Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров совершил визит в две страны Ближнего Востока — Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Ситуация с ценами на нефть и урегулирование сирийского кризиса стали главными темами его поездки, однако глава российского дипведомства затронул и аспекты двусторонних отношений. «Лента.ру» разбиралась в подробностях повестки дня переговоров.
Ближневосточный вояж Сергея Лаврова совпал по времени с проходящими в Женеве переговорами по урегулированию сирийского кризиса. Неудивительно, что ситуация в этой стране стала главной темой как на переговорах российского министра с официальными лицами ОАЭ и Омана, прошедшими за закрытыми для журналистов дверями, так и на последовавших за ними пресс-конференциях. Впрочем, сенсаций общение Лаврова с прессой не принесло — глава МИД РФ придерживался привычной линии, призывая неукоснительно выполнять резолюцию №2254 Совета Безопасности ООН, предписывающую решение конфликта в Сирии путем переговоров между его участниками.
«У нас общее мнение: судьбу своей страны могут решить только сами сирийцы, и в этой связи мы приветствуем начало межсирийских переговоров в Женеве», — заявил глава российского МИД на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел ОАЭ Абдуллой бен Зайдом аль-Нахайяном. По словам Лаврова, нынешняя начальная фаза процесса является критически важной, так как переговорщики «притираются друг к другу».
Между тем сам состав участников переговоров является проблемой. Дело в том, что некоторых противников Башара Асада, прибывших в Женеву, Москва и официальный Дамаск умеренной оппозицией не считают. В частности, это касается группировки «Ахрар аш-Шам» и зонтичной организации «Джейш аль-Ислам». Это обстоятельство не ускользнуло от внимания журналистов. В итоге Лавров вынужден был пояснить, что «пара человек, связанных, как мы понимаем, с "Джейш аль-Ислам" и "Ахрар аш-Шам"», вошли в состав делегации сирийских оппозиционеров в личном качестве, а не как представители этих группировок.
Аль-Нахайян не прокомментировал вопрос об этих группах, однако правительство страны еще в ноябре признало «Ахрар аш-Шам» террористической организацией.
О межсирийских переговорах шла речь и на пресс-конференции в Маскате. Там, после завершения встречи с ответственным за иностранные дела Султаната Оман Юсефом Бен Аляви, Лавров прокомментировал заявление части сирийских оппозиционеров, настаивающей на том, что женевские переговоры будут продолжены, только если ВКС России прекратят операцию в Сирии.
«Мне кажется, что некоторые члены этой группы слишком избалованы своими спонсорами, прежде всего нашими турецкими соседями, которые в одиночку заблокировали присоединение к переговорам такой важной и влиятельной силы, как Партия демократического союза сирийских курдов», — констатировал глава российской дипломатии.
«Полагаться на зарубежных спонсоров, которые будут за тебя договариваться и рассчитывать, что предварительные условия в виде ультиматумов помогут решить проблему, — это абсолютно близорукая политика», — добавил Лавров, назвав нарушителей установленного переговорного порядка «капризными людьми». Он отдельно отметил, что сказанное касается и избранных на оппозиционных съездах в Москве и Каире — их ультимативное требование допустить до переговоров курдов также противоречит установленному порядку.
При этом министр подчеркнул, что Москва стоит на неизменных позициях — и сирийское правительство, и повстанцы должны руководствоваться не личными амбициями, а интересами сирийского народа. По словам Лаврова, Россия сделала все возможное, и представители Дамаска приехали в Женеву вовремя и без предварительных условий.
«Мы рассчитываем, что те, кто имеет влияние на оппозиционные круги, будут так же ответственно подходить к функциям международных игроков», — резюмировал глава российского МИД. Он отметил, что российская сторона уже провела разговор о конкретных мерах по прекращению огня с американскими сопредседателями Международной группы поддержки Сирии, и он будет продолжен в преддверии ее встречи 11 февраля в Мюнхене. Уже после окончания пресс-конференции стало известно, что спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура принял решение о заморозке переговоров до 25 февраля.
Второй важнейшей темой ближневосточного визита Лаврова стала ситуация с ценами на нефть. Для России, Омана и ОАЭ этот вопрос крайне важен — бюджеты стран формируются за счет экспорта нефти на 50, 40 и 30 процентов соответственно.
«Контакты между производителями нефти в разных форматах проходят регулярно. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас было общее понимание того, что происходит на рынках энергоносителей — прежде всего нефти — и заинтересованы в обмене оценками», — обрисовал министр российскую стратегию после встречи со своим коллегой в ОАЭ, отметив, что Москва обменивается мнениями с коллегами и с членами ОПЕК, и с теми производителями нефти, которые в эту организацию не входят.
По его словам, встреча между всеми нефтедобывающими странами возможна — эту идею предложили власти Венесуэлы — однако для этого необходим консенсус между всеми возможными участниками таких переговоров. Уже после встречи в Омане Лавров подчеркнул, что внимательное наблюдение и обмен мнениями — лучшая стратегия, потому что в нынешних условиях старые механизмы регулирования цен уже не работают.
На встрече представителей всех стран-экспортеров черного золота могло бы быть принято решение о сокращении его добычи. Буквально на днях появилась информация о том, что Саудовская Аравия предложила членам ОПЕК снизить нефтедобычу на пять процентов. И именно с Эр-Риядом в конечном счете и надо обсуждать этот вопрос, полагает эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Владислав Сенькович.
«Одной из целей визита Сергея Лаврова в ОАЭ и Оман было проведение консультаций для понимания реальной готовности аравийских монархий одновременно сократить добычу нефти хотя бы на пять процентов. Россия ищет единомышленников, которые ради удорожания нефти пойдут на сокращение текущих уровней добычи. И чем авторитетнее будет список, тем больше шансов, что Саудовская Аравия пересмотрит свою позицию», — пояснил эксперт.
Обсудил Сергей Лавров с коллегами и вопросы двустороннего экономического сотрудничества. Причем, как в случае с ОАЭ, так и с Оманом, дела идут не блестяще. Товарооборот России и ОАЭ за три года сократился с 2,5 миллиарда долларов до 853 миллионов. С Оманом же объем торговли, напротив, увеличивается, но «все еще является достаточно умеренным».
При этом были анонсированы планы укрепления партнерства между странами. В ОАЭ Росатом претендует на то, чтобы принять участие в строительстве атомной электростанции «Барака». В свою очередь эмиратские компании помогут России во внедрении в стране исламского банкинга. Россия привлекательна и для инвесторов из ОАЭ: в конце января было объявлено о совместном проекте Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и одной из крупнейших компаний ОАЭ DP World: по их плану, почти два миллиарда долларов будет вложено в модернизацию российских портов.
Военно-техническое сотрудничество между Москвой и Абу-Даби было объявлено «ритмичным и эффективным»: ответственная за это межправительственная комиссия в конце прошлого года отчиталась, что Москва заработала на военных связях с Эмиратами больше миллиарда долларов за последние десять лет.
«ОАЭ являются наиболее дружественной России аравийской монархией в Персидском заливе, и потому Москва может рассчитывать на содействие Эмиратов по широкому кругу вопросов ближневосточного региона при переговорах с другими членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Помимо многостороннего политического аспекта, эта страна важна и с торгово-экономической точки зрения. Ценность рынка ОАЭ для российского бизнеса заключается в его объемах и в широких возможностях: в перечень перспективных направлений входят топливно-энергетический комплекс, электроэнергетика, атомная и альтернативная энергетика, металлургия, транспорт, сельское хозяйство и даже космос», — рассказал Сенькович.
Планы России и Омана по улучшению взаимных экономических отношений были более общими: министры двух стран рассказали о подписании соглашения о защите инвестиций, а также анонсировали совместную работу по мирному атому. Были обнародованы планы по взаимному укреплению доверия между инвесторами с помощью экономических форумов. Тем не менее Лавров отметил, что российские компании заинтересованы в совместном производстве труб, а также упомянул покупку российской компанией контрольного пакета акций завода в городе Сухар. При этом он поддержал усилия «Газпрома» по налаживанию контактов с оманскими бизнесменами.
«Двусторонний товарооборот между Россией и Оманом составляет около 100 миллионов долларов США, — продолжает Сенькович. — И страна скорее представляет интерес развитыми отношениями как с Саудовской Аравией, так и Ираном. В этой связи с ней целесообразно обсуждение болевых точек всего ближневосточного региона, в особенности Сирии и Йемена».
Не остался без внимания и туризм: после закрытия курортов Турции и Египта российские туроператоры фиксируют неуклонный рост потока россиян, желающих посетить ОАЭ. В среднем в эту страну ежегодно въезжают около 400 тысяч гостей из России. «Число туристов растет, и мы поощряем этот интерес», — прокомментировал этот тренд российский министр.
При этом Маскат и другие курортные города Омана остаются для россиян относительно недоступными: виной тому и высокие цены, и отсутствие прямого авиасообщения между столицами. До берегов Оманского залива за минувший год добрались лишь пять тысяч граждан РФ. И если планов по введению льготного курса оманского риала к рублю обнародовано не было, то вопрос об организации рейсов между Москвой и Маскатом министры двух стран обещали проработать.