Первый фильм самой популярной фантастической эпопеи мирового кинематографа «Звездные войны» вышел на экраны США 25 мая 1977 года и собрал свыше полумиллиарда долларов. Подобный успех загнивающего американского кино требовал разоблачения, а потому уже 7 сентября в «Литературной газете» в рубрике «Их сенсации» появилась рецензия на кинокартину за авторством Ю. Варшавской «Космические киноужасы».
Посетовав, что массовый зритель «охотно клюет на подобные образчики "искусства"», автор довольно толково изложила сюжет фильма, но переврала некоторые детали: перенесла действие из «давным-давно в далекой галактике» в «нашу галактику», а напоминающего пылесос любимца зрителей — дроида R2D2 — назвала похожим на автомобиль. В целом рецензия получилась не слишком злобной, но после выхода третьей части космооперы Джорджа Лукаса в 1983 году советские киноведы словно с цепи сорвались.
Спровоцировали тружеников пера на это президент США Рональд Рейган и его оппонент, сенатор Эдвард Кеннеди. 8 марта 1983 года Рейган назвал СССР империей зла, а 25 марта пообещал вывести в космос спутники, оборудованные лазерами для уничтожения коммунистических ракет. В ответ сенатор 4 июня иронически сравнил космические грезы Рейгана со «Звездными войнами». Американские журналисты начали проводить параллели между рейгановской империей зла и зловещей Галактической империей» из фильма, и в Москве решили обидеться.
Журнал «Коммунист вооруженных сил» обвинил Лукаса в попытке «организовать против нас настоящую информационно-пропагандистскую кампанию» (очевидно, по заданию Госдепартамента США). «На экране происходят жуткие катастрофы, в сполохах ядерного огня исчезают целые планеты, — а основные герои живы-невредимы; фоном для их подвигов служат баталии, в которых гибнут миллионы людей, — но их почему-то (мастерски сделано!) вовсе не жаль», — возмущался литературный критик Андрей Балабуха. Он продолжал: «И невольно напрашивается вывод: не так страшен черт, как его малюют; не так уж неправ Рональд Рейган, утверждая возможность ведения ограниченных ядерных войн; начнись такое — я тоже могу не только уцелеть, но и прославиться, как главный герой фильма Люк Скайолкер».
«"Черная звезда" (в фильме — космическая станция "Звезда смерти" — прим. автора), местонахождение которой однозначно определено вступительным титром: "Давным-давно в далекой галактике", может представляться массовой аудитории как центр "мирового коммунизма" — "империи зла", по известной формулировке президента США... Выкрутасы приключенческого сюжета, легендарно-сказочные мотивы, мелодраматическая любовная интрига искусно маскировали зловещую сущность антикоммунистических планов милитаризации космоса», — раскрыл коварные замыслы Голливуда доктор искусствоведения Кирилл Разлогов. Он писал о том, что «с нарастанием антисоветизма в последующих картинах цикла возникает все больше актуальных "намеков"».
Окончательный приговор «Звездным войнам» уже в разгар перестройки вынес в повести «Саманта» полный тезка народного артиста СССР писатель Юрий Яковлев: «Это вообще не человеческие фильмы... Есть вещи, от которых надо оберегать детей. Как от заразы». Эти суровые слова произносит безымянная советская женщина-космонавт. Вложив в уста героини космоса свои собственные мысли, писатель, похоже, решил подстраховаться на случай неудовольствия Валентины Терешковой, встречавшейся с американской школьницей Самантой Смит, главным действующим лицом повести.
Эпизоды критикуемой картины товарищ Яковлев пересказал, стремясь напугать доверчивых читателей: «Шел бой. Внутри корабля метались люди с холодными прозрачными глазами. Звучали команды. Среди космических солдат были женщины. Такие же жесткие, исполненные страшной решимости, с холодными глазами. Сколько раз на экране телевизора перед Самантой возникали эти видения из фильма "Звездные войны"».
Из каких глубин подсознания вылезли эти свирепые амазонки, вряд ли разобрался бы сам доктор Фрейд, но в трилогии их нет. Из представительниц прекрасного пола по коридорам кораблей и космических станций бегает исключительно маленькая темноглазая принцесса Лея с трогательной прической в форме бубликов. Правда, решительности ей не занимать — не столь бравая девица вряд ли рискнула бы дать бой большевистским агрессорам:
«Враги, разумеется, не дремлют, а чинят всяческие козни. Их стан возглавляют два зловещих персонажа — Дарт Ведер, не расстающийся с рогатым шлемом, делающим его похожим на дьявола, и широкополым плащом мефистофельского толка, и Мофф Таркин — угрюмый аскет в полувоенном френче…
Помощник главного злодея наделен куда более определенными чертами. У него русифицированная фамилия — Таркин, а его внешний вид и одежда уже вполне явственно напоминают о коварных большевиках, какими они часто выглядят в антисоветских фильмах. У массы американцев существует устоявшееся, благодаря тем же фильмам и книгам подобного толка, представление о Сибири как об огромном заснеженном пространстве. И точно такое же пространство фигурирует в картине "Империя наносит ответный удар" в качестве территории, принадлежащей врагам доблестного Люка Скайуокера и прекрасной принцессы.
А в третьей ленте "Возвращение Джидая" — имперские войска одеты в форму, похожую на военное обмундирование одной из социалистических стран. Именно на Звезде Смерти, где дислоцированы эти полчища, изобретают оружие, грозящее уничтожением всего живого…Комедийных моментов тут уже значительно меньше, да и нет того обилия масок: новая вводится лишь одна — Джидай — маленький ушастик с круглыми грустными глазами, который должен научить героя пользоваться таинственной жизненной силой».
Эти фрагменты книги Е. Карцевой «Голливуд: контрасты 70-х» и ее же статьи «Джордж Лукас: хозяин лавки чудес» хороши тем, что в них нет ни одной правдивой фразы. Ведь Люк Скайуокер — последний рыцарь Ордена Джедаев (и это название, а не имя). Фамилия врага Люка — Вейдер. Заснеженная планета Хот контролируется повстанцами принцессы Леи, и врагам приходится штурмовать их базу. Таркин — начальник Вейдера. Мофф (точнее гранд-мофф) тоже не имя, а служебный ранг.
Писатель Джон Толкин, актриса Джейн Биркин и персонаж старых британских кинокомедий мистер Питкин были бы очень удивлены, узнав, что их фамилии русифицированные. Мундиры Таркина и его команды со «Звезды Смерти» напоминают немецкую форму Первой мировой войны, а кепи почти неотличимы от принятых в японской армии первой половины ХХ века. Конечно, никаких рогов на шлеме у Дарта Вейдера нет. Они есть у магистра Тевтонского ордена из эйзенштейновского «Александра Невского», но это совсем другой кинозлодей.
После «контрастов 70-х» уже не удивляешься, читая о «космических баталиях землян со злыми обитателями некоей планеты Джедай» (В. Авдуевский, А. Рудев, «"Звездные войны" — безумие и преступление»). Философски воспринимаются и мысли о том, что кавалер принцессы Леи, пилот Хан Соло и его мохнатый напарник Чубакка — законченные негодяи (О. Ненашева. «Лукас — небесный странник», О. Нечай. «Блеск и нищета "массовой культуры"»).
Остается только пожалеть, что американский режиссер так и не пообщался с авторами книги «Встречи с Х музой» Д. Вайнсфельдом, В. Деминым и Р. Соболевым. От них он бы узнал о том, что в картине «главными действующими лицами станут добрые роботы — те, кто сохраняют верность людям, и те, кто взбунтуются против людей». Сами же звездные войны начнутся «из-за принцессы, которую похитят "плохие" роботы, и которую спасут бравые американцы с помощью "хороших" роботов».
Поскольку война началась не из-за прекрасных глаз Леи, а взбунтовавшиеся роботы с американцами в кадрах отсутствуют, киноведы явно фильм не смотрели. Прямо как легендарный одессит, который обругал прославленного итальянского тенора Энрико Карузо, услышав его оперную арию в исполнении соседа Рабиновича.
После распада СССР и выхода на экраны еще трех серий «Звездных войн», космическую сагу посмотрели десятки миллионов российских зрителей. Писать, что они видели битву бравых американцев с взбунтовавшимися коммунистическими роботами, стало неприлично, и подобные рецензии почти исчезли.
Впрочем, журнал «Итоги» 10 августа 1999 года упрекнул режиссера за недостаточную толерантность: «Обвинения в расизме, которые бросают Лукасу на Западе, отнюдь не беспочвенны и не объясняются головокружением от политкорректности. Негуманоиды (например, живущие в глинобитных домах на песке, явно напоминающих об Африке — где, кстати, эти эпизоды и снимались) оказываются коварными, но глупыми торгашами и негодяями. Ослорыбы с их копьями и щитами слишком очевидно напоминают индейцев, и хотя они хорошие, но тугодумы и братья явно меньшие. Зато лучшие представители людей с их прогрессивными ценностями отчетливо ассоциируются с Западом. Как и столица звездной республики — с Нью-Йорком. Ясно, какая раса выше и кто реально определяет судьбу Вселенной».
Само собой, мир Лукаса совсем иной, и негуманоиды в нем очень влиятельны. Старейший и самый почитаемый джедай — Мастер Йода напоминает пожилого зеленого Чебурашку. Финальную атаку на вторую «Звезду смерти» возглавляет похожий на огромную жабу доблестный адмирал Джиал Акбар из расы мон-каламари.
«Ослорыбы», то есть гунганы — совсем не дикари. Копья у них энергетические, щиты оснащены генераторами силовых полей, более мощные генераторы создают защитные купола для подводных зданий, между которыми шустро ходят мини-подлодки, и тугодумства за гунганами не замечено. Разве что в войну вступили не сразу, так война дело серьезное — на ней убивают.
Убивают даже во время холодной войны, которая, похоже, возобновилась между Москвой и Вашингтоном после присоединения Крыма к России. Бойцы идеологического фронта обеих сторон немедленно начали обмениваться язвительными посланиями, и 24 декабря 2015 года под горячую руку телеканала Russia Today опять попали неповинные джедаи.
Советские кинокритики обвиняли Лукаса в клевете на СССР в интересах вашингтонского империализма. Американский журналист Тим Керби, обозреватель Russia Today, в принципе соглашается с тем, что, изображая Галактическую империю, голливудцы целились в Кремль. Но тут он решил доказать, что империя на самом деле не такая уж плохая. Республика, на развалинах которой она возникла, ничуть не лучше, а джедаи — вообще нацисты. Разоблачение началось с первых кадров изначальной трилогии.
«Войска империи штурмуют маленький корабль и берут в плен всех оставшихся в живых и саму принцессу. Но сразу возникает вопрос: почему солдаты жестокой империи не уничтожили всех на месте (они же предатели!), а вежливо попросили поднять руки и отпустили? И еще один момент. Если принцесса похитила секретные материалы и хотела раскрыть государственную тайну, то почему ее не пытали — тут же, на месте?» — вопрошает Керби.
Появись рецензия 40 лет назад, наверное, кто-то бы и согласился с такой трактовкой. Но сейчас любой желающий может прокрутить нужный эпизод серии «Звездные войны: Новая надежда» и увидеть, что на 8-й минуте Дарт Вейдер приказывает уничтожить экипаж корабля принцессы Леи, а на 41-й минуте начинает пытать ее с помощью зловещего допросного дроида. Когда же барышня выдерживает пытки и зондирование мозга, Таркин угрожает ей уничтожением родной планеты и приводит угрозу в исполнение.
Керби не может пропустить этот эпизод, но доказывает, что Лея с друзьями не лучше: «Признаю, в сериале есть один момент, когда империя демонстрирует свою жестокость и выступает как империя зла. Это эпизод, когда уничтожается целая планета, которая может стать угрозой режиму. Вот это по-гитлеровски! Но только не будем забывать, что флагман империи «Звезда смерти», уничтоженный повстанцами, был размером с маленькую луну. И республиканцы совершенно не расстраивались, что миллионы людей, находящихся там, погибли. А ведь повстанцы и джедаи — представители Светлой стороны силы — должны быть добрыми. Они должны отдавать себе отчет, что убийство такого множества людей нельзя рассматривать как подвиг — это аморально!»
Опять расчет на людей, которые «Новую надежду» не смотрели и не знают: «Звезда смерти» — военный объект, не имеющий на борту ни одного гражданского лица. Сравнивать его разрушение и взрыв планеты населенной сотнями миллионов мирных жителей все равно, что ставить рядом потопление американцами японского линкора «Ямато» и сброшенную ими же атомную бомбу на Хиросиму.
Дальше Керби возмущается, что в «старой доброй республике Энакин Скайуокер (будущий Дарт Вейдер) и его мама, Шми, живут в рабстве», а под заголовком «Арийская космическая раса» прозрачно намекает на пропаганду Лукасом нацизма: «Создатели фильма убеждают зрителей, что люди с правильной генетикой, то есть с генетикой джедая, имеют право управлять всеми остальными».
Суровые обвинения. Только республикой управляют не джедаи, а демократически избранный сенат. Освободить Скайуокеров от рабства он не в силах: на 26-й минуте серии «Скрытая угроза» сообщается, что на планету Татуин, где проживают мама с сыном, власть республики не распространяется. На 33-й минуте хозяин Энакина и Шми даже отказывается принимать республиканские деньги. Возлагать на республику вину за рабство в зарубежном криминальном анклаве столь же странно, как требовать от Китая ответить за преступления колумбийской наркомафии. Но если кто-то желает вытащить из угла потрепанную метлу партийной критики от идеологического отдела ЦК КПСС, то почему бы и нет?