Вторая рабочая неделя февраля не принесла облегчения корпоративному сектору экономики, страдающему от экономического кризиса. Однако и существенно негативных событий зафиксировано не было. За исключением разве что титанической борьбы московского правительства с продавцами шаурмы и прочими ларечниками, портившими исторический облик столицы.
«Лента.ру» проследила за основными событиями недели и выбрала те, что наверняка повлияют на дальнейшее развитие отечественной экономики.
Нисходящий тренд нефтяных котировок заставляет сопричастных во всем мире искать ответ на вопрос «Почему же так происходит?» В среду, 10 февраля, агентство Reuters нашло виновного в локальном снижении стоимости нефти сорта WTI. Им оказался ни много ни мало известнейший инвестор Уоррен Баффет. Как выяснило агентство, подконтрольная американскому миллиардеру нефтеперерабатывающая компания Philips 66 продала крупные объемы нефти для немедленной поставки в терминал в Кушинге (штат Оклахома). На основании этих действий компании источники агентства сделали вывод, что нефтепереработчики ожидают серьезного падения загрузки американских НПЗ. В качестве основных причин называются вялый спрос на черное золото и переполненность хранилищ в США (что, в общем-то, секретом не является). Размер проданной партии оказался настолько внушительным, что фьючерсные контракты с поставкой на ближайшие месяцы скатились до пятилетнего минимума. Если компания Баффета сократит переработку сырья, она станет третьей американской компанией, принявшей такое решение. До нее по тому же пути пошли Delta Air Lines' Monroe Energy и Valero Energy.
Глава крупнейшей в России нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин, выступая на профильной конференции в Лондоне, был более глобален в своих суждениях. По его словам, виновной в падении нефтяных котировок является существующая сейчас модель нефтяного рынка, где наблюдается острый разрыв между финансовыми инструментами, которые определяют цены, и характеристиками реального развития отрасли.
По мнению Сечина, ситуация, сложившаяся в минувшем году, привела к разобщенности производителей, часть которых объявила ценовую войну, желая вытеснить с рынка «неэффективных» поставщиков. В этих условиях вполне ожидаемой, по мнению Сечина, стала упорная игра на понижение со стороны участников финансового рынка. При этом связанные с ними аналитические центры услужливо указывали рынку на все более низкие ценовые ориентиры. А за ними, в свою очередь, следовали трейдеры на товарных биржах.
В результате бенефициарами текущего кризиса стали именно финансовые игроки, которые пока не перенаправили высвободившиеся в результате падения инвестиций в нефтяную отрасль 250-300 миллиардов долларов на проекты в других отраслях экономики.
При этом президент «Роснефти» констатировал, что рост спроса на нефть и нефтепродукты ускорился, но стал более диверсифицированным: снизилась роль Китая, однако последовательно растет доля Индии, других азиатских стран и Африки. По словам Сечина, этот рост подтверждает, что многие декларируемые угрозы снижения роли нефти в мировой экономике сильно преувеличены. Он также считает, что масштабное развитие технологий внутри нефтяной отрасли будет способствовать ее высокой конкурентоспособности в условиях большого количества игроков на рынке.
Как бы там ни было, текущие цены на черное золото можно назвать минимальными с 1973 года, если учитывать кратно возросшие операционные и капитальные затраты.
8 февраля началась история, которая, по всей видимости, будет иметь продолжение, хотя она и касается давно минувших дней. А именно: зампред комиссии Общественной палаты (ОП) по социальной политике и качеству жизни граждан Георгий Федоров обратился к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить факты возможного получения взяток бывшими менеджерами «Газпрома».
Основная претензия статусного общественника по отношению к бывшим высокопоставленным работникам «Газпрома» — подозрение в том, что их «действия или бездействие могли отрицательно сказаться на инвестиционном климате да и в целом — с учетом известности и значимости "Газпрома" — на международном имидже России».
Федоров настаивает на том, что основания у его подозрений вполне серьезные. Как он утверждает, в период с 1999 по 2006 год начальник и заместитель департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа холдинга получили не менее 2,2 миллиона долларов от европейских производителей турбин и газокомпрессорных станций. Имена подозреваемых в коррупции менеджеров почему-то не называются.
Надо сказать, что обвинять представителей «Газпрома» в коррупции — не новый тренд. Подобные обвинения уже звучали в 2014 году в Швейцарии, где Федеральная прокуратура заподозрила ряд высокопоставленных управленцев российского газового монополиста в получении взяток от шведской компании Siemens Industrial Turbomachinery при строительстве газопровода Ямал — Европа. Рассмотрение данного дела должно было начаться в ноябре 2015 года. Результаты его пока неизвестны.
Тем не менее обращением к генпрокурору Федоров не ограничился и запустил на сайте change.org сбор подписей граждан под инициативой о проведении расследования в отношении бывших менеджеров «Газпрома». Запасаемся поп-корном.
Показатели российского автомобильного ретейла, по всей видимости, решили взять пример с котировок нефтяного рынка: худеть сейчас модно! Так, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2016 года по сравнению с январем прошлого года снизились на 29,1 процента — до 81,85 тысячи штук.
Исключение составляют автомобили премиального сегмента. В частности, автомобилей марки Lexus было продано на 57 процентов больше, чем в январе 2015 года, а Porsche — на 60 процентов. Аналогичным образом сегмент вел себя в декабре 2014 года, когда перепуганные резкой девальвацией рубля граждане усиленно скупали все, что только можно, включая дорогие автомобили.
На этом фоне забавно выглядит небольшая «дружеская» стычка между основными игроками российского рынка — южнокорейским гигантом Hyundai и родным нашему сердцу «АвтоВАЗом». Застрельщиком выступил волжский завод, запустивший новую рекламную кампанию «Время расстаться с НЕ Вестой», где главной героиней стала девушка с азиатскими чертами лица. Ее появление участники рынка восприняли как выпад в сторону южнокорейских автопроизводителей, которые являются основными конкурентами «АвтоВАЗа» на российском рынке.
В ответ один из дилеров Hyundai в своей официальной группе в Facebook разместил постер в поддержку марки Solaris, где героиней также стала девушка с азиатскими чертами, а подпись гласила: «Наши Не-Весты не ломаются». К настоящему времени пост удален из группы.
А вот в авиационной отрасли один из ее лидеров — аэропорт Домодедово — понял, что не надо ждать у моря погоды и начал сам справляться со сложностями. Вначале авиапредприятие посчитало потери Московского авиаузла от запрета перелетов из России на Украину, а также в Египет и Турцию. И составили они, по оценкам специалистов Домодедово, 6 миллиардов рублей.
Сильнее всего по экономике столичных аэропортов ударила приостановка рейсов в Турцию, из-за чего они недосчитались более 3 миллиардов. Еще 2,3 миллиарда составили потери в связи с остановкой полетов в Египет и около 690 миллионов — от закрытия авиасообщения с Украиной.
Поэтому в пятницу, 12 февраля, стало известно, что аэропорт намерен повысить тарифы, регулирование которых прекратила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Контрагентов уже уведомили о планирующихся изменениях. С 11 марта 2016 года тариф аэропорта за взлет-посадку увеличится на 15 процентов, а за обеспечение авиационной безопасности — на 26 процентов. В самом Домодедово объясняют повышение тарифа на авиабезопасность тем, что в 2015 году в эту сферу были сделаны масштабные инвестиции, а увеличение тарифа на взлет-посадку — следованием за инфляцией. При этом представитель аэропорта отметил, что тариф на пользование терминалом не менялся с 2010 года, поэтому он также вырастет до уровня инфляции.
Для авиакомпаний повышение тарифов аэропорта означает, что себестоимость каждого рейса может возрасти на 5-6 тысяч рублей.
Как говорится, каждый крутится как может.
Ну и напоследок о приятном. В понедельник, 8 февраля, директор по коммуникациям и стратегическим исследованиям «Ростеха» Василия Бровко порадовал общественность информацией о том, что в планах госкорпорации возродить бренд фотоаппаратов «Зенит». «Это очень востребованный продукт, мы хотим сделать его люксовым аппаратом, по аналогии с Leica», — цитировали чиновника информационные агентства. Ранее о такой возможности говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Снятый с производства в 2005 году фотоаппарат поистине был легендой советского приборостроения. Малоформатная зеркалка, созданная на базе камеры «Зоркий», в разных модификациях выпускалась с 50-х годов прошлого века. Надо сказать, что фототехника эта была настолько хороша, что продавалась не только на территории Советского Союза, но и за рубежом, в том числе в Германии, Италии, Франции, Англии. «Зенит» серии «Е» стал одной из самых распространенных зеркальных камер в мире — их было выпущено около 15 миллионов штук.
Безусловно, богатое прошлое поможет возрождению безвременно ушедшей марки. Но остается вопрос: в каком виде возродится легенда? Этот момент чиновник не уточняет. Однако «Зенит» в былом его виде вряд ли сможет составить конкуренцию современным цифровым камерам.