Германия, взявшая роль посредника в переговорах об урегулировании долга в три миллиарда долларов между Россией и Украиной, довольно жестко надавила на последнюю, требуя пойти на уступки. Переговоры явно зашли в тупик, тем не менее Россия пока не торопится передавать дело в суд. Беспокойство же Германии по поводу сделки вполне увязывается с растущим недовольством отдельных стран Евросоюза из-за продолжения режима санкций против России.
Когда в ноябре прошлого года Международный валютный фонд принял решение продолжать финансирование стран, имеющих просрочку перед кредиторами, в Киеве вздохнули с облегчением. Эта мера позволяла получать транши МВФ, даже объявив дефолт Украины. При этом мягкие, но настойчивые рекомендации фонда все же урегулировать вопрос с задолженностью были проигнорированы. Конфликт обострился, и в конце декабря стороны заявили о бесполезности какого-либо диалога и готовности судиться в арбитраже. 18 числа Киев принял мораторий на выплату госдолга России, после чего процесс пошел.
На самом деле по прошествии уже почти полутора месяцев никакого серьезного движения к залу суда у сторон не наблюдается. Не далее как 5 февраля министр финансов Антон Силуанов заявил, что иск до сих пор не подан из-за затянувшихся переговоров с попечителем (trustee). Исключить чисто процедурные проблемы нельзя, но все выглядит так, будто Россия выигрывает время для переговорного процесса, который пока идет тихой сапой.
И к этому процессу более чем активно подключилась третья сторона в лице Германии. На проходящих в обстановке строжайшей секретности переговорах Берлин взял на себя неблагодарную роль посредника. Пока получается не очень. На днях Украина сделала России предложение, которое оказалось для нас совершенно неприемлемым. Конкретные условия этого варианта сделки не разглашаются, но, судя по всему, они были хуже, чем те, что оговаривались осенью с частными инвесторами.
Тогда договорились, что Украине списывают 20 процентов задолженности в 15 миллиардов долларов, а сроки платежей сдвигают на 2019 год. Стоит вспомнить, что РФ в лице президента Владимира Путина предлагала также довольно мягкий вариант реструктуризации: он предусматривал для Украины трехлетнюю рассрочку (на 2016-2018 годы) с перечислением по одному миллиарду долларов в год, не считая процентов. Правда, на «стрижку» размера выплат российская сторона была не согласна категорически. Кроме того, Москва требовала, чтобы гарантом выполнения сделки стали США, Евросоюз или МВФ. В итоге ни эта тройка, ни сама Украина предложения не приняла, после чего долговой кризис и начал по-настоящему раскручиваться.
Сейчас ситуация изменилась — по крайней мере, со стороны ЕС (точнее, ключевого участника ЕС) наблюдается заинтересованность в решении проблемы. Германия не согласна быть пассивным наблюдателем и, как сообщает Bloomberg, в твердой форме высказала Киеву мнение о выставленных Москве условиях. Берлин настоятельно рекомендует Украине пересмотреть свою позицию и сделать приемлемое для России предложение.
Очевидно, что в суд обращаться не очень-то хотят ни истец, ни ответчик, ни посредники. Причины понятны. Суверенные государства в последние столетия привыкли решать вопросы, в том числе и финансового порядка, между собой, не обращаясь к посторонним органам. Судебный процесс — это вступление на неизведанную территорию, и результат может не понравиться никому. Скажем, если Россия этот суд выиграет (министр экономического развития Алексей Улюкаев в конце декабря считал шансы на это равными 100 процентам), совершенно непонятно, как это постановление будет претворено в жизнь. В международных судах пока, к счастью или к сожалению, коллекторских служб не завели. А если одолеет Украина — не станет ли это сигналом для волны государственных дефолтов по всему миру?
У Германии, впрочем, есть и свои особые резоны стараться, чтобы дело завершилось миром, и побыстрее. Правительство Ангелы Меркель вообще очень немало политического капитала инвестировало именно в разрешение российско-украинского спора. Долговой вопрос — важная часть конфликтного состояния, в котором сейчас пребывают обе страны. Если его удастся урегулировать, то и по другим вопросам могут начаться подвижки.
Для немцев это вопрос первоочередной, так как в скором времени в Евросоюзе будут снова обсуждать, что делать с санкциями в отношении России. Если у Германии пока хватает энтузиазма поддерживать статус-кво, то ее крупнейшие соседи все чаще намекают, что пора сворачиваться. Наиболее беспокоящей выглядит позиция Франции, представители которой с начала февраля сделали уже несколько заявлений о желании нормализовать экономические взаимоотношения с РФ. Конечно, в ближайшие месяцы политического веса Берлина должно хватить, чтобы эти поползновения оставались исключительно в устной форме, но ничто не длится вечно. И когда терпение других европейских стран будет на исходе, Германия хотела бы иметь на руках программу всестороннего урегулирования отношений между Москвой и Киевом. В противном случае есть риск, что санкции начнут отменять в сепаратном режиме, что означает для немцев потерю лица вместе с безоговорочным лидерством в ЕС. Не самая приятная перспектива с учетом того, что Германию в Евросоюзе сейчас и так ругают по самым разным вопросам. Так что желание Берлина побыстрее разделаться хотя бы с одной проблемой в российско-украинских отношениях выглядит вполне логичным.
Чуть меньше других в случае переноса дела в арбитраж потеряет сама Украина. Просто потому, что сегодня терять ей особо нечего, и любое торможение долгового вопроса выигрывает для нее время. Сейчас Украине и платить нечем: золотовалютные резервы хоть и подросли за счет траншей МВФ (до 13 миллиардов долларов), но остаются по-прежнему бесконечно малыми для решения любой крупной финансовой задачи.
Но и для Киева выигрыш от передачи дела в суд сомнителен. Не в последнюю очередь потому, что западные партнеры могут оказаться не в восторге. А раздражение по поводу экономической и политической ситуации в стране раздается все громче как из Западной Европы, так и из-за океана, а значит — давление на Киев усиливается.
Неудивительно, что партнеры Украины демонстрируют все большее неудовольствие по поводу состояния дел в стране. Если Германия хочет, чтобы Киев договорился с Москвой, то, например, МВФ очень строго отчитал Киев за отсутствие результатов борьбы с коррупцией. Заявление директора организации Кристин Лагард, сделанное 10 февраля, было настолько резким, насколько вообще его можно было вообразить, учитывая обычно спокойную позицию ключевого мирового финансового института. Фонд недвусмысленно пригрозил Киеву закрыть кредитную линию, что для переживающей тяжелые времена республики будет просто катастрофой, ведь по сути доверие бизнеса государству на Украине во многом обеспечено именно этой подушкой безопасности.
Россия, к слову, сейчас тоже не отказалась бы от миллиарда долларов, а тем более трех. Экономическое положение у нас отнюдь не блестящее, прогнозы на ближайшее будущее становятся все хуже. В прессу уже просочились слухи, что ЦБ и правительство готовят почву для нового витка девальвации. В таком положении даже сравнительно небольшая задолженность Украины перед Россией может поспособствовать отказу ради пополнения бюджета идти на радикальные меры вроде искусственно обесцененного рубля.