На этой неделе Twitter представил сразу два нововведения. Рекламодателям предложили видеоролики, которые практически невозможно пропустить, а пользователям — алгоритмическое построение ленты новостей. Это не первые спорные изменения, последовавшие после возвращения сооснователя Twitter Джека Дорси на пост гендиректора компании. «Лента.ру» вспомнила последние нововведения сервиса и выяснила, получится ли у Дорси преодолеть кризис Twitter.
Сооснователь Twitter Джек Дорси официально возглавил компанию 5 октября 2015 года. После возвращения его негласно прозвали старым новым гендиректором — ведь он уже руководил сервисом в 2006-2008 годах. Свой уход тогда он объяснил желанием развивать сторонний проект — стартап для электронных платежей Square. Но, по слухам, акционеров не устраивала его излишне эксцентричная манера управления компанией.
Как только Дорси вновь оказался в кресле гендиректора, аналитики тут же усомнились в его способности совмещать две руководящие должности, тем более что Square готовился к IPO. Но инвесторы были настроены куда оптимистичнее, и акции Twitter сразу выросли на 1,9 процента.
Первым делом новый гендиректор сократил штат Twitter на 8 процентов, в рамках реструктуризации уволив 336 сотрудников, а затем анонсировал ряд масштабных преобразований.
Одним из них стало введение нового способа формирования новостной ленты. Компания решила отойти от хронологического принципа и теперь показывает пользователям твиты, «которые, вероятно, будут им наиболее интересны». При этом конкретные критерии отбора новостей администрация не раскрывает.
Лучшие сообщения будут размещаться в самом верху ленты, все остальные по-прежнему сохранят хронологический порядок. Кроме того, при обновлении ленты подборка лучших постов исчезает, и записи отображаются в привычном виде. Пока что функцию «показывать сначала лучшие твиты» можно по желанию включить в настройках аккаунта.
Тестировать нововведение компания начала еще в декабре 2015-го, и после новости о скором внедрении функции пользователи незамедлительно вывели в мировой топ хештег #RIPTwitter и спрогнозировали скорую кончину сервиса. Многие возмущались, что Twitter станет похож на Facebook.
Дорси в ответ на #RIPTwitter заверил пользователей, что компания «всегда к ним прислушивается и никогда не планировала поменять ленту новостей на следующей неделе». Через четыре дня администрация сервиса начала внедрять алгоритмическую систему.
Другой спорной инициативой нового руководства стало изменение формата рекламы. Недавно Twitter представил премиальную видеорекламу: при открытии приложения или при входе в аккаунт она появляется вверху всех твитов, поэтому ее практически невозможно пропустить. Каждый день всем пользователям будет демонстрироваться один спонсорский ролик. По традиции услуга станет доступна сначала в США, в ближайшие месяцы — в остальных странах.
Но этого мало — компания решила заработать в том числе и на незарегистрированных пользователях. В декабре 2015 года Twitter стал показывать рекламу тем, кто не имеет аккаунта в соцсети, то есть примерно 500 миллионам человек в месяц. Тестирование новой функции началось в США, Великобритании, Японии и Австралии, в ближайшем будущем опцию запустят и в других странах.
В то же время компания по собственной инициативе избавила от просмотра рекламы небольшую группу пользователей, в которую вошли знаменитости с огромной базой подписчиков и те, чьи твиты активно цитируются. У одних объявления полностью исчезли из ленты, у других количество их значительно сократилось. Таким образом компания рассчитывает повысить лояльность своей основной аудитории.
3 ноября 2015 года стало известно, что компания отказывается от «звездочек» («Избранное») в пользу «сердечек» («Нравится»). Нововведение объяснили тем, что сердце — более универсальный символ, понятный людям различных культур. Кроме того, иконка понравилась участникам бета-тестов нового дизайна. Изменения произошли и в сервисе микроклипов Vine.
Вскоре в русскоязычном сегменте Twitter топ возглавил хэштег #вернитезвездунаместо. Свои прощания со «звездами» англоязычные юзеры высказывали по хештегу #TwitterHeart. Некоторые посчитали, что переход на лайки лишил сервис индивидуальности и сделал слишком похожим на Facebook, Instagram и другие социальные сети. Другие же искали способы вернуть звездочки с помощью плагинов.
После всех неоднозначных изменений главным вопросом по-прежнему остается будущее компании и ее гендиректора.
Известно, что долгожданную функцию редактирования твитов, о которой Дорси лично просила Ким Кардашьян, в ближайшее время все же не введут. По словам топ-менеджера Twitter Кевина Вайля, компании требуется время, чтобы рассмотреть возможные варианты злоупотреблений этой возможностью. Например, пользователь добавил комментарий к определенному ретвиту, однако первоисточник затем может полностью изменить смысл текста.
А вот расширение ограничения на количество знаков в твите, по слухам, уже не за горами. Дорси намекнул, что отнюдь не против подумать об этом, а в СМИ уже сообщили о планах Twitter увеличить лимит с 140 до 10 000 знаков.
В 2016 году компания планирует сфокусироваться на борьбе с троллями и оскорблениями в соцсети (для этого уже был запущен Twitter Trust and Safety Council), продвижении видеотрансляций (Twitter владеет приложением Periscope) и налаживании отношений с независимыми разработчиками приложений для платформы.
Надо отметить, что Twitter до сих удалось сохранить действительно уникальную концепцию: это удобное место для получения и публикации важной информации, которая представлена в виде коротких и быстрых в распространении твитов. Несмотря на противоречивые изменения у сервиса имеется свое ядро, которое готово принять перемены Джека Дорси. Ведь в свое время Павел Дуров все же убрал стену из «ВКонтакте», и, невзирая на отрицательную реакцию пользователей, соцсеть живет и развивается. Поэтому конец Twitter пока предрекать не стоит.