На прошлой неделе Крым впервые после воссоединения региона с Россией посетила официальная делегация Совета Европы. Миссия отправилась с задачей проинспектировать, как на полуострове соблюдаются права человека. На фоне визита европейских дипломатов в соседней Херсонской области Украины не прекращаются акции радикалов из непризнанного крымско-татарского меджлиса, направленные на то, чтобы всячески усложнить жизнь региону. На актуальные вопросы по крымской повестке дня «Ленте.ру» ответил вице-премьер, министр внутренней политики, информации и связи республики Дмитрий Полонский.
«Лента.ру»: Крым на прошлой неделе посетила миссия Совета Европы по правам человека. С чем зарубежные коллеги к вам приехали?
Полонский: Крым всегда был, есть и будет открытым для всех. Мне кажется, настал тот момент, когда наши коллеги из седовласой Европы должны увидеть все своими глазами и, что крайне важно, потом рассказать правду. Прошло уже два года после событий крымской весны, хватит уже рассказывать страшилки по поводу бесконечного количества вооруженных людей на улицах городов, военной техники, а самое главное — некоего «принуждения и гнета» со стороны России, в которых якобы живут сегодня крымчане. Все последние социологические исследования, наши ощущения и настроения говорят лишь об одном: крымчане верны своему выбору и никуда не собираются сворачивать с пути, который мы сами для себя определили. Если это то, что действительно хотят услышать европейцы, то они это услышат, пообщавшись с людьми на улицах крымских городов.
Что о жизни на полуострове рассказывают у себя дома европейские политологи, журналисты, которые периодически бывают с визитами в Крыму?
Я думаю, что они рассказывают об этих визитах в своих странах ровно в той степени, в которой им позволяют это делать. Хотя, естественно, нам бы очень хотелось, чтобы по возвращении домой эти политики, эти журналисты, эти представители общественности имели возможность рассказывать правду. Но мы все прекрасно понимаем, что если мы говорим о настоящей свободе слова, то, к сожалению, в западноевропейских странах, да и на американском континенте, с этим дела обстоят туго. Однако у меня есть возможность оценивать те настроения, с которыми приезжали и с которыми уезжали от нас иностранцы после событий марта 2014-го, с тем, что происходит сегодня. Тогда был один негатив. Сейчас совершенно другие мысли и впечатления.
Президент Украины Петр Порошенко создал в составе своего так называемого представительства в Крыму «службу по деоккупации полуострова». Что говорят жители региона о фантазиях Киева?
Вы знаете, мне кажется, что взрослые мужчины, а все-таки президент Порошенко достаточно взрослый мужчина, должны были наиграться в солдатиков и в потешные войска когда-то в детстве. Однако у этих наших коллег созревание никак не наступает. Они сами себе строят игрушечные замки, расставляют какие-то фигурки, которые пытаются двигать. При этом им кажется, что они действительно чем-то управляют. Поначалу мы громко смеялись, потом сочувствовали, потом опять смеялись. Увы, чувства юмора нет у сегодняшних украинских политиков. Чисто по-человечески я им сочувствую, хотелось бы, чтобы эта болезнь как можно скорее их отпустила. Хотя на данный момент медицина еще не придумала тех методов лечения, благодаря которым у этих граждан настало бы просветление.
В унисон с Порошенко министр финансов Украины Наталья Яресько анонсировала новую дипломатическую инициативу по возвращению Крыма. На ваш взгляд, есть ли у Киева шансы поднять этот вопрос на международном уровне?
Смешно, когда с подобной инициативой выступает человек, который должен заниматься финансами. Хотя для меня большая загадка, чем она занимается в стране, в которой давно нет денег. Видимо, поскольку их нет, она решила выступать с дипломатическими инициативами. Что лишний раз говорит о масштабах и об уровне украинской дипломатии. Эта миссия — такое же потешное войско, какое Порошенко пытается организовать на границе с Республикой Крым. Вероятно, в бюджете завалялись последние полторы-две гривны, вот они на них будут эту свою дипломатическую деятельность развивать. Возможно, уже от голода у них наступают какие-то затмения.
Однако Киеву удалось напугать зарубежных артистов, которые собирались с гастролями на полуостров. От поездки отказался сначала итальянский певец Алессандро Сафина, а потом и французский актер Пьер Ришар. Чего они боятся?
Эти два артиста, которые отказались от выступления в Крыму, все-таки, мне кажется, больше не артисты, а самые настоящие барыги. Потому что я вижу в их действиях четкий экономический расчет. Я так понимаю, что престарелый Пьер Ришар, наверное, больше нигде, кроме как на территории бывшего Советского Союза, не востребован. А оставшаяся территория Украины с точки зрения каких-то концертов более перспективна. Ну, дал бы он в Крыму один концерт, заработал бы какие-то деньги, а так пять-десять концертов даст на Украине, просто заработает больше денег. Что касается господина оперного певца, который известен всему миру тем, что поет лишь одну песню, потому как больше никто не знает, что он спел и что он сделал для мировой сцены... Это такой же барыга, только чуть помоложе. Колесит он по Украине, дает там концерты, собирает, как ему кажется, восторженную публику. Нравится им там выступать — пусть выступают. У нас в России большое количество собственных талантов.
Немало проблем региону пытается доставить меджлис. Подрывы опор линий электропередачи в Херсонской области, акция по продовольственной блокаде полуострова, начавшаяся в сентябре. В декабре координатор всех этих действий Ленур Ислямов заявил, что скоро начнется и морская блокада. Начали уже полуостров блокировать с воды?
Мне иногда доводится общаться с пограничниками. Но пока в бинокль они не заметили тех самых желтых резиновых уточек, на которых эти товарищи должны переплывать, видимо, Керченский пролив, чтобы блокировать. То ли эта миссия потонула вместе с уточками прямо там где-то, на берегу украинском, который выходит к Азовскому морю, то ли еще что-то произошло. А если серьезно… В самом вопросе прозвучало название крымско-татарский меджлис. Мы в Крыму сейчас очень активно обсуждаем эту тему: а могут ли считаться крымскими те татары, которые выехали, пусть в небольшом количестве, на территорию Украины и организовывают такие, по-настоящему террористические, акции. Потому что тот же подрыв опор никак по-другому квалифицировать нельзя. На мой взгляд, народ, который называет себя крымским, должен жить в Крыму, работать на благо Крыма и находить общий язык с другими народами, которые проживают на территории полуострова. Те люди, которые выехали отсюда, вряд ли могут себя считать крымскими татарами. И хочу вам сказать, что эта мысль находит все большую и большую поддержку в рядах крымских татар, которые живут вместе с остальными 174 народами на территории республики. Слишком большая честь для этих выродков откровенных из меджлиса называть их бандформирование именем замечательного народа.
Дмитрий Анатольевич, но есть ряд граждан РФ, называющих себя крымскими татарами, которые переехали в Киев из Москвы, из Крыма и активно поддерживают всю эту уголовщину на границе Украины с полуостровом. Фактически люди с российскими паспортами открыто призывают к подрыву территориальной целостности России. Может, властям имеет смысл обратиться в правоохранительные органы с инициативой организовать какое-то уголовное преследование в отношении этих товарищей, лишить гражданства, наконец?
Мне кажется, что не нужно обращаться к правоохранительным органам, потому что они достаточно давно и успешно всеми этими вопросами занимаются. К счастью для Российской Федерации, на сегодняшний момент наши спецслужбы являются одними из сильнейших в мире. Думаю, они смогут обеспечить стабильность и безопасность не только в Крыму, но и в целом на территории страны. А вот эти отдельные элементы — слишком простая задача. Поэтому все, что с ними можно было сделать, уже сделано. Но при этом мы, конечно же, должны понимать, что живем в правовом государстве и все должно быть по закону. Насколько я знаю, соответствующие уголовные дела возбуждены, дальше должно быть следствие, а потом судебные приговоры. И если эти люди будут признаны виновными, пусть едут в тюрьму, российские просторы велики.
Как сейчас обстоят дела с электроснабжением? «Крымэнерго» спустя два месяца выверило наконец графики подачи электричества, о которых уже частушки сочиняют?
На сегодняшний момент ситуация стабилизировалась. Те графики, о которых действительно многие уже слагают песни и легенды, процентов на 95 выверенные, отключение и включение электроэнергии им соответствуют. Что касается окончательного ввода в эксплуатацию нашего энергомоста, запуска третьей и четвертой ниток, то мы ждем таких же сюрпризов, какие нам сделали энергетики с досрочным запуском первой и второй ниток. Рассчитываем, что к началу весны в Крыму стабилизируется ситуация с электроэнергией за счет ввода оставшихся ниток.
Как в этих экстремальных условиях работает связь? И где реально есть покрытие 3G?
Проблем со связью, по большому счету, нет. Более того, в этот сложный период мы не просто восстановили работоспособность связи, а продолжали отрасль развивать. Накануне Нового года у нас был министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Вместе с главой республики запустили первый этап сети связи четвертого поколения. Кроме того, несмотря на сложности с электроэнергией, закончили строительство крымского государственного мобильного оператора. 1 февраля начинаем продажу SIM-карт компании «Крымтелеком», которая теперь, помимо предоставления услуг фиксированной связи и стационарного доступа к интернету, будет предоставлять услуги голосовой связи и связи в формате 3G. Таким образом создадим на этом рынке конкуренцию, потому что до сих пор у нас работал лишь один оператор мобильной связи. К большому для меня сожалению, российские операторы мобильной связи не спешили эти два года, да и сейчас не спешат, заходить в Крым, опасаясь санкций. Если говорить о покрытии 3G, то на сегодня уверенная связь в этом формате в Керчи, в Симферополе, в крупных городах на южном берегу Крыма. К началу сезона на всех курортных территориях с этим должно быть все в порядке.
До начала курортного сезона не так долго осталось. С какими ценами и условиями встретит туристов полуостров?
Крым встретит туристов с рыночными условиями и с рыночными ценами. Однако я уверен, что он не превратится в самый дорогой курорт на территории Российской Федерации. В этом, прежде всего, не заинтересованы сами отельеры и крупные представители малого бизнеса, которые задействованы в туристической отрасли. Если говорить в целом, то за последние два года отрасль стала серьезно меняться. Люди, работавшие раньше, в основном, с украинским туристом, знали, что достаточно иметь какое-нибудь чердачное помещение, койку и туалет во дворе и этого будет достаточно, чтобы к ним все равно приехали и отдохнули. А сегодня они уже понимают, что российский турист требует других стандартов. Кроме того, у нас есть пример удачной реорганизации туристического сектора в соседнем Краснодарском крае. Поэтому для того, чтобы нам конкурировать, нужно интенсивно развиваться. В прошлом году, и это стало для нас безусловным достижением, в Крыму начали работать так называемые пакетные туры, которых раньше никогда не было. В 2015-м было до 400 тысяч пакетных туристов. В этом году эта цифра, по крайней мере, так планирует Минкурортов республики, как минимум, удвоится. Мы для этого расширяем инфраструктуру нашего аэропорта, увеличиваем пропускную способность Керченской паромной переправы. С точки зрения транспортной доступности, которая здесь имеет важнейшее значение, все необходимые условия создадим. Поэтому смею заверить, что Крым ждет туристов. И самое главное: нам бы очень хотелось, чтобы люди понимали, что Крымский полуостров — это не только июнь, июль и август пляжного отдыха. Это круглогодичный курорт.