В пятницу, 11 марта, на ПК и консолях выходит Hitman — продолжение культовой серии стелс-экшенов про лысого киллера Агента 47. В игру вернулись фирменные особенности геймплея, а сюжет разработчики разбили на отдельные эпизоды, сделав своеобразный мини-сериал. «Лента.ру» выяснила, получилось ли у датчан из IO Interactive воссоздать жестокий мир заказных убийств.
Вертолет медленно поднимается в воздух и оставляет молодого Агента 47 на затерянной во льдах арктической базе. Совсем скоро ему предстоит познакомиться со своим координатором Дианой и заключить первый контракт с загадочным Агентством — тайной организацией для киллеров экстра-класса. Но прежде от игроков потребуют пройти несколько уровней интенсивной боевой подготовки, ведь по сюжету нового Hitman миссия «Пролог» — своеобразный приквел к событиям всех предыдущих частей, призванный рассказать о начале карьеры Агента 47.
Правда, большинство фанатов серии наверняка хорошо помнят историю становления лысого киллера со штрих-кодом на затылке. В вышедшей еще в 2000 году первой части Hitman: Codename 47 рассказывалось, что Агент 47 — клон, созданный немецким ученым Отто Вольфгангом Орт-Майером из ДНК пяти гениев преступного мира. Для сумасшедшего генетика это творение всей жизни — идеальный представитель человеческого вида, с невероятной силой и умом, начисто освобожденным от совести и морали. Орт-Майер, намереваясь создать непобедимую армию клонов, послал киллера устранить его биологических отцов. Агент 47 блестяще справляется с заданием, но узнает о своем истинном происхождении. За это он убивает немецкого ученого и его новых клонов 48-й серии, а затем становится совершенным наемным убийцей.
Codename 47 был настоящим прорывом в жанре стелс-экшенов. Молодая датская студия IO Interactive удивила игроков качественной графикой, проработанным игровым миром и весьма непростым геймплеем — цели нужно было устранять на больших картах с обилием свидетелей и охранников, поэтому убивать приходилось чисто, тихо и незаметно, а переодевание в одежду жертв превращалось в необходимый элемент маскировки. Фирменная особенность Hitman — вариативность. В каждой миссии цель можно было умертвить сразу несколькими способами, а игроки сами выбирали стиль прохождения. Атмосферы игре также добавили озвучка актера Дэвида Бэйтсона и саундтрек известного игрового композитора Йеспера Кюда. Оба сотрудничали с IO Interactive и в следующих выпусках серии.
Многие олдскульные геймеры до сих пор считают первый Hitman эталоном жанра и гордятся умением пройти все миссии на последнем уровне сложности, совершая при этом только «чистые» убийства — для них Агент 47 пускает в ход позаимствованную у итальянских мафиози удавку.
Спустя два года вышло продолжение. В Silent Assassin умение игроков скрытно устранить цель оценивалось в баллах, а Агент 47 получил индикатор подозрительности противников. Часть миссий проходила в заснеженном Санкт-Петербурге, а киллеру по сюжету пришлось сразиться с русским мафиозо Сергеем Заворотько и спасти своего единственного друга — католического священника отца Витторио. Фанаты по достоинству оценили разнообразные миссии, но раскритиковали большинство нововведений, сделавших игру более предсказуемой и аркадной.
Выпущенный в 2004 году Hitman: Contracts запомнился мрачной, почти гнетущей атмосферой и нелинейным сюжетным повествованием. Раненый Агент 47 окружен полицией в номере отеля и, регулярно теряя сознание, вспоминает свои прошлые заказы. Некоторые повторяют миссии двух предыдущих частей, а в паре случаев игрокам приходится устранять действительно мерзких персонажей, в том числе мясника-педофила. Игрокам новый Hitman пришелся по душе, хотя многие и ругали его за многочисленные баги и зависания.
Две следующие части оказались абсолютными антиподами по игровой механике и отзывам поклонников. Hitman: Blood Money принято считать квинтэссенцией всех предыдущих игр серии — разнообразные задания и широкий выбор оружия, огромные карты и прекрасное моделирование толпы, проработанный сюжет и десятки способов устранить цель. Театральному актеру можно подсунуть настоящий пистолет вместо бутафорского, а костюм клоуна легко позволит пробраться в дом попавшего под программу защиты свидетелей гангстера. Да, в 2006 году старый игровой движок уже не выдавал сногсшибательную картинку, но для большинства фанатов графика в Hitman никогда не играла первостепенной роли.
А вот Hitman: Absolution 2012 года вызвал у поклонников ненависть. Игра превратилась в типичный консольный экшен: вместо огромных карт и вариативности прохождения — линейные уровни и однообразный отстрел противников из укрытий. Скрытность и переодевания были сведены к минимуму, а применять их приходилось только в строго отведенных сценарием местах. Зато появились кинематографичный сюжет и достойная графика.
Авторы не постеснялись уже в первом уровне прикончить многолетнего координатора киллера Диану и в перерывах между красочными перестрелками рассказали историю про секретный заговор Агентства и всесильную девочку-клона. Увы, продажи игры были самыми низкими за всю историю серии, так что над новым выпуском разработчики трудились долгих четыре года.
Новый Hitman — своеобразный момент истины для IO Interactive. После провала Absolution боссы студии уволили половину сотрудников и заморозили все сторонние проекты. Разработчикам пришлось очень постараться, чтобы вернуть расположение руководства и фанатов.
И судя по первым двум миссиям, они прекрасно справились с задачей. Самое любопытное, что для этого не потребовалось выдумывать ничего кардинально нового, ведь фактически перед нами все тот же классический Hitman, только с поправкой на 2016 год. В первую очередь изменения коснулись графики. Движок Absolution серьезно доработали, и теперь игра выглядит не многим хуже конкурентов, в том числе вышедшей на днях Tom Clancy’s The Division.
Само прохождение миссий, к великой радости фанатов, вернулось к классической схеме. Перед каждым заданием игрок получает подробные инструкции и выбирает наиболее подходящее оружие и оборудование. Агент 47 по-прежнему может взять с собой удавку, два серебристых пистолета с глушителями, яд и отмычки, а вот снайперскую винтовку или пулемет придется подобрать в специальном месте. К тому же тяжелое вооружение теперь нельзя спрятать в невидимый карман, так что, если нужно замаскироваться, то его придется бросить.
Большую реалистичность приобрели классические переодевания и маскировка. В отличие от Absolution, киллера могут узнать только отдельные персонажи, которых игра услужливо помечает специальным значком. К примеру, если игрок взял вещи одного из убитых военных, то что-то неладное заподозрит только их командир. Благодаря этому не приходится понапрасну расходовать специальное «зрение Хитмана», позволяющее видеть врагов сквозь стены.
Систему ближнего боя разработчики не трогали — в Absolution это было одним из того немногого, что игроки восприняли позитивно. Незаметно обезвредить противника можно, подобравшись к нему со спины и нажав всего одну клавишу. Любая потасовка обычно заканчивается после удачного комбо. А вот стрельба стала куда более хардкорной. Попасть из пистолета в голову по движущемуся противнику теперь практически невозможно, а отдача «Калашникова» задирает ствол вверх уже после первой пары выстрелов.
К тому же Агент 47 традиционно умирает после трех-четырех попаданий, так что любая перестрелка на открытой местности закончится для него фатально. А если учесть, что разработчики убрали систему чекпоинтов, и после гибели все нужно начинать заново, игрокам невольно придется проявлять максимальную скрытность и осторожность.
И вот тут игра преподносит главный сюрприз — карты тут не просто большие, а очень большие, и на каждой есть сразу несколько целей и сотни способов их устранить. По сравнению с Absolution, противники заметно поумнели и теперь ловко прикрывают друг друга огнем, пытаются выкурить киллера из укрытия и не стесняются зайти ему в тыл. Для обхода врагов приходится либо тихо добывать их униформу, либо карабкаться по карнизам и водосточным трубам, что делает акробатику важным элементом геймплея.
В распоряжении игрока также разнообразные яды, куча видов оружия и все подручные предметы, но игра все равно заставляет включить мозги и рассчитать самый оптимальный способ умертвить жертву. А потом перезапустить уровень и придумать новый путь. И так еще несколько сотен раз. Тем более что разработчики вернули классическую систему рейтинга с бонусами за «чистое» выполнение контрактов.
Но когда все цели уже неоднократно застрелены, задушены, заколоты и раздавлены упавшей сверху люстрой, игра демонстрирует свой главный минус — она беспощадно коротка. И всему виной попытка IO Interactive сделать из нее своеобразный сериал: 11 марта игроки получают лишь пролог и первую главу, где Агент 47 во время Недели моды в Париже должен устранить дизайнера Виктора Новикова, который по совместительству еще и шпион экстра-класса.
Остальные пять эпизодов будут выходить ежемесячно. Уже известно, что действие двух следующих серий развернется в Италии и Марокко. В Италии целью Агента 47 станет ученый, занимающийся разработкой биологического оружия, и образец вируса придется уничтожить прямо в лаборатории. В Марокко же Сорок Седьмой займется устранением шведского банкира, осужденного за мошенничество и скрывающегося в местном посольстве.
Дальше игроков ждут миссии в Таиланде, Японии и США, и первый сезон игры подойдет к концу. Новые миссии обещаны только после запланированного в 2017 году выхода игры на дисках. Разработчики рассчитывают, что игроки потратят недели на изучение масштабных карт и поиска различных вариантов прохождения — ведь раз за разом устранять цели действительно интересно. Кроме того, в игре есть и переработанный режим контрактов из Absolution, где игроки в многопользовательском режиме могут сами придумывать друг другу задания.
IO Interactive настолько боится провала, что готова оперативно доработать следующие эпизоды, если игрокам что-то не нравится. С одной стороны, это позволит новому Hitman прервать традицию предшественников и избавиться от багов и мелких недочетов, бросающихся в глаза при повторном прохождении. Но есть и опасение, что привыкшие к масштабным проектам и проработанному сюжету пользователи консолей просто не станут ждать новых эпизодов и переключатся на что-нибудь еще. Например, на постапокалиптическую экшен-RPG Tom Clancy’s The Division, где на одну только очередь к виртуальному компьютеру уже можно потратить несколько часов реального времени.