В феврале белорусам, помогающим разоблачать взяточников, начали выплачивать денежные вознаграждения. Как рассказали в Генпрокуратуре Белоруссии, почти о половине коррупционных преступлений становится известно по инициативе простых граждан. «Лента.ру» попыталась выяснить, удастся ли республике победить коррупцию, вознаграждая доносчиков.
Почти ежедневно в республиканских СМИ появляются сообщения о новых коррупционных скандалах. Заместитель председателя минского райисполкома за счет казны построил два дома на земельных участках, оформленных на близких родственников. Один из руководителей машиностроительного завода отгрузил заведомо неплатежеспособной украинской фирме автомобильную технику на 250 миллиардов белорусских рублей (около 850 миллионов российских рублей по текущему курсу). Директор одного из предприятий Березинского района заставлял подчиненных просить матпомощь на лекарства и дорогое лечение, а полученные в бухгалтерии деньги отдавать ему. Высокопоставленный чиновник Минфина организовал поставку на строительные объекты с господдержкой крупных партий акриловых ванн, получил от их производителей роскошный автомобиль и два года заправлял его за счет дарителей.
Почти о половине коррупционных преступлений, как заявил представитель Генеральной прокуратуры страны Игорь Грейбо, становится известно благодаря простым людям. «Наши граждане достаточно активно обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о фактах коррупции. Точной цифры нет, но примерно в 30-50 процентах случаев такие преступления выявляются по сообщениям населения». Недавно в стране начала действовать норма о выплате вознаграждения за информирование о факте коррупции. Согласно постановлению Совета министров, лица, оказавшие содействие при выявлении не особо тяжкого коррупционного преступления, смогут получить до 30 базовых величин (одна базовая величина равна 210 тысячам белорусских рублей, или 10 долларам). Если же категория такого преступления будет признана тяжкой или особо тяжкой, сумма выплаты составит до 50 базовых ставок. Кроме того, доносчику компенсируют до 10 базовых величин, если он подтвердит, что предоставление информации потребовало от него определенных расходов. Суммы, полученные за сигнал о факте коррупции, не подлежат налогообложению, поэтому не должны указываться в декларациях о доходах и имуществе.
На официальном сайте надзорного ведомства появился специальный раздел, где любой желающий может заявить о факте взяточничества или другой коррупционной деятельности. Кликнув на нужное окошко, посетители электронного портала могут сообщить о нечистых на руку должностных лицах и случаях коррупции во властных структурах, правоохранительных органах и судах. Здесь можно поделиться информацией о местонахождении лица, совершившего преступление, и о том, где находятся полученные незаконным путем деньги. Потенциальных доносчиков просят лишь четко формулировать свое сообщение, подкрепляя известные им факты конкретными сведениями или указанием на то, как их можно получить. Тем, кто обладает обширной доказательной базой — бухгалтерскими или другими документами, аудио- или видеоматериалами, рекомендуется направлять свое сообщение на электронную почту надзорного ведомства. А не владеющим компьютером добровольным информаторам предлагается доносить по старинке — в письменном виде. Только писать они должны четким и разборчивым почерком, воздерживаясь от нецензурных и оскорбительных слов и выражений.
Чтобы у граждан исчезли последние сомнения в обоснованности своих действий, на прокурорском сайте приводится полный перечень коррупционных преступлений. Кстати, жаловаться на взяточников можно как на белорусском, так и на русском языке. При этом заявители должны помнить об ответственности за ложный донос. Получить же причитающееся вознаграждение доносчики смогут только по окончании следствия, если оно сочтет их вклад в разоблачение преступника действительно весомым. Размер награды устанавливает прокуратура на основании ходатайства от следственных органов. Сам порядок выплат определит министерство финансов страны. Вероятнее всего, деньги за донос будут переводить на личный банковский счет заявителя. Хотя не исключено, что в отдельных случаях, когда потребуется особая конфиденциальность, с информатором будут рассчитываться наличными.
«Именно руководитель прокуратуры определит размер вознаграждения, а также оценит, какое участие приняло физическое лицо в выявлении, пресечении и расследовании коррупционного преступления», — сказал Игорь Грейбо. Он обозначил и случаи, когда деньги давать не положено: «Вознаграждение выплачиваться не будет военнослужащим и сотрудникам госорганов, участвующим в борьбе с коррупцией по долгу службы, а также физическим лицам, принимавшим участие в совершении коррупционного преступления». Кстати, отдельной статьи расходов на оплату услуг доносчиков в республиканском бюджете не предусмотрено. Деньги на гражданскую бдительность будут выделяться из финансовых средств надзорного ведомства.
По данным статистики, в прошлом году в Белоруссии учтено (то есть приговоры вступили в силу) 1603 коррупционных преступления. Это приблизительно на 17 процентов больше, чем годом раньше. Больше всего преступлений коррупционного характера в 2015 году зафиксировано в белорусском здравоохранении — 221, промышленности — 183, агропромышленном комплексе — 143, строительстве — 133, и торговле — 123. Вместе с тем в прошлом году республике удалось улучшить свой так называемый Индекс восприятия коррупции. В конце января Международное движение по противодействию коррупции Transparency International представило результаты индекса за 2015 год, охватившего 168 стран мира. У Белоруссии — 107-е место, рядом с Аргентиной, Кот-д'Ивуаром, Того и Эквадором. Для сравнения: во второй половине нулевых годов республика уверенно лидировала среди самых коррупционных стран мира, занимая 150-е место.
«Коррупция является важным элементом существующей модели госуправления. Что это значит? К примеру, человека ловят за руку на чем-то. Его можно посадить, но ему дают понять: мы все знаем, поэтому ты должен прислуживать верно, а если нет — все выплывет наружу. Еще можно тихо собирать на человека компромат и в подходящий момент предъявить его», — считает руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. По словам блогера, коррупция по-белорусски — это не только передача каких-либо ценностей за действия, совершаемые должностным лицом, но и злоупотребление властью, которое по Уголовному кодексу может коррупцией и не считаться. Например, так называемое кумовство: принимают на работу родственников высокопоставленных чиновников и имеют за это определенные преференции, проверки проходят более лояльно, на что-то закрывают глаза. «А то, что в прессе едва не каждый день появляются сообщения о задержании коррумпированных чиновников, говорит только о том, что проблема имеет такой размах, что закрывать на нее глаза уже нельзя. Настоящая борьба с коррупцией в Белоруссии начнется, когда станут арестовывать министров. Пока это только запугивание низов», — добавил Поротников.
Результаты общенационального опроса, проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, показывают, что почти четверть опрошенных считают коррупцию самой острой проблемой белорусского общества. С заявлением президента страны Александра Лукашенко о том, что «власть постоянно и жестко борется с коррупцией» согласны около 40 процентов. При этом почти треть граждан считает, что «Лукашенко будет пытаться бороться с коррупцией, но ему вряд ли удастся добиться существенных успехов, потому что коррупция в Белоруссии неискоренима». А пятая часть респондентов высказала мнение, что «Лукашенко трудно бороться с коррупцией, поскольку он во многом зависит от коррумпированных чиновников». Такая же часть опрошенных уверена, что глава государства сам заинтересован в коррупции.
Согласно Индексу восприятия коррупции 2015 года, лучшие результаты в борьбе с этим злом на постсоветском пространстве демонстрирует Эстония, она занимает 23-е место. Литва и Латвия разместились соответственно на 32-й и 40-й строчках рейтинга. За ними с разным отрывом идут Грузия (48), Армения (95) и Молдавия (103). Казахстан, Украина и Таджикистан по порядку соответствия разместились на 123-м, 130-м и 136-м местах. Почти в самом низу рейтинга оказались Узбекистан (153) и Туркмения (154).
При этом Эстония обошлась без материального поощрения граждан. По мнению экспертов, главным фактором, позволившим этой стране заметно уменьшить коррупционные проявления, стали тотальная компьютеризация и максимальная прозрачность деятельности властей. Большую часть документов в Эстонии сейчас можно оформить через интернет, что снижает бюрократические препоны и упрощает общение граждан с государством. Электронный документооборот также сводит к минимуму роль человеческого фактора в решении административных вопросов. Кроме того, деятельность правительства и госорганов теперь видна любому, кто имеет доступ в глобальную сеть. Каждое постановление властей самое большее через три дня должно становиться достоянием общественности, а чиновники обязаны быть готовы прокомментировать каждое свое решение прессе. В 2003 году в прибалтийской республике была образована специальная парламентская комиссия, ставшая хранительницей деклараций экономических интересов (доходов) высших должностных лиц страны, включая президента. Этот орган проверяет достоверность данных, представленных в декларациях, информирует о результатах своих проверок парламент и общественность и при необходимости проводит расследования по подозрению в коррупции высокопоставленных чиновников. Взяточниками рангом пониже занимается специальная полиция, в штат которой входят следователи и оперативные работники, занимающиеся только коррупционными правонарушениями. В подразделении есть и телефон прямой связи, по которому эстонцы могут сообщать о фактах коррупции. Но если граждане и делают это, то без умысла получить выгоду.
В другой бывшей союзной республике — Казахстане, — как и в Белоруссии, делают ставку на практику денежного поощрения граждан за доносы о коррупции. Более того, казахи первыми на постсоветском пространстве узаконили эту норму — еще в 2012-м. Денежные выплаты добровольным информаторам начали производить с 2013 года, когда на эти цели стали выделять бюджетные средства — 32 миллиона тенге ежегодно (около 6,5 миллиона рублей по текущему курсу). В первые два года премии за сигнал о коррупции получили 336 человек на общую сумму 38 миллионов тенге. Граждане Казахстана, помогающие государству бороться с коррупцией, могут получить в качестве единовременного вознаграждения от 30 до 100 МРП (месячный расчетный показатель) в зависимости от тяжести раскрытого благодаря им преступления. Сейчас 1 МРП равен 2121 тенге. Кстати, в случае отказа от денег бескорыстному казахскому доносчику предложат альтернативный вариант поощрения — грамоту или благодарственное письмо.
Остальные государства на постсоветском пространстве пока не изъявляют желания приплачивать своим гражданам за сведения о преступлениях коррупционного толка. В Баку вроде подумывают о введении выплат за подобные сообщения, но делать это не спешат. А в славящихся своими феодальными традициями Туркмении, Узбекистане и Таджикистане пока даже не рассматривали такой возможности.