В России начался сезон избирательных кампаний. Его можно назвать подготовительным: это досрочные выборы, которые по разным причинам должны состояться раньше Единого дня голосования 18 сентября 2016 года, когда страна будет выбирать в том числе депутатов Госдумы. Старт всему процессу дали праймериз «Единой России» по отбору кандидата на пост мэра Рыбинска Ярославской области (прежний градоначальник Юрий Ласточкин в сентябре 2015 года угодил на 8,5 лет в колонию за взяточничество и растрату). Предварительное голосование состоялось 24 января, победил Денис Добряков ― уроженец Рыбинска, до декабря 2015 года успевший поработать замгубернатора Севастополя и уволенный без официального объяснения причин.
Кампания в Рыбинске может послужить своего рода «полигоном» для обкатки избирательных технологий ― как перед федеральными выборами, так и перед региональными, которые также состоятся в сентябре. Выборы депутатов заксобраний ожидаются в 38 регионах, минимум в пяти субъектах Федерации предстоит избрать и губернаторов. И все это ― на фоне непростой экономической ситуации. «Лента.ру» проанализировала, с каким набором козырей и одновременно грузом проблем вступают в избирательную кампанию российские регионы, и почему для губернаторов ключевым станет именно этап предварительного отбора кандидатов — как праймериз ЕР, так и неформальные закулисные переговоры всех политических центров влияния.
2015 год был отмечен чередой политических скандалов, самые громкие из которых — показательные аресты глав регионов-доноров, Сахалинской области и Республики Коми — Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера. Комплексные проверки в субъектах не прекращаются: в январе текущего года бывшему сенатору от Сахалина Жанне Ивановой предъявлено обвинение в неуплате налогов на 14 миллионов рублей. Очевидно, правоохранительные органы намерены довести антикоррупционную зачистку области до логического конца.
В Карелии, по всей видимости, продолжится курс на «декриминализацию региона» и искоренение коррупции, активно проводимый с начала 2015 года губернатором Александром Худилайненом. В результате под следствие попали некоторые политические оппоненты действующего главы республики — как единороссы, так и соратники бывшего мэра Петрозаводска, «яблочницы» Галины Ширшиной. В отношении самой экс-градоначальницы не было уголовного преследования, но из-за затяжного конфликта с губернатором она была отправлена в отставку. Кроме того, нельзя исключать, что со стороны федерального центра могут возникнуть вопросы непосредственно к Худилайнену — в связи с арестом бывшего главы республики Андрея Нелидова. Он возглавлял регион с 2010 по 2012-й, до этого четыре года представлял Карелию в Совете Федерации, а последняя его официальная должность ― директор музея-заповедника «Кижи». В этом качестве Нелидов и был арестован.
Глава Челябинской области Борис Дубровский в минувшем году лишился сразу двух вице-губернаторов. Один из них, Николай Сандаков, уже 10 месяцев находится под следствием. Чиновника, отвечавшего за внутреннюю политику, подозревают в получении взятки в особо крупном размере. А в декабре Дубровский подписал постановление об увольнении своего заместителя Ивана Сеничева в связи со скандалом: тот допустил в телефонном разговоре нецензурное высказывание о Южном Урале, запись беседы попала в руки журналистов и была растиражирована в СМИ. Лишившись кресла, Сеничев получил золотой парашют в размере 1,8 миллиона рублей. Это возмутило челябинских активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ), которые заявили о недопустимости выплаты подобной компенсации чиновнику, проработавшему в должности лишь год.
В декабре руководство Крыма позволило себе ряд громких замечаний в адрес федерального центра. В частности, глава республики Сергей Аксенов упрекнул Москву в отсутствии финансирования в рамках федеральной целевой программы по развитию региона. Вероятный итог этого конфликта — усиление контроля над прозрачностью расходования немалых бюджетных средств, вливаемых в регион.
Татарстану в ближайшее время предстоит пройти своеобразный тест на государственность. Республика, возглавляемая Рустамом Миннихановым, остается единственным российским регионом, руководитель которого именуется «президент», что противоречит вступившему в силу с 1 января 2016 года федеральному закону. В соответствии с ним названия должностей глав субъектов не должны содержать слова, используемые в официальном титуле «президент Российской Федерации». Любопытно, что проведенные в ноябре в Татарстане социологические опросы свидетельствуют о желании жителей региона сохранить за своим главой старое название. Но пойдут ли власти республики на поводу у этих настроений и будет ли настаивать на соблюдении федерального закона Москва, пока неясно.
13 января, выступая на Гайдаровском форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что нынешние вызовы российской экономике являются самыми серьезными за десятилетие. И сформулировал новый базовый принцип экономической политики России: «жить надо по средствам».
Еще в конце октября 2015 года на слушаниях в Совете Федерации, посвященных региональному аспекту федерального бюджета на будущий год, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что 2016 год станет последним, когда правительство будет иметь возможность задействовать федеральные резервы для поддержки регионов — «дальше ресурсов нет». По его словам, только на обслуживание коммерческих долгов (которые в минувшем году возросли почти на треть) субъектам надо 120 миллиардов рублей.
В ноябре в том же ключе высказалось агентство Standard & Poor's (S&P) в обзоре «Система общественных финансов: российские регионы». Аналитики отметили, что долги российских регионов, начиная с 2012 года, растут ускоренными темпами, а в 2016-м ситуация продолжит ухудшаться. «Поскольку давление на расходную часть федерального бюджета огромное, перераспределение доходов в пользу регионов будет затруднено», — предупредили в S&P.
Одна из проблем региональных бюджетов — постоянные изменения законодательства. Причем сами субъекты могут контролировать лишь около 10 процентов своих доходов. А расходы региональных бюджетов не снижаются, и правительство регулярно добавляет к ним новые обязательства. К примеру, Курганской области уже нечем платить бюджетникам. Региональные доходы не поспевают за расходами на исполнение федеральных законов, в частности «майских указов». Даже с учетом кредитных ресурсов регионам не удается сбалансировать бюджет. 20 января губернатор Курганской области Алексей Кокорин встретился с председателем правительства Дмитрием Медведевым, в очередной раз подняв вопрос о необходимости дотаций из федеральной казны.
В Забайкальском крае проблеме с дефицитом средств на зарплаты работникам социальных сфер уже более полутора лет. В марте 2014-го учителя, оставшиеся без денег, даже вышли на митинги, чего давно не случалось в регионе.
Непростая ситуация с бюджетом в Новгородской области, которая имеет реальный шанс через несколько лет стать банкротом. В июне прошлого года агентство S&P сообщило о том, что в феврале 2015-го субъект допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту ВТБ — размером около 2 миллиардов рублей. Таким образом Новгородская область автоматически совершила дефолт, делали вывод аналитики S&P.
Местные чиновники отказались давать развернутые комментарии, заявив, что никакой новой информации, за исключением той, что уже представлена в официальных сообщениях, не последует. Аналитики в свою очередь поспешили успокоить представителей СМИ, сообщив, что область находится в неблагополучной экономической ситуации далеко не первый год, однако говорить о свершившемся дефолте субъекта пока рано.
Еще два года назад Дмитрий Медведев озвучил неутешительные цифры: износ основных фондов ЖКХ (тепловые, водопроводные и электрические сети, котельные, канализация) в среднем по России составляет 60 процентов, по отдельным муниципальным образованиям этот показатель достиг 75-90 процентов. Причина ― устаревшая инфраструктура и технологии, разработанные в 50-60-х годах прошлого века.
Государство участвует в обновлении сектора ЖКХ через федеральные целевые программы и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, но выделяемых средств хронически не хватает. Большая их часть уходит на текущее поддержание работоспособности систем, а модернизация финансируется по остаточному принципу. При этом федеральный центр призывает привлекать в сферу ЖКХ внебюджетные средства, отрасль «может стать колоссальным объектом для инвестиций, потому что какие бы кризисы не возникали, все равно жилищно-коммунальное хозяйство будет развиваться, существовать, и в этом смысле должно обладать повышенной привлекательностью». Но инвесторы в сферу ЖКХ не спешат.
Также огромная проблема — немалые долги граждан и предприятий за потребленные энергоресурсы. В конце декабря прошлого года председатель совета директоров компании «Газпром» Виктор Зубков сообщил, что долги российских потребителей газа составляют 163 миллиарда рублей. 2,7 миллиарда задолженности есть и у ведомственных структур: МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН и Минобороны — закономерный результат дефицитного финансирования на 2015 год.
Бюджет на 2016 год, принятый в конце декабря, — самый сложный для России за последние десять лет из-за ряда внешних и внутренних экономических факторов. Сейчас на фоне стремительно дешевеющей нефти правительство разрабатывает очередной антикризисный план, чтобы сохранить сбалансированность бюджета. Однако деньги в казне тают на глазах, поэтому регионам настоятельно рекомендовано перейти на жесткий режим экономии, не дожидаясь дополнительных дотаций из Москвы.
Очевидно, что в год выборов контроль за расходованием бюджетных средств будет особенно жестким. Об этом свидетельствует и направленный на днях в Госдуму законопроект о введении уголовной ответственности за чрезмерный самопиар губернаторов.
Жесткие финансовые ограничения формируют ряд политических рисков в год «больших выборов». «Чем жестче ограничения возможностей политического пиара для губернаторов за бюджетный счет, тем выше влияние бизнес-групп ― как федерального уровня, так и местных, ― заявил «Ленте.ру» основатель коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг" Евгений Минченко. ― Если не удастся заботиться о рейтинге за счет бюджета, понадобятся средства спонсоров, и при этом губернатор берет на себя определенные обязательства».
Региональные власти оказываются в непростой ситуации: федеральный бюджет сокращается, цены все выше, социальное недовольство растет ― а денег на то, чтобы задобрить недовольных, попросту нет. Здесь важную роль может сыграть ранее озвученное решение «Единой России» ставить во главе региональных групп на выборах в Думу победителей праймериз, а не губернаторов. Да и самих групп будет в этом году 35 ― меньше, чем регионов. Это позволяет «отвязать» кампанию партии на определенной территории от рейтинга губернатора. Главы регионов могут решить, что им выгоднее по минимуму участвовать в избирательной кампании и по минимуму нести ответственность за ее результаты.
Со своей стороны федеральный центр смягчит требования к главам регионов, полагает замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. «Если раньше с губернаторов требовали цифру любой ценой, то теперь требуют, чтобы выборы были приличными, нескандальными и результат был не худшим на фоне остальных партий, ― сказал эксперт «Ленте.ру». ― Тем более что президент ЕР не возглавляет, и его образ в кампании запрещено использовать».
По мнению Макаркина, главы регионов будут более пристально следить за выборами в одномандатных округах, поскольку одномандатники станут главными лоббистами интересов регионов на уровне Госдумы, а лоббисты очень нужны в эпоху сжимающегося, как шагреневая кожа, бюджета. И если в области несколько одномандатных округов, команда губернатора способна «пропустить» по одному из них оппозиционера, с которым можно будет работать в Госдуме. Все это переносит для губернаторов фокус с 18 сентября на период до окончания лета ― время, когда ЕР проводит праймериз, а остальные партии подбирают кандидатов. Это и есть люфт возможностей для согласования интересов по кандидатурам одномандатников. Потом будет поздно.