Впечатлениями о путешествии по мексиканской Калифорнии с читателями «Ленты.ру» решил поделиться Игорь Ротарь. Свой рассказ об этом весьма любопытном месте он прислал на «Конкурс путевых заметок», который мы проводим при поддержке «Рамблер.Путешествия».
— Мистер, девочку желаете?
— Нет.
— Мальчика?
— Нет.
— Наркотиками интересуетесь…
Именно такой диалог произошел у меня в Тихуане сразу же после пересечения границы США. Тихуана — крупнейший город полуострова Калифорния или, как говорят мексиканцы, Баха ( то есть нижней Калифорнии). Сам штат Калифорния американцы уже давно оттяпали от Мексики, а вот полуостров по-прежнему принадлежит южному соседу США.
Пограничные с США районы Мексики пользуются дурной славой. Здесь орудуют несколько наркокартелей, а американские газеты чуть ли не ежедневно сообщают о том, как пограничникам удалось обнаружить очередной подземный ход для переправки в США наркотиков и нелегалов.
В реальности криминальная активность распространяется только непосредственно на пограничные районы. Причем для обычных туристов большой опасности она не представляет. Мафия их не трогает и даже якобы пытается защищать от шпаны. Поэтому многие не слишком щепетильные американцы приезжают сюда за дешевой «любовью» и теми же наркотиками.
В километрах же ста от границы преступность и вовсе сходит практически до нуля, а полуостров Калифорния в целом считается одним из самых безопасных районов Мексики.
Как раз приблизительно в ста километрах от границы и сохранился поселок потомков русских молокан, переселившихся сюда в начале прошлого века. Сегодня это поселение называется Франциско Смарко и в его центре можно видеть несколько типичных южно-русских мазанок. Переселенцы сооружали столь необычные для этих мест покатые крыши, так как не знали, что в Мексике нет снега.
В одной из таких хат размещен Музей истории молокан, а по соседству с ним расположен русский ресторан и магазин местного жителя Ивана Самарина. Здесь торгуют свежевыпеченным русским хлебом, «русским» вином и матрешками. В меню заведения были только русские блюда: борщ, пирожки, котлеты. Готовит их жена Ивана мексиканка Франциска. Спору нет, ее блюда очень вкусны, но назвать их русскими можно только с очень большой натяжкой.
Так, например, гваделупский борщ — это попросту фасолевый суп без свеклы, но, правда, со сметаной, а местные пирожки (с начинкой из мяса и авокадо!) неотличимы от бурито.
Но, конечно же, «русский колорит» не является типичной экзотикой полуострова Калифорния. Этот регион привлекает туристов своими почти первозданными пустынями, живописными горными каньонами, великолепными пляжами и красивейшими католическими миссиями, основанными еще конкистадорами.
Зимой у туристов появляется и еще одно развлечение: в это время, проделав путь в несколько тысяч километров из Берингова моря, к берегам Баха Калифорнии приходят киты. Иногда их можно увидеть даже с берега, но лучше все же не пожалеть несколько десятков долларов и записаться в тур на катере. Опытный капитан гарантированно подвезет вас к таким местам в заливе, где китов можно увидеть на расстоянии нескольких метров. Кстати, киты не единственные морские обитатели, которых видят туристы. Нередко катера «атакуют» морские котики, не без оснований ожидая, что люди угостят их чем-нибудь вкусным.
Очень красива и дорога к заливам Тихого океана. Из-за испарений морской воды местные пустыни покрыты толстой коркой соли. Создается впечатление, что ты едешь по заснеженным полям, и лишь взмокшая от 30-градусной жары рубашка возвращает тебя к реальности.
Если вас интересует не только природа, но и традиционный быт местных жителей, то вам лучше всего ехать в горы. Именно поэтому я решил отправиться в Cан-Франциско. Но не тот, что в США, а в отдаленную деревушку в горах Баха Калифорнии. Там обитают потомки первых переселенцев из Испании. И живут они почти так же, как их предки — первые колонизаторы.
Хорошая вначале дорога постепенно превратилась в тропу, преодолимую лишь для внедорожников да мулов, но не для моей Toyota Camry. На счастье, рядом обнаружилось ранчо. Фермер, не удовлетворившись моим испанским, позвал дочку лет десяти. С помощью этого полуанглоговорящего ребенка он объяснил, что на своей машине я до Сан-Франциско точно не доеду, но он готов отвезти меня на своем джипе (туда и обратно, за 30 долларов). Другой вариант: я могу припарковаться у него и идти пешком 8 км в один конец. Я решил прогуляться — благо окрестности были изумительно красивы.
Сан-Франциско не разочаровал. Деревенька в 80 жителей и ее окрестности напоминали вестерны из жизни Дикого Запада. Местные мужчины ходят в непременных сомбреро, которые не снимают даже в помещениях, а многие женщины в платках. Недалеко от Сан-Франциско есть еще несколько ранчо, куда можно добраться только на лошади, осле или пешком. Наверное, поэтому в окрестностях деревни машин я не встретил, а вот гарцующие всадники в ковбойских шляпах попадались очень часто.
Электричества в Сан-Франциско нет, люди живут исключительно натуральным хозяйством: козы, коровы, лошади, мулы. Из молока аборигены делают сыр, а также из кожи буйволов шьют «эксклюзивные» ремни, ботинки и бумажники. Впрочем, у некоторых жителей деревни есть целые огороды съедобных кактусов, которые они и продают жителям соседних городков. Пищу здесь готовят на кострах, стирают вручную, а туалеты — типа сортир — такие же, какими они были в российских деревнях еще в советское время.
И все же блага цивилизации постепенно добираются и до этих мест. Так, местные богатеи приобретают солнечные батареи и с их помощью добывают электричество (свет, правда, получается довольно тусклым), а в хостеле для иностранных туристов, где я остановился, был даже интернет. Многие ковбои имеют свои странички в фейсбуке, а их дети играют в компьютерные игры, которые, я — дикарь — и не знаю.
Мексиканцы довольно религиозны. Когда испанцы завоевывали Калифорнию, они повсюду основывали католические миссии, многие из которых стали настоящими шедеврами архитектуры.
Миссионеры не только насильно обращали индейцев в христианство, но и заставляли их работать на «благо церкви» фактически на правах рабов. Иногда индейцы восставали и даже убивали своих «добрых падеров», но в конечном итоге они смирились со своей участью и стали добрыми католиками.
Сейчас даже на самых глухих проселочных дорогах попадаются католические часовенки. В сельской местности церкви часто никогда не закрываются, так как никто не решится здесь на такое кощунство, как их ограбление.
Мексиканское католичество принимает иногда довольно неожиданные формы. Так, в одном отдаленном горном каньоне полуострова мне довелось увидеть очень необычные рисунки религиозного содержания. Концертная эстрада в крошечной деревушке была украшена триптихом в стиле примитивизма. Средняя картина изображала фауну каньона, а вот боковые рисунки были очень необычны. На одном рисунке монах судорожно сжимал игрушечного оленя на фоне обнаженной женщины. На другой — обнаженный индеец целовал ноги другому индейцу. Как мне объяснили, в Мексике картины на религиозные темы могут иметь самые причудливые сюжеты. Если, к примеру, тебе улыбнулась удача, то следует нарисовать картину благодарности Богу.
Позже в интернете я нашел множество достаточно странных картин «религиозного» содержания, выполненных мексиканцами. Кто-то изобразил, как он продает буррито и благодарен Богу за успех в торговле, кто-то — обнаженную женщину, благодарящую святых за то, что она работает проституткой и может прокормить своих детей.
Неожиданная встреча открыла мне еще одну из возможностей Баха Калифорнии. Как-то на пустынной дороге я встретил голосующую женщину лет сорока. Я остановился и спросил по-испански: «Куда?». Женщина не поняла. Спрашиваю, говорит ли она по-английски. «Yes, — отвечает, — но очень плохо». По акценту я безошибочно вычислил соотечественницу.
Лена оказалась москвичкой, пытавшейся выйти замуж в США. Но русский жених из Нью-Йорка оказался порядочной сволочью, и Лена от него сбежала. С переменным успехом она «снимала» других американцев, которые давали ей кров, кормили и показывали достопримечательности, но замуж все-таки не звали. Полгода пролетели быстро, а по американским законам с туристической визой дольше в стране жить нельзя. Нужно выехать на несколько месяцев, а потом можно вернуться. Лена, которую неудачи на любовном фронте повергли в легкую депрессию, решила во время вынужденного перерыва в «охоте» подзарядиться энергией в Баха Калифорнии.
Из-за дешевизны местной жизни и вечного лета сюда стекается множество бездельников, разочаровавшихся в «западной цивилизации». Многие из них объединяются в коммуны с экзотической идеологией. Так, Лена прожила несколько месяцев на эзотерической ферме, где коммунары питались только вегетарианской пищей, которую сами же и выращивали, а в свободное время общались с духами.
От такой жизни Лена несколько подустала и решила сменить обстановку, переехав в общину йогов. В любом случае, сегодня моя землячка смотрит на жизнь с гораздо большим оптимизмом, чем до отъезда из США. Даже если ей и не выгорит выйти замуж за американца, Лена всегда сможет, вписавшись в одну из коммун, жить в Мексике практически бесплатно. И в целом ее такой вариант вполне устраивает.
Большинство мексиканцев, которых я встречал на полуострове, были людьми весьма симпатичными, трудолюбивыми, не особенно разговорчивыми, но приветливыми и всегда готовыми прийти на помощь. Чем-то они мне напомнили жителей труднодоступных районов бывшего СССР, а именно сванов и памирцев. Великолепная и разнообразная природа, красивая архитектура и хорошие люди — на мой взгляд, это достаточно весомые аргументы, чтобы отправиться в путешествие по мексиканской Калифорнии.
Итог голосования: «+» 285, «-» 96