Выпуск готовой к употреблению продукции в жестяных банках растет. Эксперты называют российских производителей бенефициарами продуктовых санкций и резкой девальвации рубля. «Лента.ру» решила разобраться, как предприятия наращивают обороты и может ли это отразиться на здоровье россиян.
От ввода российскими властями продэмбарго и резкого обесценивания рубля производители консервированной продукции только выиграли. Вырос рынок сбыта — с полок исчезла резко подорожавшая импортная продукция, и местные предприятия поспешили занять освободившуюся нишу. Сказались и ограничения Роспотребнадзора на ввоз консервов с Украины и из Молдовы — это тоже дало толчок к активному росту отечественного производства.
Даже падение доходов россиян сыграло на руку отечественному производителю: рацион питания населения сильно изменился. По словам экспертов, уменьшается потребление базовых продуктов: свежего мяса, рыбы, молока, овощей; их место занимают менее дорогие аналоги, в том числе и консервы.
И хотя, согласно опросу исследовательского холдинга «Ромир», потребление консервированной продукции сократилось на 15 процентов, основной причиной этого спада стало снижение продаж мясных консервов. «Покупатели переключаются на более дешевые консервы, поэтому потребление в данной категории понемногу сокращается», — сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе группы Х5 (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»). По словам собеседника, в мясной консервации, где изменения спроса более существенны, чем в других группах консервированных товаров, основным драйвером продаж сегодня становятся скидки во время промоакций.
Вместе с тем ретейлеры фиксируют рост продаж рыбной консервации. По словам директора по внешним связям ГК «Дикси» Екатерины Куманиной, товарооборот рыбных консервов за прошлый год увеличился вдвое. Такой выбор покупателей она объясняет переключением на более экономичные виды рыбных продуктов. Живая и даже замороженная рыба сегодня доступна далеко не всем, а потребность в ней как источнике полезных веществ — высокая.
Растет и потребление консервированных овощей — горошка, кукурузы и других продуктов. «Рост характерен сразу для нескольких субкатегорий: популярнее стали и готовые блюда (например, лечо), и ингредиенты для салатов, и маринованные и соленые овощи», — говорила в начале прошлого года Екатерина Куманина. Директор по продажам торгового дома «Вега» Андрей Андреев в одном из интервью также утверждал, что потребитель в регионах переходит со свежих продуктов на упакованные в жестяные банки. До резкой девальвации рубля свежие овощи стоили чуть больше консервированных, а сейчас они почти втрое дороже.
Однако рост цен существенно затронул консервную продукцию. Рыбные и овощные консервы за прошлый год подорожали почти на 28-30 процентов, стоимость тушенки из говядины и свинины выросла еще больше — почти на 32 процента. Чуть меньшими темпами увеличиваются цены на сгущенку и джемы.
Предприятия сетуют на высокую долю импортной составляющей в производстве, которая достигает 70 процентов. Например, жесть для банок в России не производят, и даже этикетки часто заказывают за границей. «У нас есть производственные мощности в России. Но чтобы произвести банку консервированной кукурузы или горошка, мы должны в долларах оплатить аренду земли, потому что арендаторы земель не хотят нам сдавать землю за рубли», — говорил в одном из интервью гендиректор и совладелец Bonduelle Group Кристоф Бондюэль. По его словам, затраты на различные удобрения и логистику тоже рассчитываются в долларах. В итоге производители вынуждены увеличивать цены на свою продукцию.
Чтобы не поднимать цены соразмерно росту курса валюты, предприятиям приходится изворачиваться. Точнее, их технологам. «В целях снижения себестоимости продукции производители вводят новые позиции, где большую долю составляет более дешевое сырье», — говорит координатор Национальной программы «Качество и экология» Юлия Шеина. Например, увеличилось предложение мясорастительных консервов вместо мясных, вместо кабачковой икры появилась овощная — с большей долей дешевой томатной пасты китайского производства. Больше добавляется крахмала и воды — для массы.
На запрос «Ленты.ру» в союзе потребителей «Росконтроль» сообщили: по результатам последних испытаний значительная часть консервов не отвечает российским стандартам качества. Наибольшую критику вызвала тушенка — почти половина проверенных образцов оказались фальсификатом. Чтобы сэкономить на мясе, производители щедро добавляют желирующие и влагоудерживающие агенты и крахмал. Как пояснили в организации, такой продукт для здоровья не опасен, но пищевая ценность его меняется значительно: белка в этих консервах меньше, а влаги и углеводов больше. «Нередко говядину полностью или частично заменяют мясом птицы — такой продукт не менее полезен, но должен стоить гораздо дешевле», — говорит Андрей Мосов, руководитель экспертного направления НП «Росконтроль».
И даже нефальсифицированные консервы в подавляющем большинстве невысокого качества: и по сырью, и по количеству мяса, и по внешнему виду, вкусу и запаху они не соответствуют требованиям ГОСТа, указанного на этикетке. «Сегодня на рынке много мясных консервов, весьма далеких по своему составу и пищевой ценности от настоящей тушенки», — констатирует Мосов.
Много претензий у «Росконтроля» и к рыбным консервам. Почти все проверенные «Росконтролем» образцы «горбуши натуральной» имели органолептические показатели (вкус, запах и консистенцию), несвойственные качественным консервам. Недоброкачественной по этим же показателям оказалась и почти половина проверенных шпрот в масле. А консервы из тунца, которые многие покупают благодаря низкой калорийности, на деле содержали гораздо больше жира, чем указано в маркировке, — вероятно, за счет добавления масла. «Непрозрачная жестяная банка имеет один недостаток: ее содержимое можно увидеть лишь после того, как купишь продукт и откроешь упаковку. Нередко самого этого содержимого оказывается меньше, чем мы рассчитывали, остальное — жидкость», — говорит Мосов.
С овощной продукцией тоже все не слава богу. Процент сырья для производства овощных консервов российского происхождения был и остается низким: по огурцам это не более 20 процентов, по фасоли — меньше 10 процентов. «В России существуют две проблемы: дороговизна и невозможность заключения длительных контрактов», — говорит Юлия Шеина. По ее словам, ни один российский поставщик не может гарантировать стабильные объемы, а дороговизна объясняется низким уровнем организации сбора урожая: овощи поступают некалиброванные, большую часть из которых переработчики не могут положить в банку и вынуждены выбрасывать.
Поэтому основное сырье привозится из таких стран, как Китай, Индия, Вьетнам, Эфиопия, Казахстан, но и к нему у российской таможни немало нареканий. «В России только в последние годы начало активно возрождаться овощеводство, поэтому некоторые российские компании закупают не всегда качественное, но более дешевое по сравнению с российскими аналогами индийское или вьетнамское сырье для производства маринованных огурцов», — подтверждает заместитель председателя «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов.
Время доставки импортных огурцов в бочках с уксусом зачастую достигает полугода, что приводит к снижению их и без того невысокого качества. Затем овощи приходится долго вымачивать, чтобы избавиться от уксуса. Потом их заливают новым рассолом и фасуют по банкам, а в процессе перефасовки применяют красители и технологические добавки, например хлорид кальция. «Благодаря добавкам конечный продукт получается хрустящим и ярким по цвету, но это не делает его качественным, а тем более российским», — сетует Леонов.
Эксперты обращают внимание и на такой аспект проблемы: при консервировании овощей чаще всего используют дешевый синтетический уксус, который раздражающе действует на слизистую оболочку желудка и кишечника. По словам Шеиной, в годы стремительного развития химических технологий возникли экономически эффективные способы изготовления уксусной кислоты из непищевого сырья. Получают ее при нагревании и сухой перегонке стружки, а также при переработке минерального углеводородного сырья — нефти и природного газа. «Потребление такой уксусной кислоты, мягко говоря, не несет пользы здоровью, ведь она содержит вредные альдегиды и соли тяжелых металлов», — говорит эксперт.
По свидетельству Юлии Шеиной, качество консервированной продукции и раньше вызывало множество вопросов: ГОСТы перестали быть обязательными, вместо них введены технические регламенты. Однако системы контроля над производством со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора практически не существует — все теперь на совести самих производителей.
С 15 февраля 2015 года все пищевые предприятия должны были ввести системы управления качеством в соответствии с требованиями техрегламента Таможенного союза о безопасности пищевой продукции. «Но, как показывает наш опыт, в реальности этого не произошло», — утверждает представитель программы «Качество и экология». Штрафы за нарушение техрегламента небольшие, проверять некому — у Роспотребнадзора не хватает ресурсов. К тому же предприятие обязано делать анализы своей продукции на микробиологию и другие показатели только раз в три года.
Технические возможности лабораторий оставляют желать лучшего, особенно в регионах, говорит Шеина. А химическая промышленность развивается очень быстро — консерванты, пестициды и ароматизаторы порой появляются на рынке быстрее, чем разрабатываются требования по их недопустимости и технические тесты для определения их содержания в продуктах. «Так что качество продуктов питания, в том числе консервов, остается темной лошадкой для потребителей», — резюмирует эксперт.