В канун главного женского праздника самая высокооплачиваемая спортсменка мира Мария Шарапова призналась в применении запрещенного препарата — мельдония. Теперь ей грозит длительная дисквалификация, но, помимо спортивной карьеры, скандал серьезно ударил и по кошельку теннисистки. Мировые бренды, предлагающие звездам рекламные контракты, стараются держаться в стороне от спортсменов, замешанных в подобных историях. «Лента.ру» подсчитала вероятные убытки Шараповой из-за мельдония.
«Это моя ошибка, и я несу полную ответственность. Я подвела своих фанатов и свою семью. Не знаю, какие будут последствия. Я не хочу завершать карьеру таким образом. Надеюсь, что у меня будет еще шанс играть в теннис», — покаялась Шарапова на экстренной пресс-конференции.
Честность и раскаяние теннисистки оценили многие болельщики и коллеги Шараповой, но некоторые бренды, долгие годы сотрудничавшие с признанным секс-символом мирового спорта, поспешили приостановить партнерские отношения с россиянкой до окончания разбирательств.
В августе 2015 года Forbes по традиции опубликовал список самых богатых спортсменок, в котором 11-й раз подряд первенствовала Шарапова. За отчетный период Марии удалось прибавить к своему состоянию 29,7 миллиона долларов, из которых только 6,7 миллиона — призовые за выступления на турнирах. Остальное принесли многочисленные спонсорские контракты.
Самым серьезным в финансовом плане было соглашение с Nike. В 2010 году спортсменка заключила с американской компанией-производителем спортивной экипировки 10-летний контракт на 70 миллионов долларов. Nike сотрудничал с Шараповой с ее юности, не раз доверял ей выпуск собственных линий одежды и обуви, привлекал к участию в многочисленных рекламных кампаниях. Но как только на репутации Шараповой образовалось пятно, Nike первым отказался от ее услуг.
Примеру американского бренда последовали швейцарский производитель часов TAG Heuer и немецкий автоконцерн Porsche, объявившие о паузе в отношениях с Шараповой буквально через считаные часы после Nike. Контракты этих брендов с россиянкой скромнее. Немцы, по неофициальной информации, перечисляют теннисистке около двух миллионов долларов в год. Примерно столько же — TAG Heuer.
С бывшей первой ракеткой мира работает множество брендов, в том числе Avon (косметика), Evian (минеральная вода), American Express (финансы) и Tiffany (ювелирные украшения). Сумма рекламных контрактов — около 1,5 миллиона долларов с каждым. О разрыве отношений с Шараповой они пока не сообщали.
В скандал вмешался один из самых ярких и эксцентричных бизнесменов мира Олег Тиньков. Славящийся эмоциональными высказываниями в социальных сетях предприниматель обрушился в Facebook с критикой на спонсоров теннисистки.
«Поражает лицемерие западных брендов: еще не разобравшись в ситуации, но опасаясь оценок своих корпоративных начальников и акционеров, они сразу расторгают контракты!» — возмутился Тиньков, предложив Марии сотрудничество.
Неизвестно, устыдились ли спонсоры Шараповой, но через пару дней компания-производитель ракеток Head решила выделиться из массы убегающих от теннисистки брендов и выразила желание несмотря ни на что продолжить сотрудничество с россиянкой.
«Мы одобряем честность и смелость теннисистки, которая признала свою ошибку и объявила об этом. Head гордится тем, что поддерживает Марию, мы намерены продлить ее контракт», — сообщили в компании.
Случай с Шараповой не первый в мировом спорте. В аналогичной ситуации оказался американский велогонщик Лэнс Армстронг. После того как в 2012 году распространилась информация о его увлечении запрещенными препаратами, несколько компаний моментально расторгли с ним соглашения. Среди них все тот же Nike, пивной бренд Michelob Ultra, а также велосипедная корпорация Trek. Аналитики подсчитали, что из-за скандала Армстронг лишился порядка 150 миллионов долларов.
Эксперименты с допингом ударили по кошельку и главного соперника Усэйна Болта, американского спринтера Тайсона Гэя. В 2013 году его на год дисквалифицировали за применение стероидов. После этого немецкий спортивный бренд Adidas отказался иметь дело с бегуном, а швейцарские часовщики из Omega заявили о пересмотре финансовых условий контракта. Остальные многочисленные спонсоры публично не высказывались, но постоянно мелькавший в рекламе Гэй на некоторое время исчез с телеэкранов и билбордов.
После возвращения в спорт он продолжил активно участвовать в рекламных компаниях, но Nike так и не согласился возобновить с ним сотрудничество.
Иногда от допинговых скандалов страдают не только отдельные спортсмены, но и целые организации. Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) из-за многочисленных случаев употребления запрещенных препаратов, в том числе и российскими спортсменами, лишилась главного спонсора — Adidas, приносившего в казну IAAF около 8 миллионов долларов в год.