Культура
13:55, 22 февраля 2016

Берлинале-2016: между политикой и мелодрамой Мэрил Стрип раздала медведей на фестивале в немецкой столице

Марина Торопыгина (Берлин)
Фото: Tobias Schwarz / AFP / East News

Главную награду Берлинского международного кинофестиваля — «Золотого медведя» — получил документальный фильм итальянского режиссера Джанфранко Рози «Огонь на море» о жителях острова Лампедуза, который уже четверть века служит перевалочным пунктом для нелегальных иммигрантов из Африки и с Ближнего Востока.

Комментируя решение жюри, его председатель Мэрил Стрип сказала, что именно «Огонь на море» наилучшим образом выражает дух фестиваля в целом (Goes to the heart of what is Berlinale all about), а также отметила прекрасное художественное решение фильма, в котором органично сочетаются хроникальная съемка и человеческая драма. Чуть раньше, отвечая на вопрос ведущей церемонии закрытия о том, насколько единодушны были члены жюри и воспользовалась ли мадам президент своим правом второго голоса, Мэрил с улыбкой ответила, что обошлось без этого: Great minds think alike. Сомневаться в ее словах не приходится: «Огонь на море» долгое время лидировал в рейтинге журнала Screen, а накануне церемонии закрытия удостоился также призов экуменического жюри и Amnesty International.

На пресс-конференции, где «Огонь на море» назвали «политическим фильмом без политического месседжа», Рози говорил, что хотел привлечь внимание к «трагедии, возможно, величайшей в мировой истории после холокоста». Свой фильм он посвятил жителям острова Лампедуза, которые «открывают сердца другим людям». И все же вряд ли можно объяснить победу Джанфранко Рози только актуальностью выбранной темы: несомненно и обаяние одного из главных героев — 12-летнего мальчика, Самуэля, вокруг которого выстраивается история, — и своеобразная манера повествования. О своем творческом методе режиссер рассказывает: «Снимать кино для меня — способ познания мира. Я никогда не планирую заранее, где поставлю камеру. На этом фильме я использовал новую камеру — Amira Arriflex, которая позволяет работать даже в темноте, почти не используя дополнительных источников света. Я часто работал один с камерой и это давало мне невероятную свободу».

То, что тема беженцев станет ведущей, было понятно уже при знакомстве с каталогом. В фойе фестивального дворца организаторы установили оранжевые боксы для сбора средств в помощь беженцам, о чем напоминали зрителям перед началом официальных вечерних показов. Джордж Клуни, приехавший на фестиваль вместе со своей женой, адвокатом и правозащитницей Амаль Клуни, встречались с канцлером Ангелой Меркель, чтобы обсудить проблемы беженцев в Европе. И даже фильм открытия, «Да здравствует Цезарь», где братья Коэны ярко живописуют кинематографическое сообщество солнечной Калифорнии, отчасти напоминал о теме эмиграции: среди основателей и звезд Голливуда было немало выходцев из Европы, уехавших в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Если же рассматривать фестивальную тематику не по ключевому слову «беженцы», а несколько шире, то противостояние разных миров и конфликт культур можно считать лейтмотивами как документального фильма Алекса Гибни «Уязвимость нулевых дней» о компьютерной войне, в которую втянуты Иран, Израиль и США, так и артхаус-фэнтези Лав Диаса «Колыбельная для скорбной тайны» об освободительной войне филиппинцев против испанских колонизаторов.

Критики называли конкурсную программу этого года слишком неровной: как можно сравнивать фильмы о злободневных политических проблемах и женские мелодрамы? Но и драма Томаса Винтерберга «Коммуна», разыгрывающаяся в рамках семейного круга, — о конфликтах, которые обусловлены культурными и этическими противоречиями. Сыгравшая в этом фильме Трине Дирхольм получила приз за лучшую женскую роль: жюри отметило прекрасную органику актрисы, воплотившей сложный, противоречивый и обаятельный характер. Возможно, образ, который создала Дирхольм, чем-то напомнил Мэрил Стрип ее собственных героинь. А когда она вручала актрисе приз, стало заметно, что они с Триной даже похожи — это неожиданное совпадение подчеркивали и их строгие прически, и почти одинаковые длинные серьги.

Женская тема продолжилась в награждении за лучшую режиссуру — «Серебряного медведя» получила Миа Хансен-Лав за фильм «Будущее», в котором члены жюри отметили умение передать тонкости простых человеческих чувств и отношений через образ женщины перед лицом потерь и расставаний.

Тонкой, деликатной и захватывающей назвали и игру Маджида Мастура (приз за лучшую мужскую роль). В фильме «Хеди» Мохамедда Бен Аттиа он сыграл молодого человека, тоже втянутого в культурный конфликт: родители собираются устроить жизнь юноши в соответствии с традициями и уже нашли ему правильную невесту, а он случайно встретил другую девушку.

Приз за совершенное техническое решение получил китайский фильм «Против течения», вернее, его оператор Марк Ли Пинг Бинг. Напомним, что в прошом году аналогичную награду получил фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками».

Награда за лучший сценарий досталась польскому режиссеру и сценаристу Томашу Василевскому за фильм «Соединенные штаты любви» — очередную женскую историю. А Большой приз жюри получил Данис Танович за фильм «Смерть в Сараево». Он же стал лауреатом премии ФИПРЕССИ — жюри международной критики.

Еще один из лидеров, которого жюри не могло обойти вниманием, — Лав Диас — получил приз имени Альфреда Бауэра, который вручается за «фильм, открывающий новые перспективы». В благодарственной речи режиссер поблагодарил отборочную комиссию за доверие, а жюри — за награду и посвятил ее «кинематографистам, которые верят в то, что кино может изменить мир». Искусный почти до искусственности, усыпляющий и захватывающий, фильм продолжается восемь часов, поэтому организаторы назначили официальную премьеру одновременно с пресс-показом. Появившиеся в девять утра на красной дорожке дамы в вечерних платьях и кавалеры в смокингах несколько подготовили публику к необычному зрелищу на экране. И хотя не все энтузиасты «долетели до середины фильма», жюри по достоинству оценило этот необычный опыт. Критики, в свою очередь, разглядели в масштабной фреске Лав Диаса самые различные влияния: от прерафаэлитов до Джона Форда и Роберто Росселини. Но рекорд режиссера по хронометражу был побит в программе «Панорама», где классик немецкого авангарда Ульрике Оттингер представила свою 12-часовую картину «Тень Шамиссо». Возможно, что вскоре фестивалям по аналогии с секциями короткометражного кино придется учредить и секции гиперполнометражных фильмов.

В фестивальных программах и в распределении призов всегда есть место случайности, здесь причудливо переплетаются интересы и вкусы отборщиков программы и членов жюри, продюсеров, прокатчиков и телевизионных компаний, так что говорить о новых тендециях, провалах и справедливости оценок лучше после того, как пройдет время. Но нельзя не отметить и очевидный факт: «Берлинале» продолжил тему, предложенную на Каннском кинофестивале прошлого года, где победил фильм французского режиссера Жака Одиара «Дипан», сочетающий приемы игрового и документального кино и рассказывающий о судьбе беженцев из Шри-Ланки в Европе.

< Назад в рубрику