В среду, 17 февраля, президент Владимир Путин принял добровольную отставку губернатора Забайкальского края Ильковского и объявил выговор губернатору Карелии Худилайнену. Причина одна ― срыв программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. «Лента.ру» разбиралась, в чем разница между двумя губернаторами.
Слухи о скорой отставке Ильковского появились после совещания 11 февраля в администрации президента, в ходе которого Владимир Путин попросил представить ему «кадровые предложения» в отношении двух глав регионов: республики Карелия и Забайкальского края. Жесткое заявление глава государства сделал по итогам доклада министра строительства Михаила Меня о реализации программы переселения из аварийного жилья, который прямым текстом заявил, что власти этих двух регионов не первый год саботируют программу, несмотря на финансирование. О том, что отставка Ильковского связана со срывом программы по расселению ветхого жилья, заявлялось, в частности, в эфире радиостанции «Коммерсантъ FM».
По данным министра, на текущий момент она по сути провалена: Карелия выполнила программу переселения на 11 процентов от общего объема, Забайкальский край — на 15,5 процента, причем, по утверждению министра, дела обстояли так с самого начала — то есть с 2008 года. В ходе совещания Мень уточнил, что целевые средства регионы получили вовремя, но власти по непонятным причинам не способны организовать работу даже при наличии финансирования. При этом ведомство не знает, как повлиять на ситуацию, кроме как назначить миллионные штрафы, которые, в свою очередь, обременят региональные бюджеты.
Главы проблемных регионов незамедлительно отреагировали на тревожное сообщение из федерального центра. Но по-разному.
Александр Худилайнен обвинил в неисполнении программы подрядные организации и ряд должностных лиц. В официальном сообщении на сайте губернатора отмечено, что 8 февраля на совместном совещании с замсекретаря Совбеза России, членом Государственной комиссии по подготовке к столетию Республики Карелия Рашидом Нургалиевым было поддержано предложение внести подрядчиков в черный список недобросовестных компаний. В тексте речь шла о фирмах «Дальпитерстрой» и «Гидрострой». Получается, что Худилайнен успел упредить критику Путина административным путем. А что до «виноватых» чиновников — губернатор заверил, что они уже освободили свои кресла в областной администрации. Имена не названы. «Худилайнен вовремя сориентировался, он пожертвовал людьми из своего ближайшего окружения», ― заявил «Ленте.ру» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Судя по тому, что отставки не случилось, жертву оценили по достоинству.
А вот на официальном портале правительства Забайкальского края был опубликован подробный отчет губернатора о проделанной работе, в котором упоминалось, что средства из фонда по переселению из аварийного жилья были потрачены на решение других проблем в регионе, в том числе на устранение последствий паводка. Также в сообщении на сайте Ильковского упоминалось, что в течение последних двух лет правительство Забайкальского края докладывало в Москву о проблемах, связанных с реализацией программы на территории края: несвоевременность финансирования и сложности с поиском квалифицированных кадров для выполнения работ. Под конец Ильковский прямо сказал, что на программу по переселению из аварийного жилья краю не хватает 650 миллионов рублей и что условия софинансирования, при которых доля региона составляет 45 процентов, выполнить сложно. А под конец еще и назвал заявление Михаила Меня «не совсем корректным». Иными словами, стал спорить ― в отличие от Худилайнена, который молниеносно перешел к оргвыводам.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в связи с этим уже пояснил, что у Путина были «весьма обстоятельные беседы и с Ильковским, и с Худилайненом». «Одно дело, что вы по ветхому жилью работать не можете, потому что у вас нет денег, но когда выясняется, что эти деньги перечислялись и федеральный центр свои бюджетные обязательства выполнял, при этом эти средства использовались, но на другие цели, — это уже совсем другая ситуация», ― подчеркнул Песков.
И если по итогам разбора полетов Худилайнен отделался выговором, то Ильковский потерял кресло, что, в общем-то, не стало неожиданностью. В крае давно накопилось множество социальных проблем, связанных не только с ЖКХ, аварийным жильем и пригородным транспортом. Там остро стоит вопрос с хроническими задержками зарплат, грозящий вылиться в социальный взрыв.
Проблемы с дефицитом средств на выплаты работникам социальных сфер длятся в Забайкалье более полутора лет. В марте 2014-го учителя, оставшиеся без денег, вышли на митинги, чего не было в регионе уже много лет. Минфин уже год настойчиво призывает региональные власти навести порядок в местных финансах, отмечая, что дополнительные дотации из Москвы ― это крайняя мера. Однако областные чиновники традиционно предпочитают решать все сложности за счет субсидий федеральной казны.
Серьезная проблема возникла год назад с пригородными поездами. После того как в январе 2015 года в Забайкалье из-за разногласий между краевой администрацией и структурами РЖД были полностью прекращены пассажирские перевозки, федеральному центру пришлось выделять очередной транш на восстановление движения электричек.
В последнее время социальными проблемами региона обеспокоились и в президентском Совете по правам человека. По их данным, среди забайкальских подростков стремительно набирает популярность Арестантское уркаганское единство (АУЕ), предлагающее молодежи жизнь по воровским понятиям. Сборы денег в общак распространились на обычные школы. Большая часть собранных средств отправляется в колонии, где отбывают сроки местные преступные авторитеты.
«Ильковский безнадежен как управленец, губернатор, хозяйственник и политик. У него рейтинг падал, антирейтинг рос. Он сорвал исполнение майских указов, у него задержки по зарплате, социальная депрессия, потеря управляемости регионом, недовольство населения региона предложением губернатора отдать землю в аренду китайцам», ― перечисляет «Ленте.ру» недоработки экс-главы Забайкалья Калачев. В такой ситуации Ильковскому не помогло бы и федеральное лобби ― никто просто не вступился бы за «хромую утку», отметил эксперт.
Ильковского сгубила еще и активность «Справедливой России», полагает директор Центра политических и экономических реформ Николай Миронов. «Эсеры стали собирать подписи за отставку правительства Медведева, при том что единороссы поддержали Ильковского на выборах 2013 года — даже не выставили своего кандидата», ― напомнил «Ленте.ру» эксперт. Поэтому у эсеров больше не будет своего представителя в губернаторском корпусе.
Возникает закономерный вопрос: как Худилайнену удалось сохранить за собой губернаторское кресло? Ряд экспертов считают, что причина проста: отсутствие на данный момент сколько-нибудь подходящего претендента. Региону необходим сильный хозяйственник, которому под силу решить многочисленные проблемы и работать с непростыми местными элитами. Главе Карелии давно вменяют в вину, что он решает все конфликты в регионе силовыми методами и в первую очередь занят устранением своих политических оппонентов, не уделяя социальным программам должного внимания.
Один из ярких примеров — срыв сроков по началу газификации республики. Интересен тот факт, что Худилайнен лично обещал премьер-министру Дмитрию Медведеву запустить котельные в Олонецком районе в сентябре 2015-го. В конце декабря пуск одной из них наконец состоялся, что вскоре стало поводом для бурного возмущения местных жителей: счета за поставляемое горожанам тепло выросли почти вдвое. Это явно не пошло на пользу главе региона — в итоговом за 2015 год 11-м рейтинге эффективности губернаторов Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Худилайнен занимает шестое место с конца.
Вопросы к региональным властям накопились и у активистов Общественного народного фронта (ОНФ). В начале февраля местное отделение направило губернатору ряд предложений по итогам регионального «Форума действий». В документе фронтовики обратили внимание на необходимость усиления контроля закупок медоборудования и защиты национальных парков «Костомукшский» и «Водлозерский», где периодически ведется незаконная вырубка леса.
Глава Международного института политической экспертизы, политолог Евгений Минченко считает, что «у Худилайнена есть лоббистские ресурсы в Москве через спикера Госдумы Нарышкина», ― такое объяснение «непотопляемости» Худилайнена эксперт предложил в беседе с «Лентой.ру».
«Есть такая теория, что пост главы Карелии может оказаться нужным после выборов в Госдуму: писали, что если Сергей Нарышкин не станет председателем Госдумы во второй раз, он, возможно, станет главой Карелии. Но это частная точка зрения», ― подчеркнул в интервью «Ленте.ру» Константин Калачев.
Он напомнил, что Худилайнен долго «ломал об колено» местные элиты, ― последним актом этой драмы можно считать отставку мэра Петрозаводска Галины Ширшиной, которая избралась на свой пост в качестве самовыдвиженца и считалась креатурой карельского предпринимателя Василия Попова (в настоящее время в результате конфликта с главой региона проживает в Финляндии). «Худилайнен прошел только половину пути, сейчас возникает вопрос о построении новой системы управления, в том числе в городе Петрозаводске. Системы управления, которая позволила бы Худилайнену продемонстрировать, что в тех или иных решениях он был абсолютно прав. Он, может быть, не очень хороший политик, но как хозяйственник и управленец эффективен», ― говорит Калачев. По его мнению, губернатор имеет шансы выправить ситуацию, поэтому пока останется на занимаемом посту. Таким образом он имеет возможность досидеть почти до окончания срока своих полномочий в 2017 году, а выговор президента не обязательно станет для него «красной карточкой» ― на контрасте с Ильковским это особенно заметно.
Выборы губернаторов состоятся 18 сентября, в единый день голосования, который в этом году совпадает с днем выборов депутатов Госдумы. Год экономической рецессии ― не лучшее время для выборов, однако 2016-й может из-за федеральных выборов оказаться предпочтительнее 2017-го. Ведь в думской кампании так или иначе участвует лидер партии ― премьер-министр Дмитрий Медведев, и на губернаторов, баллотирующихся от ЕР, неизбежно падет часть его популярности. Всем, кто пойдет на выборы, кампанию уже пора начинать, так что новые губернаторские отставки, возможно, не за горами.
Среди кандидатов ― глава Ярославской области Сергей Ястребов и Тверской области — Андрей Шевелев. В Ярославской области вопрос с отставкой Ястребова давно мог бы решиться, утверждают источники «Ленты.ру», если бы на этот пост были подходящие кандидаты. Отчасти та же ситуация в депрессивной Тверской области: например, из думских единороссов возглавить ее мог бы разве что глава фракции ЕР в Госдуме Владимир Васильев, однако непохоже, чтобы он планировал такой поворот своей карьеры. Положение усугубляется тем, что Шевелев ― Герой России (звание получено в первую чеченскую войну). «В героическое время сложно отправлять героев в отставку, но идти на выборы ему ― самоубийство, ― говорит Калачев. ― Его просто растопчет Вадим Соловьев, хотя он и не самый популярный политик в КПРФ». Глава юридической службы коммунистов Соловьев, действительно, давно курирует Тверскую область и мог бы претендовать на пост главы региона, поэтому власти могут опасаться повторения Иркутского сценария.
И Ястребов, и Шевелев занимают строго последние строчки в рейтинге эффективности губернаторов за 2015 год (отставленный Ильковский был на целых 30 позиций выше). И если с Ястребовым можно подождать, поскольку его срок полномочий истекает в 2017 году, то у Шевелева он подойдет к концу летом ― времени и на раскрутку новой креатуры, и на политическую реабилитацию самого губернатора критически мало.