Обычай украшать капоты автомобилей символическими фигурками ушел в прошлое не столь давно, как кажется, — окончательный запрет на небезопасные талисманы был введен лишь в 1970-е. Исторические «носовые фигуры» из собрания известного итальянского коллекционера, адвоката Паскуале Джордано выставлены на аукционе Artcurial Rétromobile, проходящем 7 февраля в Париже. «Лента.ру» решила вспомнить, откуда взялась эта традиция и что послужило причиной отказа от нее — хотя, как выясняется, не окончательного и не всеобщего.
До того как автомобиль превратился из роскоши в средство передвижения, самобеглые повозки служили символами статуса и богатства своих владельцев — и точно так же, как и незадолго до того конные экипажи, украшались всеми возможными способами. Да и кузова первых автомобилей делали, как правило, каретные мастера — сами термины «седан», «купе», «кабриолет» первоначально относились к типам экипажей на конной тяге. По инерции дизайнеры кузовов первых авто продолжали грешить украшательством — тем паче на дворе стояли времена упадка ар-нуво, склонные к излишествам и декадансу. Впрочем, не все «архитектурные излишества» были бесполезны. К примеру, традиционные для каретной упряжи золоченые головки арапов или мифологических персонажей служили «направляющими» для вожжей. Именно они, вместе с уже вышедшими из употребления, но воспетыми в литературе и изобразительном искусстве носовыми фигурами парусных судов и стали, скорее всего, прототипами самого популярного автомобильного украшения первой половины ХХ века — фигурки на радиаторе. Кроме чисто эстетической, эти фигурки носили и утилитарную функцию — они служили пробками радиатора, а с начала 1910-х годов еще и нередко оснащались термометром для контроля температуры охлаждающей жидкости (которой в те времена, кстати, обычно служила простая вода). По мере развития автопромышленности фирмы стали снабжать свою продукцию стандартными фигурками-эмблемами — именно так появился в 1911 году знаменитый «Дух экстаза» (он же «Летящая леди») Rolls-Royce, а в середине 1930-х — прыгающая хищная кошка на капотах спортивных авто, известных тогда как SS Jaguar. Но состоятельные автолюбители-модники часто предпочитали заказывать специальную фигуру, чтобы выделить своего четырехколесного друга в потоке движения — хотя и не очень, по понятным причинам, еще интенсивного. Статуэтки из бронзы (иногда посеребренной — как у Rolls-Royce с 1911 по 1914), но чаще из никелированной стали, чтобы избежать лишнего искушения у преступного мира. Знаменитый ювелир Рене Лалик делал фигурки из стекла, занимались украшениями для авто и известные скульпторы, работавшие с малыми формами, — Шарль Пэлле, Эмиль Лежен, Чарлз Сайкс.
Ассортимент фигурок, предлагавшийся в 1910-20-е годы, был многообразен — обезьяны и черти, коты и собаки, лягушки и улитки, птицы и, конечно, женщины. Самой знаменитой остается уже упоминавшаяся «Летящая леди», созданная британским скульптором Чарлзом Сайксом. Любопытно, что первоначально леди вовсе никуда не летела. Моделью для оригинальной фигурки, созданной в 1910-м для Rolls-Royce Silver Ghost лорда Джона Эдварда Скотта-Монтегю, одного из первых автолюбителей Британии и главного редактора журнала Car Illustrated, послужила его секретарша и любовница Элинор Торнтон. Статуэтка изображала молодую женщину, приложившую к губам палец, и называлась The Whisper («Шепот»). Вскоре после этого управляющий директор Rolls-Royce Motor Cars Клод Джонсон обратился к Сайксу с предложением разработать стандартную радиаторную фигурку для автомобилей фирмы, так как руководство было обеспокоено тем, что многие владельцы «роллсов» украшали их капоты «неприличными» и не соответствующими духу компании скульптурами. Сайкс взял за основу статуэтку Торнтон и изобразил ее в образе крылатой богини в облегающей формы тунике, приготовившейся к полету. Правда, знатоки лондонской светской жизни сразу же прозвали фигурку «Элли в ночнушке», без труда опознав модель, но в Rolls-Royce остались довольны результатом. Украшение предлагалось как дополнительная опция, но практически все автомобили фирмы с 1911 года по наши дни несут на капоте один из одиннадцати вариантов «леди» (основных, впрочем, два — стоящая и коленопреклоненная, остальные различаются лишь мелкими деталями). Сама Элинор погибла в Средиземном море в 1915 году, на потопленном немецкой подлодкой у берегов Крита пароходе «Персия», но в память о ней все «роллс-ройсы» баронов Монтегю украшались первоначальным вариантом фигурки, «Шепотом» (их было изготовлено четыре экземпляра).
К началу 1930-х мода на заказные украшения сошла на нет, да и сами автомобили все меньше были похожи на кареты, но ведущие производители продолжали оснащать капоты трехмерной символикой, разве что менее вычурной — на смену ар-нуво пришел ар-деко, а затем и утилитарный функционализм. Эмблемы становились более лаконичными — как, например, «мерседесовская» трехлучевая звезда, вписанная в окружность. Несколько запоздало в тенденцию вписался и отечественный автопром: капот «Волги» ГАЗ-21 первых серий (с 1957 по 1962 год) украшал элегантный прыгающий олень. Элегантный, но, увы, травмоопасный для пешеходов — как, впрочем, и аналогичные украшения на автомобилях западных фирм. Начиная с 1960-х годов носовые фигуры, утратившие уже всякую функциональность, стали исчезать. В 1968 году жестко закрепленные дополнительные элементы на капоте были запрещены в США, директива Европейского Совета 74/483/EEC поставила их вне закона и в Европе. Последними могиканами остаются люксовые и премиальные марки, могущие позволить себе дополнительные расходы на пружинное крепление фигурок, поглощающее энергию при столкновении. А «Летящая леди», по-прежнему парящая в поле зрения водителей Rolls-Royce и вовсе умеет прятаться в специальное отделение в случае удара; при желании ее можно спрятать и просто из салона с приборной панели или с ключа зажигания.
Старинные же фигурки превратились в предмет коллекционирования. 7 февраля на парижском аукционе Artcurial пойдет с молотка одна из крупнейших в мире коллекций, принадлежавшая известному итальянскому собирателю, автору справочника по автомобильным украшениям, адвокату Паскуале Джордано. Некоторые, самые интересные экземпляры этого обширного собрания можно посмотреть на предлагаемых фото.