Когда водка и пальмовое масло приносят казне больше, чем баррель, гражданам трудно ожидать финансовых милостей от правительства. Поэтому весь вопрос в том, кому в результате станет жить лучше, а кому — веселей. «Лента.ру» выясняла, как решают эту задачу руководители кабмина.
Если бы эпизода с демонстрацией трутневских бицепсов Петру Порошенко не было, ее стоило бы придумать. До сих пор ни один побывавший на Давосском форуме российский чиновник не выдвигал настолько наглядные аргументы.
Впрочем, «экспортного» доказательства талантов Юрия Трутнева может оказаться недостаточно для продолжения его триумфов уже на родине. Тем более что дальневосточный вице-премьер перешел дорогу многим влиятельным сырьевым лоббистам, когда там же, в Давосе, фактически инициировал консультации со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти.
Первый вице-премьер превращается в «нового Чубайса» хотя бы по должности. Пусть даже шуваловский вклад в грядущую приватизацию пока намного скромнее, чем в свое время чубайсовский.
Наверное, поэтому Игорь Шувалов озаботился деятельностью Росреестра и призывает «отрубить» его сотрудников от общения с людьми. Сведения о недвижимости и ее собственниках — всегда востребованный товар, и в свете очередной распродажи госактивов его ценность возрастает в разы. А заодно — и «аппаратная капитализация» того, кто регулирует, как и кому предоставляется столь необходимая для любого инвестора информация.
В борьбе с контрафактом, которую ведет Александр Хлопонин, побеждают банкиры и «водочные короли». Вице-премьер обсуждает с профильными ведомствами снижение акцизов на алкоголь. Хлопонинские подчиненные считают, что таким образом удастся снизить спрос на нелегальное спиртное.
Однако примечательно, что буквально на днях «Росспиртпром» приобрел восемь спиртовых заводов, доведя свою долю на рынке главного алкогольного сырья до 60 процентов. А кредитовал госкомпанию под эту сделку Мособлбанк, санацией которого занимаются структуры Аркадия Ротенберга.
Понятно, что высокие акцизы невыгодны ни укрупнившемуся производителю спирта, ни его кредиторам. При этом потребители крепких напитков вряд ли смогут оценить щедрость правительственных чиновников. Росалкогольрегулирование намерено поднять минимальную розничную цену на поллитра водки со 185 до 190 рублей.
Похоже, любителей спиртного ждет еще немало хлопонинских сюрпризов. А ведь любые нововведения в алкогольной отрасли отражаются не только на бюджете, но и на настроениях избирателей. И, наверное, неслучайно Александр Хлопонин, наряду с такими не слишком популярными чиновниками как министр финансов Антон Силуанов и министр образования Дмитрий Ливанов, на субботнем съезде «Единой России» был выведен из ее руководства.
Те, кто переживает о все большей недоступности зарубежного отдыха, могут расслабиться. Альтернатива в виде внутреннего туризма будет на таком же уровне, по крайней мере — ценовом. Дмитрий Козак исключает возможность какого-либо вмешательства государства в деятельность отечественных здравниц: «Если мы перейдем к регулированию цен — значит, мы вернулись в Советский Союз», — заявляет вице-премьер.
Впрочем, едва ли Козаком движет исключительно идеология и убежденность, что назад дороги нет. Очевидно, что борьба с дороговизной внутреннего туризма больше всего ударит по крымским властям. Неудивительно, что на днях Минтуризма Крыма довольно резко отреагировало на предложение туроператоров предоставлять скидки при раннем бронировании.
«Туристическое» заступничество, а точнее — невмешательство Козака в этом плане оказывается весьма кстати, а потому дает вице-премьеру шанс восстановить пошатнувшееся влияние на полуострове.
На этой неделе истекает срок, который Аркадий Дворкович отвел на решение судьбы самых, пожалуй, громких и скандальных инновационных проектов: «Сколково» и «Роснано». Похоже, говоря о невозможности средних нефтяных котировок в 20 долларов за баррель, вице-премьер не был особенно уверен в собственных словах. Ведь в России об инновациях всерьез вспоминают лишь тогда, когда «сырьевая игла» окончательно ломается.
Правда, слияние, упразднение или иные манипуляции с «Роснано», «Сколково», РВК и т.п. автоматически не предполагают технологического прорыва. Зато не исключено банальное перераспределение «инновационной ренты», особенно если учесть, что близкий к Дворковичу миллиардер Зиявутдин Магомедов в начале сентября учредил венчурный фонд для инвестиций в высокотехнологичные стартапы.
У руководителя соцблока маленькая победа. Выделение дополнительных 15-20 миллиардов рублей на поддержку производителей лекарств не вызвало, по словам Ольги Голодец, возражений в правительстве.
Тем самым кабмин вопреки официальным опровержениям фактически признал угрозу дефицита недорогих препаратов. Ранее «Газета.ру» утверждала, что фармкомпании готовы остановить производство из-за того, что власти отказываются одобрить повышение цен. В итоге финансовые потребности фармацевтов удовлетворяются за счет прямых бюджетных вливаний.
Правда, параллельно, по данным «Ведомостей», в правительстве обсуждается введение акциза на «вредные» продукты или ингредиенты — вроде пальмового масла. Чиновники не скрывают, что основная цель скорее фискальная, нежели забота о здоровье нации. Иными словами, у казны возникает возможность компенсировать в том числе и многомиллиардные вливания в фарминдустрию. А вот гражданам, особенно малоимущим, сэкономленные на лекарствах деньги придется тратить на не очень здоровое, но еще более дорогое питание.
В оборонных статьях бюджета найдены «второстепенные расходы». Именно их, в отличие от приоритетных, предполагается, по словам Дмитрия Рогозина, сокращать. А дополнительное финансирование куратор ОПК предлагает привлекать за счет выпуска гражданской продукции — например, «камер для вынашивания младенцев».
Дадут ли очередные рогозинские инициативы реальные плоды — сказать пока сложно. Но наличие в бюджетных расходах на ОПК позиций, которые можно сравнительно безболезненно убрать, как минимум заставляет усомниться в эффективности профильного вице-премьера.