Ежегодно российские граждане выбрасывают миллионы тонн бытовых отходов. Не меньше мусорят промышленные предприятия, и в Подмосковье уже не хватает места для свалок. В феврале стало известно об очередных предложениях чиновников по этому поводу: выбирать региональных операторов, которые станут локальными монополистами на этом рынке. Почему принятый два года назад закон об отходах не очистил Россию от мусора, а свалки исчисляются тысячами, разбиралась «Лента.ру».
В начале февраля Минстрой опубликовал проект законодательного акта, предусматривающего, что до 1 января 2017 года каждый регион в ходе конкурса должен выбрать для себя единого оператора по обращению с отходами. Эти компании будут отвечать за сбор, вывоз, захоронение и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО). Кроме того, в квитанциях на оплату услуг ЖКХ появится отдельная строка — «сбор и вывоз твердых коммунальных отходов», которая до сих пор включалась в общий тариф.
Замруководителя комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) России по природопользованию и экологии Валерий Жуков полагает, что услуга от этого не подорожает (тем более что рассчитывается новый тариф не по площади квартиры, как сейчас, а по числу жильцов, тех, кто «мусорит»). Но это в теории. Как выйдет на практике, пока непонятно.
Очистить города и села от полигонов и стихийных свалок российские власти пытаются не первый год, но дело движется со скрипом. Как и российские мусоровозы, продолжающие вываливать мусор в придорожные канавы. По данным Счетной палаты, в России под мусор отведено 4 миллиона гектаров земли. Как говорили раньше, это целая Швейцария или 10 Люксембургов. В стране более тысячи полигонов для хранения отходов, 15 тысяч санкционированных и 17 тысяч несанкционированных свалок. А сколько локальных, относительно небольших мусорных куч раскидано от Балтики до Тихого океана, счесть невозможно. Свалки не только вредят экологии, загрязняя воздух и почву, но нередко представляют угрозу для здоровья жителей окрестных населенных пунктов. Ежегодно в России, по разным оценкам, образуется примерно 60-70 миллионов тонн твердых коммунальных отходов, из которых обезвреживается лишь чуть больше 4 миллионов. Остальное закапывается в землю, где гниет десятилетиями.
«Когда перевозчика выбирает управляющая компания, конкуренцию выигрывает тот, кто сваливает мусор в овраг, а не везет его на переработку», — поясняет глава ассоциации «ЖКХ-развитие» Алексей Макрушин. Он признает, что введение регоператоров по обращению с ТКО может создать локальную монополию. Но это, полагает эксперт, позволит оптимизировать транспортные издержки и упростит контроль. Честность операторов должна будет подкрепляться банковской гарантией: в случае серьезных нарушений власти смогут сменить оператора, а его «прегрешения» оплатит кредитное учреждение.
Россия давно стремится, во всяком случае по словам российских чиновников, чтобы у нас было как в Европе. Там на полигоны отправляется не больше трети отходов, остальное идет на рециклинг (переработку и очистку от вредных примесей) и возвращается на заводы в качестве вторсырья. Частично мусор сжигается для выработки тепла и электричества. За рубежом тариф на захоронение отходов на полигонах в несколько раз выше российского, а в Германии, Швеции, Австрии и ряде других стран мусорные свалки запрещены в принципе.
В России заниматься вывозом и захоронением ТКО де-факто может любая компания, получившая соответствующую лицензию. С 2011 по 2014 год для транспортировки отходов не требовалось даже этого. Росприроднадзор в этот период фиксировал резкий рост несанкционированных свалок, после чего лицензирование перевозки вернули. Председатель комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин обращает внимание на проблему патогенных отходов: на многих предприятиях здравоохранения медицинские отходы вывозятся как ТКО и становятся источником обратного инфицирования населения. Российский мусорный рынок Чернин оценивает в десятки миллиардов рублей.
Получить статус единого федерального оператора по обращению с отходами в 2014 году безуспешно пыталась госкорпорация «Ростех». Макрушин из «ЖКХ-развитие» считает, что для работы с ТКО в создании монополии общероссийского уровня нет необходимости. «Нужна конкуренция, в стране создадут 200-300 зон для региональных операторов. Будут десятки компаний. А вот для особо опасных отходов вариант единого оператора возможен», — говорит он.
В дочерней структуре «Ростеха», «РТ-инвест» (реализует проекты по обращению с ТКО), «Ленте.ру» заявили, что основной плюс создания региональных операторов — «фокусирование ответственности» на профессиональных участниках рынка, поскольку пока между его субъектами — управляющими компаниями, операторами полигонов, операторами по вывозу, владельцами перегрузочных станций — сложилась «совершенно хаотичная ситуация по распределению обязательств и ответственности». Сама корпорация не оставляет попыток заработать на мусоре: «Ростех» совместно с японско-швейцарской Hitachi Zosen Inova прорабатывает проект строительства в Подмосковье типового завода по переработке ТКО. Кроме того, в «Ростехе» ожидают введения так называемого «зеленого тарифа» — механизма экономической поддержки, аналогичного уже принятому для возобновляемых источников энергии — для выработки энергии из мусора.
После выбора региональных операторов и утверждения единых тарифов на их услуги подписать контракты с этими компаниями придется всем организациям, где образуются ТКО. Это касается и промышленных предприятий, не имеющих собственных мощностей по сортировке и утилизации мусора. Учитывая, что большинству российских заводов далеко до американского концерна General Motors (на некоторых его предприятиях утилизируется до 90 процентов отходов), им также придется платить региональным операторам. Кроме того, в этом году промышленные предприятия должны были начать платить так называемый «налог на мусор» — утилизационный сбор за переработку отходов, но затем власти сдвинули сроки на 2019 год.
Первый заместитель главы комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев призывает не идеализировать иностранные компании. «Не могут промышленные корпорации, даже General Motors, Siemens и General Electric, полностью использовать отходы в производстве. Видел только однажды такое — на заводе по выпуску золота в кантоне Тичино (Швейцария — прим. «Ленты.ру»). Наши высокотехнологичные предприятия — оборонный комплекс, радиоэлектроника и другие — ничуть не хуже иностранных по объему отходов», — сообщил «Ленте.ру» депутат.
По его мнению, необходимо на основе иностранных технологий разработать и выпускать в России типовые модульные мусороперерабатывающие комплексы с локализацией не менее 80 процентов и трансфером технологий, чтобы собираемые с бизнеса деньги не уходили полностью на закупку иностранного оборудования. Сборы должны быть разумными, чтобы «не задушить предпринимателей дополнительными поборами» в условиях кризиса, добавляет парламентарий.
Чернин из Общественной палаты, напротив, возмущается «мощнейшим промышленным лобби» и считает, что вводить утильсбор нужно как можно скорее. Перекладывать всю тяжесть спонсирования благого дела на население он считает неправильным. Поучаствовать должно и государство: строительство мусороперерабатывающих заводов нужно субсидировать из бюджета. Гендиректор компании-производителя оборудования для утилизации ТБО «Экомашгрупп» Константин Майков рассказал «Ленте.ру», что с каждым годом растет интерес российских регионов к мусоропереработке. Оборудование может приобретаться в том числе в рамках местных программ по поддержке предпринимательства (как правило, это компенсация части процентной ставки по кредиту или лизингу). Однако специализированных федеральных госпрограмм поддержки производителей такого оборудования нет.
Эксперты признают, что принятый два года назад закон об обращении с отходами так и не заработал в полную силу, поскольку для него требуется больше сотни подзаконных актов (относится к компетенции Минприроды, Минстроя и Минпромторга). Но, как водится, в чиновничьих кабинетах этим занимаются весьма неспешно.
В результате отрасль продолжает жить по старым правилам, инвестировать в мусорный бизнес решаются только энтузиасты, а число крупных сортировочных заводов можно пересчитать по пальцам. В Подмосковье, по данным Общественной палаты, уже физически исчерпаны возможности выделения новых земель под свалки, а общая площадь полигонов составляет, по разным оценкам, 10,5 -13 тысяч гектаров. В правительстве Московской области подтвердили, что мощностей действующих полигонов недостаточно, поскольку в регионе образуется ежегодно более 10 миллионов тонн ТКО (20 процентов всех отходов в стране). А на переработку и утилизацию поступает не более 3 процентов. За последние три года из 39 полигонов региона закрыто 16. Согласно разрабатываемой территориальной программе переработки отходов, власти Подмосковья рассчитывают наполовину сократить объем захоронений ТКО.
Отдельная строка в квитанциях на оплату коммуналки, предполагаемая с 2017 года, по мнению Жукова, нужна для того, чтобы региональные операторы могли начать функционировать и получать «хоть какое-то финансирование». Но без утильсбора с предприятий и госсубсидирования невозможно строить крупные комплексы по сортировке и переработке мусора стоимостью в сотни миллионов рублей. Жуков подчеркивает, что ситуацию не переломить без серьезных изменений, без системы контроля за перемещением и утилизацией отходов по аналогии с Единой госсистемой контроля за оборотом алкогольной продукции (ЕГАИС), налоговых льгот для производителей специального оборудования и переработчиков, а также государственного софинансирования строительства заводов и соответствующей нормативно-правовой базы.