До 2020 года в Москве планируется ввести в эксплуатацию 60 новых станций метро. Предполагается, что после их открытия жить станет лучше, жить станет веселей. Где именно произойдут позитивные транспортные изменения и как они повлияют на стоимость недвижимости в городе? Разбираемся вместе с «Домом».
Московское метро в ближайшие десятилетия, согласно планам правительства, значительно преобразится — карта нашей подземки 2020 года напоминает схему парижской, обладающей 383 станциями с учетом пересадочных.
По данным комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, столичный метрополитен обзаведется еще одной кольцевой линией протяженностью около 60 километров — это Третий пересадочный контур (ТПК), который расположится ближе к окраинам города и пересечет все радиальные линии. Власти без ложной скромности называют линию спасением для периферийных районов с большим пассажиропотоком.
«Кольцо», и правда, упростит жизнь многим москвичам: сегодня между соседними, например, ветками в дальних районах проще перемещаться на наземном транспорте, поскольку на метро приходится сначала ехать до Кольцевой, а потом обратно. ТПК может исправить положение. Строительство контура уже началось — в этом году планируется открыть пять первых станций на западе и северо-западе столицы: «Деловой центр», «Петровский парк», «Ходынское Поле», «Хорошевская» и «Шелепиха».
Ввод в эксплуатацию следующих шести станций — «Авиамоторной», «Лефортово», «Нижней Масловки», «Рубцовской», «Улицы Народного ополчения» и «Нижних Мневников» — запланирован на 2018 год. В 2019 году планируется открытие остальных станций ТПК.
Помимо пересадочного контура, по замыслу властей, должна появиться еще одна Кольцевая, только наземная — Московская кольцевая железная дорога (МКЖД) — реконструированное Малое кольцо Московской железной дороги, построенное еще в 1908 году для грузовых перевозок. Поскольку дорога проходит в центральных районах, вдоль бывших промзон (так называемого Ржавого пояса), которые сейчас активно реновируют, грузовая нагрузка на нее заметно снизилась, а вот затраты на обслуживание — нисколько. Пожалуй, это обстоятельство стало одной из основных причин для принятия решения о превращении ставшей бесполезной дороги в пассажирскую, интегрированную с метро.
Кольцо должно стать 14-й линией подземки. Его открытие запланировано на вторую половину этого года. В составе МКЖД предполагается 31 станция, с 20 из которых будет возможна пересадка на метро.
Будут расти, конечно, и радиальные линии. В частности, в Новой Москве, как в особо нуждающейся в развитии транспортной инфраструктуры части города. Недавно открылись две станции Сокольнической линии — «Румянцево» и «Саларьево». Причем после открытия последней, ставшей 200-й станцией метро, власти заявили о планах продлить линию до поселка Коммунарка. А по словам представителей проектных институтов, существует даже вероятность, что метро протянут до Троицка. Пользоваться им, впрочем, скорее всего, смогут только наши внуки.
По данным стройкомплекса, в Новой Москве появится еще одна ветка — вырастет Калининско-Солнцевская линия. Уже в этом году планируется открыть три станции, соединенные с «Парком Победы» — «Ломоносовский проспект», «Минскую» и «Раменки». В 2017 году начнут работать остальные — «Мичуринский проспект», «Очаково», «Солнцево», «Говорово», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка». В 2020 году достроят центральную часть линии — станции «Волхонка», «Дорогомиловская» и «Плющиха», чтобы соединить юго-западную и восточную части ветки.
Также активно будет развиваться Люблинско-Дмитровская линия на севере: в этом году должны появиться станции «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская 2», в 2017 году — более дальние «Верхние Лихоборы», «Селигерская» и «Окружная».
А в 2018 году планируется запустить совершенно новую Кожуховскую линию (восемь станций) на юго-востоке, призванную разгрузить Таганско-Краснопресненскую ветку.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, власти столицы не собираются корректировать планы по строительству метро — работы будут продолжаться в полном объеме. Не последнюю роль в этом вопросе сыграло решение использовать при строительстве новые для нашей страны испанские технологии — в двухпутном исполнении с остановочными станциями по бокам путей.
По словам Константина Королева, директора по работе с клиентами департамента управления объектами NAI Becar, двухпутное метро — это технология строительства тоннелей, при которой две пары путей прокладываются в одном более широком тоннеле (в отличие от однопутной, когда необходимо проложить рядом два тоннеля). За исключением отдельных участков возле некоторых станций, ранее такая технология в Москве не применялась. Фактически технология позволяет снижать стоимость строительства, сокращает его сроки.
«Это очень перспективная технология строительства. Главное преимущество перед привычным для нас однопутным тоннелем заключается в том, что используется один 10-метровый проходческий щит-гигант, а не два 6-метровых», — дополняет Евгения Ширяева, главный архитектор «ТрансТерминалПроект», NAI Becar.
Как заявлял заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, технология возведения одного двухпутного тоннеля вместо двух однопутных позволит сэкономить около 80 миллиардов рублей городского бюджета. По его словам, двухпутными планируется построить 10 станций ТПК и четыре станции участка Кожуховской линии — от «Косино» до «Нижегородской».
Примечательно, что в Санкт-Петербурге строительство нескольких новых тоннелей уже с 2014 года ведется именно таким способом: 3,7 километра на участке Фрунзенского радиуса от станции «Проспект Славы» до «Шушар» и депо «Южное» — двухпутные. Сами станции планируется ввести в строй в 2017 году.
Однако некоторые эксперты считают, что «испанская» технология хоть и экономит бюджет, но свои минусы имеет. «На мой взгляд, страдает безопасность перевозок в двухпутном метро: в случае аварии или другого ЧП останавливается движение в обе стороны, что для московского пассажиропотока будет означать моментальное переполнение станций и давку», — говорит Максим Морозов, управляющий партнер девелоперской компании M9 Development.
Конечно, появление метро, особенно там, где другие станции расположены довольно далеко, неминуемо влечет за собой развитие района, увеличение его привлекательности, и, как следствие, повышение цен на недвижимость. Рядом с новыми станциями начинается активное строительство жилья, а также офисных и торговых центров и других важных для комфортной жизни коммерческих объектов, говорит Антон Белых, генеральный директор DNA Realty.
Важно, что сейчас новые станции строят уже не просто потому, что «так надо», а, как отмечает Евгения Ширяева, в рамках комплексного освоения территорий. Например, у станции «Саларьево» появится крупный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который примет на себя весь транзитный областной транспорт. Возле «Селигерской» вместе с ТПУ будет автовокзал. Под ТПУ разместится перхватывающая парковка. Здесь же появятся автобусная автостанция, торговые центры, кафе, рестораны, зона развлечений. В составе ТПУ «Лефортово» организуют сквер, где зимой будет работать каток, а летом — спортивная площадка.
В таком виде зоны близ метро становятся еще более привлекательными. По словам Евгении Владимировой, руководителя проекта «Рамблер.Недвижимость» Rambler&Co, квартиры, расположенные в районе будущей станции, демонстрируют рост в цене сразу после анонсирования строительства, а после ввода метро в эксплуатацию стоимость недвижимости может вырасти на 15-25 процентов. При этом в наиболее выгодной ситуации оказываются дома, дойти пешком от метро до которых можно в течение 5-10 минут. Квартиры в непосредственной близости от станции (до 500 метров) тоже дорожают, но, чаще всего, немного меньше.
Исключение — элитное жилье. Как подчеркивает руководитель отдела продаж департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Илья Прогоннов, на стоимости дорогих комплексов появление метро вообще практически никак не отражается: покупатели такой недвижимости редко пользуются общественным транспортом.
По мнению Евгении Ширяевой, в первую очередь ощутимо выиграют от открытия метро районы на территориях «Ржавого пояса», поскольку они являются крупными «точками роста» в старых границах Москвы. Здесь будет появляться новое жилье — транспортную инфраструктуру развивать не просто нужно, а необходимо.
Елизавета Гудзь, заместитель генерального директора по аналитике и консалтингу компании «НДВ-Недвижимость», также отмечает, что МКЖД будет способствовать решению транспортной проблемы на юго-востоке и востоке столицы. Естественно, и Кожуховская линия поможет разгрузить эти направления.
Развитие же Люблинско-Дмитровской ветки вообще, скорее всего, жизнь на севере столицы изменит кардинально, считает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». «Районы Дмитровкий и Восточное Дегунино, наконец, смогут не зависеть от наземного транспорта. Благодаря этому частично разгрузится Серпуховско-Тимирязевская линия», — говорит она.
Именно по этой причине, как отмечают эксперты группы «Апхилл», здесь можно ждать максимального повышения цен на недвижимость. «Например, сейчас, в Бескудниковском районе средняя стоимость простой однокомнатной квартиры на вторичном рынке составляет 6,2 миллиона рублей, а после открытия станции она может вырасти до 7 миллионов (эконом и комфорт-классы)», — отмечает консультант департамента оценки жилой недвижимости группы Екатерина Кургина.
И, конечно, огромное значение имеет строительство метро в Новой Москве. Прекрасный пример — открывшаяся 15 февраля этого года станция «Саларьево». С этого момента откорректировано более десятка маршрутов городских автобусов, которые теперь довозят до метро жителей поселка Московский, районов Солнцево и Апрелевка.
«Время в пути на метро от станции "Саларьево" до "Охотного" ряда составляет около 30 минут практически в любое время дня, тогда как тот же путь на автомобиле за полчаса можно преодолеть только при полном отсутствии пробок на дорогах, что в часы пик невозможно. Выгода жителей прилегающих территорий составит как минимум 1-1,5 часа в день. За год это более 300 часов — почти две недели. За это время можно пройти, например, курс английского языка, стать бухгалтером или получить права на управление водным транспортом», — отмечает Константин Королев.
При всем этом, московскому метрополитену, да и транспортной системе Москвы в целом, еще есть куда развиваться. Например, как отмечает Мария Литинецкая, пока в незавидном положении остается Восточное Бирюлево и частично Западное, между соседними районами вблизи МКАД по-прежнему проще перемещаться на наземном транспорте, а присоединенные территории простираются далеко за пределы Калининско-Солнцевской линии.
Так что «Мосметрострою» и после 2020 года будет над чем работать.