Из жизни
00:10, 4 марта 2016

Сделай сам Тренд: почему мультимиллионеры оставляют детей без наследства

Юлия Верби
Элтон Джон
Фото: Lawrence Ang / National parks board of Singapore / EPA

Английское выражение «родиться с серебряной ложкой во рту» интуитивно понятно даже тем, кто не очень знаком с иностранными идиомами: так говорят о детях, появившихся на свет в очень обеспеченных семьях. После того как заработавший сотни миллионов долларов певец Элтон Джон заявил, что не намерен передавать эти деньги своим сыновьям по наследству, «Лента.ру» решила выяснить, насколько распространена такая практика среди богатых людей и есть ли в таком решении разумное зерно.

Строгие папы

Элтон Джон и его супруг Дэвид Ферниш решили, что не будут передавать в наследство своим сыновьям все состояние, чтобы научить их ценить труд. Как объяснил на днях британский певец журналистам, мальчики должны сами зарабатывать на жизнь. Сэр Элтон в свое время делал именно так, весьма преуспел и считает, что его дети тоже смогут: на сегодняшний день он «стоит» 200 миллионов фунтов стерлингов (279 миллионов долларов).

Певец уверен, что ничем не заслуженные огромные деньги не принесут пользы пятилетнему Захари и трехлетнему Элайе, которых произвели на свет суррогатные матери. «Это может разрушить их жизнь», — заявил музыкант и добавил, что хотя его сыновья — необычные дети, в их жизни должно быть что-то нормальное и простое, к примеру, уважение к деньгам и работе. По словам певца, он и его муж не оставят мальчиков с абсолютно пустыми карманами и немного помогут им, но пока не определились с суммой. В любом случае львиная доля состояния Элтона после его смерти отойдет благотворительным организациям.

Это нормально?

Британский певец — далеко не единственный богатый человек, который считает, что огромные финансовые возможности станут для наследников не благом, а проклятием.

Самый богатый человек в мире, согласно списку миллиардеров Forbes 2016, основатель Microsoft Билл Гейтс считает, что «оставлять детям огромные суммы денег — значит оказать им медвежью услугу». У Гейтса и его жены Мелинды три дочери в возрасте от 14 до 20 лет. Бизнесмен заявил, что пожертвует большую часть состояния благотворительным организациям, оставив детям «некоторую, но незначительную часть».

Инвестор-миллиардер Уоррен Баффет еще в 2010 году передал более половины своего состояния (37 миллиардов) благотворительным фондам, что стало самым щедрым филантропическим актом в истории человечества. После его кончины почти все оставшееся также достанется нуждающимся. Дети 85-летнего бизнесмена (их трое) нисколько не в обиде. Питер Баффет, средний сын, заявил, что отец передал ему «ценности, а не деньги».

71-летний создатель киносаги «Звездные войны» Джордж Лукас тоже не планирует оставлять своим четырем детям сколь-либо значимую часть нажитого. В его планах — отдать свое состояние на образовательные нужды, потому что, по мнению кинодеятеля, «знания — это ключ к выживанию человечества».

2 декабря 2015 года основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что отдаст 99 процентов акций Facebook, принадлежащих ему и его жене Присцилле Чан, на благотворительные цели. Это произошло в тот день, когда у супругов родилась дочка Макс. Цукерберг объяснил, что огромный финансовый вклад в филантропические инициативы станет в итоге лучшим вкладом в будущее его ребенка. Он уточнил, что передача средств будет производиться постепенно, однако точный срок называть не стал, ограничившись характеристикой «на протяжении всех наших жизней». Общая стоимость данного пакета акций, по оценке Цукерберга, составляет около 45 миллиардов долларов.

Детки на миллион

Субъективным, но очень красноречивым аргументом в пользу правильности решения сверхобеспеченных людей не баловать отпрысков легкими деньгами могут служить получившие большую известность сообщества в соцсетях, посвященные жизни богатых молодых людей.


Такие паблики, как, например, Rich Kids Of Instagram, наглядно показывают, к чему иногда приводит неограниченный доступ к щедрым родительским ресурсам.


Подборки из аккаунтов золотой молодежи регулярно публикуются в мировых СМИ. Герои снимков, судя по комментариям, вызывают резкое осуждение у читателей.

Малышки на миллиард

Конечно, не все богатые родители готовы обречь родную кровинку на тяжелый старт с нуля. Например, норвежский бизнесмен Йохан Андресен не побоялся передать 84,4 процента акций семейной корпорации Ferd Holdings своим дочерям. Благодаря этому 19-летняя Александра и 20-летняя Катарина в 2016 году стали самыми юными участницами списка миллиардеров Forbes.


Александра настроена на карьеру в профессиональном спорте и одновременно, по ее словам, чувствует большую ответственность за развитие семейного дела. Старшая Катарина выросла любительницей вечеринок, но учится в университете и тоже планирует заниматься бизнесом Андресенов.

Что говорят эксперты

Калифорнийский специалист по финансовому планированию Стивен Лоуэлл вспоминает, что когда он был маленьким и приезжал в гости к своему дедушке, основателю компании John Forsyth Shirt Co, он словно попадал в декорации к фильму «Великий Гэтсби»: его окружали люди в смокингах, потягивающие коктейли. Семья владела яхтами, самолетами, квартирами и виллами. По оценке Лоуэлла, состояние деда было эквивалентно 70 миллионам современных долларов, но в результате нескольких неудачных вложений, невезения и любви к излишествам следующее поколение пустило все деньги на ветер.

«Я постоянно думаю: как моя мать умудрилась все это потратить?» — признается Лоуэлл.

По его словам, 70 процентов богатых семей теряют свое состояние во втором поколении.

В третьем поколении пускают деньги предков на ветер 90 процентов наследников миллионов.

Занимающаяся управлением трастовыми фондами американская компания U.S. Trust в 2015 году исследовала взаимоотношения лиц с капиталом размером более трех миллионов и их потомков. Оказалось, что 78 процентов отцов и матерей считают, что следующее поколение не готово к финансовой ответственности и не сумеет распорядиться внушительной суммой денег. Примечательно, однако, что 64 процента опрошенных признаются, что особо и не пытались научить детей обращаться с деньгами: кому-то вечно не хватало времени, кто-то опасался, что ребенок сболтнет лишнее кому не надо.

Как результат — большинство наследников понятия не имеют об истинной ценности денег. Финансовые консультанты подсчитали, что среднестатистический наследник покупает себе новый автомобиль примерно через 19 дней после получения состояния. Эксперты рекомендуют наладить с потомками диалог о деньгах независимо от того, насколько велико состояние семьи. Как говорят специалисты U.S. Trust, разговор с внуком о ценности денег и важности труда может обеспечить семье 30-40 безбедных лет.

< Назад в рубрику