Президент России Владимир Путин и король Бахрейна Хамад бен Иса аль-Халифа 8 февраля провели переговоры в Сочи. Помимо вопросов двустороннего сотрудничества (нефть, вертолеты и — неожиданно — космос) ключевой темой беседы стала ситуация на Ближнем Востоке, главным образом в Сирии. Король называл президента России другом и братом, но дважды отказался покататься с ним на лыжах. Он пришел с мечом в руках, а ушел с конем в поводу. «Лента.ру» наблюдала за встречей двух лидеров.
Первое, что видели гости у ворот сочинской резиденции Бочаров ручей, — прицеп для перевозки лошадей с надписью Horses. Из небольших окошек выглядывала красивая лошадиная морда. Конь по кличке Хаджибек, жеребец ахалтекинской породы, был щедрым подарком ближневосточному гостю. Трехлетний красавец, абсолютный чемпион мира по породе. Коня выкупили у некого российского конезаводчика, имя которого в Кремле решили не раскрывать.
Богатейший монарх аль-Халифа — страстный любитель арабских скакунов. Его конюшня Амири — одна из самых крупных и дорогих в мире. Об этом уже почти забыли, но Владимир Путин тоже когда-то увлекался верховой ездой, и в его коллекции есть арабские красавцы от короля Иордании, гнедой жеребец от президента Башкирии, ахалтекинец с личной конефермы Туркменбаши Сапармурата Ниязова и другие лошади.
В подарок от гостя Владимир Путин получил то, что так любит дарить сам: оружие. Меч Победы выкован из дамасской стали, его рукоять и ножны украшены драгоценными металлами. «Очень острая сталь!» — рекомендовал аль-Халифа.
Но другое увлечение российского президента — горные лыжи — король не разделил. И даже пренебрег приглашением. «Ваше величество, мы с вами хотели на лыжах покататься, но я так понял, вы передумали», — заметил Путин, встретив монарха. Заметил совсем некстати — во время разговора об экономике. И уж точно намеренно.
Король извинился: «Господин президент, мы знаем, что вы любите лыжи. Надеемся, что наша программа пребывания никак не портит ваши планы».
В ответ аль-Халифа получил еще одно приглашение. «В следующий раз тогда покатаемся», — предложил Путин.
Но гость лишь взмахнул руками: «Иншалла!» — как бог даст. Присутствующие расценили это как вежливый отказ.
В предыдущий раз король Бахрейна посещал Россию в октябре 2014 года. Он составил Путину компанию на гонках «Формулы-1» в Сочи. Монарх тогда искренне удивился тому, как быстро он добрался до берегов Черного моря, — всего за четыре часа. «Расстояние между нами очень небольшое», — отметил он. И похвалил курорт: чистый, красивый, подходящий для инвестиций. Впрочем, денег вложить не предложил.
В этот раз он прибыл в Сочи по приглашению Путина. Визит короля, произошедший вслед за визитом эмира Катара, стал частью ближневосточной эпопеи — череды встреч Путина с руководителями стран региона Ближнего Востока и Персидского залива. За несколько месяцев в России дважды побывал король Иордании, приезжали эмир Кувейта, министр обороны Саудовской Аравии, наследный принц Абу-Даби, главы Сирии, Израиля, Египта и Турции.
«Мы очень рады видеть наших друзей, иметь возможность обсудить двусторонние отношения и поговорить о ситуации в мире — прежде всего, конечно, в регионе», — сказал Путин королю на протокольной встрече.
«Что касается проблем, ситуации в сфере экономики, то, может быть, мы видим не до конца всю полноту картины, — взял слово король. — Мы готовы сотрудничать с Россией под руководством господина президента».
«И это общий настрой всех стран нашего региона», — добавил аль-Халифа.
Они общались за закрытыми дверями около двух часов, но к прессе с заявлениями не вышли. По традиции это сделали главы внешнеполитических ведомств.
Халед Бен Ахмед Бен аль-Халифа — министр иностранных дел Бахрейна и, конечно, родственник правителя — дважды назвал Путина другом и братом короля аль-Халифа. По словам министра, его величество очень рассчитывал на эту встречу и высоко оценил «роль и помощь России в выводе Сирии из кризиса».
«Всем крупным и влиятельным странам необходимо сотрудничать с Россией, чтобы вернуть в Сирию стабильность и мир», — уверен представитель Бахрейна.
К своему коллеге Сергею Лаврову аль-Халифа обратился со словами «спасибо тебе, дорогой друг». Лавров подчеркнул: общая позиция двух государств состоит в том, что необходимо продолжить борьбу с терроризмом и не допустить развала Сирии.
Аль-Халифа пригласил Путина посетить Бахрейн, Путин его — поучаствовать в новой российской забаве — танковом биатлоне.
Между тем торгово-экономическое сотрудничество двух государств провисает: и без того небольшой товарооборот снизился на треть и теперь едва достигает 14 миллионов долларов.
Бахрейн — самое маленькое арабское государство. Оно занимает три относительно крупных и множество мелких островов по соседству с Саудовской Аравией. Основа состояния короля Бахрейна — нефть и доходы от международных инвестиций, которыми занимается специальный королевский фонд. Падение цен на черное золото отразилось и на монархии. Дефицит госбюджета Бахрейна в 2015 году составил 1,5 миллиарда динар (около четырех миллиардов долларов). Российские технологии могут поспособствовать разведке новых месторождений, поэтому Бахрейн намерен развивать сотрудничество с Москвой в нефтегазовой сфере.
Аль-Халифа также проявил заинтересованность в российских авиационных разработках и особенно в вертолетах (король, к слову, в молодости сам управлял самолетом). В каждом бахрейнском международном авиашоу участвует пилотажная группа «Русские витязи». Интересно, что в монархии есть своя структура, развивающая сферу космонавтики, которая надеется получить от России информационную поддержку и обмен опытом.
За несколько дней до встречи Путина и аль-Халифы в Женеве прервались межсирийские переговоры. Их поставили на паузу — предположительно до 25 февраля. В срыве переговоров не в последнюю очередь винят Москву.
Прикрывая сирийские правительственные войска с воздуха, российские ВКС помогли развернуть масштабное наступление под Алеппо, стратегически важным для антиправительственных сил городом. Делегация сирийской оппозиции в Женеве (поддерживаемая саудитами и турками) требовала немедленного прекращения российских авиаударов. 3 февраля Москва официально отказалась выполнить эти требования. Кремль обвинили в том, что он играет деструктивную роль в конфликте.
Дальнейшее сотрудничество России и монархий Персидского залива зависит в том числе от того, затаят ли они обиду за срыв переговоров, считает Александр Шумилин, руководитель Центра анализа Ближневосточных конфликтов института США и Канады РАН.
«Как и в отношениях со всеми монархиями залива, главная проблема России и Бахрейна — это партнерские (и даже более) отношения Москвы и Тегерана», — подчеркивает Шумилин. Иран — главный противник монархий, считающий территорию Бахрейна исторически своей.
В январе Бахрейн вслед за Саудовской Аравией полностью разорвал дипотношения и прекратил авиасообщение с Ираном. Такое решение в королевстве приняли после того, как жители Тегерана подожгли посольство Саудовской Аравии во время уличных акций протеста в ответ на казнь шиитского оппозиционного клерика Нимра аль-Нимра.
«Приезд короля — визит вежливости, визит информационного характера. Это попытка как-то нейтрализовать партнерство России и Ирана, побудить Кремль к более сбалансированным отношениям в регионе, обратить его внимание на суннитские монархии — с учетом суннитского характера мусульманской общины России», — уверен эксперт.
Скорее всего, эти усилия никак не повлияют на позицию президента России, но до поры до времени, считает Шумилин. Если монархии введут свои войска в Сирию, ситуация полностью изменится. Руководство Бахрейна уже заявило, что вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами собирается отправить в Сирию военных.