешь за эти сорок минут: трудно отделаться от ощущения, что смотришь не за тем, как агенты Малдер и Скалли вернулись к делу своей жизни, а за тем, как артисты Духовны и Андерсон, давно успевшие переключиться на другие сюжеты, темы и персонажи, вместе со сценаристом Картером изо всех сил пытаются как-то оправдать свое возвращение к прославившему их проекту. В некотором роде так и есть — по высказыванию одного из классиков, любой художественный фильм или сериал одновременно является документальным кино об обстоятельствах собственного производства. Возвращение «Секретных материалов», давно переросших собственные формат и мифологию и превратившихся в поп-культурный феномен — по-хорошему, развернутый мем, — такой судьбы тем более избежать не могло.

Парадоксальным образом уже в следующей серии, посвященной зловещим экспериментам с генетической мутацией и не избегающей спецэффектов а-ля «Люди Икс» и взрывающихся зрачков, скепсис рассеивается. Причина, пожалуй, не только в том, что второй эпизод куда больше по структуре и ритму напоминает классические, позволявшие себе и китч, и короткие эксперименты с разными способами рассказывать истории с участием Малдера и Скалли. Скорее дело в том, что после второй серии яснее становится жанр, который на самом деле задумал для возрождения своего детища Крис Картер, и к чему все это может прийти спустя еще четыре финальных серии.

Если в 1990-х, во времена своего расцвета, «Секретные материалы» были все-таки прежде всего триллером, причудливо сконструированной и не боящейся эксцентрики (вроде людей-червей и прочего, прочего, прочего) страшилкой для человечества, вступившего в эпоху постмодерна, то для новых серий эта жанровая дорога, похоже, закрыта. Казавшийся двадцать лет назад прирученным, избавленным от подлинной тайны современный мир на поверку оказался полон реальных, вовсе не фантастических ужасов. Кому нужно верить в зеленых человечков (или даже «хотеть верить», как уточняет статус своего увлечения НЛО Малдер), когда с сеянием страха, насилия и кошмаров человечество оказалось способно справляться самостоятельно? Если бы «Секретные материалы» возвращались, чтобы напомнить зрителю о том, что ему все время в невообразимых масштабах врут собственные правители, то этот камбэк был бы обречен в лучшем случае на циничную ухмылку давно не питающей иллюзий аудитории — что в случае этого сериала равноценно провалу.

Судя по первым двум сериям, Картер это понимает — хотя и норовит то и дело осовременить мытарства своих персонажей, упоминая всуе Сноудена и АНБ и иронически подмигивая зрителю (как, например, в абсолютно феерической сцене, где потенциальный информатор принимает Малдера за клеящегося к нему гея). Тем не менее наивно рассчитывать на то, что в шестом эпизоде этот в свое время так и не раскрывший своих главных тайн сериал наконец это сделает, — например, даст однозначную характеристику правительственному заговору, выведет хоть кого-то из конспираторов на чистую воду — словом, откроет зрителю глаза на ту самую истину. Нет, мистический детектив уже не является жанровой базой этой истории — а значит, и разгадки никакой не предполагается.

На чем же строятся новые «Секретные материалы» и чего от них ждать? Что ж — откровения не менее, а то и более ценного, чем любые завихрения насчет пришельцев, фашистских элит и экспериментов с геномом. Подлинный жанр нового мини-сезона ощущается однозначно и подтверждается, например, обрамляющими вторую серию сценами родительских фантазий Малдера и Скалли — это беззаветная, даже бесстыжая мелодрама. Конечно, «Секретные материалы» должны были вернуться не для того, чтобы вновь сообщить миру об инопланетянах, масонах и ком угодно еще. Но логическое завершение одной своей сюжетной линии Картер нам и собственным героям все-таки задолжал. Эта линия — странные, до сих пор платонические, даже несмотря на общего ребенка, отношения двух когда-то встретившихся на службе одиночеств. Отношения, которые через несколько серий должны наконец перейти в реальную, а не воображаемую зрителями фазу, — и которые у Картера есть все возможности наконец свести не просто к поцелую, но и какому-никакому хэппи-энду. Видит бог, перенесшие за время своей экранной жизни больше мучений, чем любой герой Иньярриту, Малдер и Скалли таким финалом своего расследования будут удовлетворены — более того, он-то как раз их новое возвращение вполне оправдает. Истина же и правда все это время была где-то рядом с парой одержимых агентов ФБР — надо было просто перестать обманывать себя и друг друга, сдать значки и наконец поцеловаться.

Новые серии «Секретных материалов» в России показывает канал «ТВ-3»

Обсудить
Джихад с пеленок
Мир не знает, что делать с детьми, воспитанными «Исламским государством»
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Дональд ТрампНесвобода вместо свободы
Что стоит за новым охлаждением отношений США и Кубы
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
A Coptic Orthodox priest uses his iPhone before conducting a prayer for the relatives of the victims who died after Saturday's bomb attack, in a house in Alexandria January 3, 2011. The bomb killed 21 people outside a Coptic Orthodox Christian church early on New Year's Day and a security source said seven people have been held for questioning. REUTERS/Asmaa Waguih (EGYPT - Tags: RELIGION CIVIL UNREST IMAGES OF THE DAYТелефон Иисуса
Какими правдами и неправдами Apple заставила людей покупать iPhone
Лунный корабль Л3 (в головной части) на пути к спутнику Земли (в представлении художника)Дорого и сердито
Украина распродает Китаю советские лунные технологии
На поверхности Венеры (в представлении художника)Русская планета
Объяснены аномальные результаты советской миссии к Венере
Рыбку жалко
Раскрыта причина вымирания гигантских морских чудовищ
«Украина — священная земля»
Певица Луна о музыкальной революции в Киеве и нежелании жить как Эми Уайнхаус
Труба и архангелы
Ради чего стоит поехать на фестиваль «Усадьба Jazz»
Вим Вендерс«Я по нотам не читаю»
Вим Вендерс о том, зачем в 71 год поставил свою первую оперу
Одинокая ведьма желает познакомиться
ММКФ-2017: женские чары и мужские неврозы в американском независимом кино
Летнего позитива пост
Самые популярные снимки Instagram за июнь
Подвинься, миллениал
Пессимистичные оптимисты: что мы знаем о поколении иксенниалов?
Девушка с веслом
Как мужчина оказался первой женщиной-гондольером в Венеции
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест УАЗ Пикап, VW Amarok и Fiat Fullback
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру
Ралли старинных машин
Фотографии с московской гонки классических автомобилей
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
5 фактов об универсале Lada Vesta
Все, что пока известно о двух новых модификациях «Весты»
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе