Спорт
14:57, 7 февраля 2016

«Хочу, чтобы Мутко плакал... от радости» Российская фехтовальщица Софья Великая о подготовке к Рио-2016

Беседовала Екатерина Бушуева
Софья Великая
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

30-летняя саблистка Софья Великая, выступающая за ЦСКА, семь раз выигрывала чемпионат мира и девять раз — континентальное первенство. В копилке спортсменки не хватает лишь олимпийского золота. Занимая первую строчку рейтинга Международной федерации фехтования, Великая активно готовится ко второй Олимпиаде. За полгода до главного старта четырехлетия фехтовальщица рассказала «Ленте.ру», как будет бороться с конкурентками и как заставит плакать министра спорта Виталия Мутко.

«Лента.ру»: Нечасто приходится видеть саблю в руках девушки. Почему вы решили заняться фехтованием?

Софья Великая: Этот вид спорта выбрал меня сам, потому что я случайно оказалась в фехтовании. В нашей семье первым в фехтование пришел мой старший брат. Он же выбрал саблю, а потом уже и мы с младшим пошли по его стопам. Я всегда была активным ребенком, всегда чем-то увлекалась, пробовала себя во многих видах спорта: занималась бегом, спортивными танцами, играла в волейбол. До сих пор обожаю этот вид спорта, который теперь стал моим хобби. Если я на отдыхе — обязательно выхожу с друзьями поиграть.

Вы владеете другими видами оружия?

Нет, хотя обычно детки начинают с азов — фехтуют на рапире. Это помогает поставить точность укола. А я сразу начала с сабли.

Умение обращаться с оружием помогает в реальной жизни?

Не столько умение, сколько сама специфика этого вида спорта. Быстрая реакция, ощущение дистанции, чувство времени, координация движений, развитое периферическое зрение, умение анализировать ситуацию и моментально принимать решение — все это в жизни очень помогает.

В детстве одноклассники или соседские мальчишки не завидовали, что у вас есть сабля, а у них нет?

Нет. Раньше во многих школах были бесплатные уроки фехтования.

После рождения ребенка вы довольно быстро возобновили тренировки. Сложно было вернуть форму?

Сложности были с самого начала, но общими усилиями мы их преодолели. До того как сыну исполнилось девять месяцев, приходилось везде ездить с ним, брать его с собой на соревнования. Мне помогала семья, тренер поддерживал, верил в меня, вселял надежду, что все трудности мне по силам. Когда начинали тренироваться — было тяжело физически. В приоритете, конечно, было здоровье ребенка и мое состояние, которое позволило удачно вернуться. Первый серьезный старт после перерыва — чемпионат Европы в 2014. Из Страсбурга я привезла две золотые медали.

Получается, за время вашего отсутствия фехтование не сильно изменилось? Конкуренты появились?

Честно говоря, я не ожидала столь фееричного возвращения. Предполагала, что из-за усилившейся конкуренции вернуться будет непросто. Но мой опыт позволил и после перерыва одержать абсолютную победу во всех чемпионатах.

Во время сборов и соревнований скучаете по семье? Сына удается брать с собой?

Конечно, скучаю. У нас, к счастью, созданы прекрасные условия для тренировок в Подмосковье, на озере Круглом. Там мы проводим большую часть тренировок. Я могу по возможности ездить домой. Мне такой график очень подходит.

Ваш супруг Алексей Мишин — тоже известный спортсмен, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе. В вашей семье есть дух спортивного соперничества? У кого из вас больше наград?

Мы не соревнуемся, но Алексея расстраивает, что в его виде спорта меньше официальных дисциплин. «Я бы еще поборолся в команде», — говорит он. В борьбе ведь нет официального командного зачета на чемпионатах Европы и мира, например. Тем не менее у него есть олимпийское золото. В этом супруг меня превосходит — пока.

Вы болеете друг за друга на турнирах?

Обязательно. Для меня это всегда очень волнующе.

Как вы настраиваетесь перед боем?

Есть особенные ритуалы, но в приметы я не верю. Настраиваюсь под каждого соперника, стараюсь исключить все отвлекающие факторы. У меня есть свои секреты, но я не буду ими ни с кем делиться.

Кто представляет для вас самую большую опасность в Рио?

Двукратная олимпийская чемпионка американка Мариэль Загунис. Украинка Ольга Харлан. Очень опасны кореянки. Есть неплохая китаянка, молодая венгерка. Плюс внутри нашей команды очень сильная конкуренция — например, с Катей Дьяченко нелегко проводить поединок.

Недавно американка Ибтихадж Мухаммад заявила, что на Олимпиаде будет выступать в хиджабе. Как вы считаете, можно ли что-то доказать таким образом — ведь саблисты фехтуют в шлемах?

Этого не видно, но для нее это важно. Это ее образ жизни, ее вера. Я ее давно знаю, она первая из саблисток стала выступать в платке. Хотя сейчас она не единственная — есть еще спортсменки из Ирана. Для нас в фехтовании под маской абсолютно неважно, в хиджабе соперница или нет.

Алексей Мишин сказал, что после Олимпиады закончит спортивную карьеру. А вы?

Он будет бороться до последнего, я им восхищаюсь. Столько лет отдать спорту и по-прежнему чувствовать, что ты можешь конкурировать с сильнейшими, — конечно, это подстегивает. Я рада, что он максимально отдается спортивной жизни и получает от этого удовольствие. Никогда не мешала этому стремлению. Что касается моих планов — будет видно после Рио-де-Жанейро. Все упирается в ряд факторов: насколько сильным будет желание продолжать, позволит ли здоровье, найдется ли мотивация. Я возьму паузу после Олимпиады, а буду ли возвращаться — покажет время. Сейчас я думаю только об Олимпийских играх и о воплощении своей заветной мечты.

Вы уже думали, чем займетесь по окончании спортивной карьеры?

ЦСКА нас не оставит, всегда поможет и направит. Я бы не сказала, что вариантов много, но их достаточно, чтобы принять правильное решение. Трудно планировать дальнейшую жизнь, пока ты действующий спортсмен.

В 2012 году вы снимались в проекте Первого канала «Жестокие игры». Вам понравилось участвовать в шоу?

Съемки мне очень понравились. Я всегда рада участвовать в теле- и радиопередачах, напоминать о любимом виде спорта. Я бываю на «МатчТВ», на радио. А на серьезные длительные съемки, такие как «Жестокие игры», у меня больше двух недель не бывает. Меня, кстати, туда и во второй раз приглашали, но я отказалась — тратить столько времени уже не могу. Плюс это довольно опасно.

Вы бы хотели сняться в других телевизионных проектах?

Интересно было бы принять участие в программе, связанной с фигурным катанием. Я ведь на коньках только по кругу могу кататься, никаких пируэтов делать не умею. Очень хотелось бы, чтобы меня научили.

С кем бы вы хотели составить пару?

Не знаю. Наверно, когда я буду готова так долго сниматься, будет уже другое поколение фигуристов.

Виталий Мутко рассказал, что плакал, когда увидел, как вы проигрываете финальный поединок на Олимпиаде в Лондоне. Можете сделать так, чтобы в Рио министр спорта плакал от радости?

В интернете очень популярно фото, где плачу я. Можно сказать, только ради Виталия Леонтьевича и стараюсь. Хочу, чтобы он плакал от счастья!

< Назад в рубрику