Россия
23:03, 13 марта 2016

«Никто за избирателя Госдуму не слепит» Олег Морозов о составе будущей Госдумы и обучении политиков

Беседовала Дина Ушакова
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

«Единая Россия создает собственную платформу для предпринимателей, чтобы привлечь в свои ряды бизнес. Но несмотря на старания партии власти, новый созыв Госдумы все равно получится более пестрым, чем обычно. Традиционную думскую четверку разбавят представители малых партий, уверен сенатор и бывший начальник Управления президента по внутренней политике Олег Морозов. В интервью «Ленте.ру» он рассказал, у кого есть все шансы попасть в Госдуму образца 2016 года и зачем сегодня нужна партия КПСС.

«Количество партий останется прежним»

«Лента.ру»: Выборы депутатов Госдумы пройдут по-новому — понижен проходной барьер для политических партий, возвращена смешанная система. В чем отличие для рядовых избирателей, которые раньше жаловались, что голосовать буквально не за кого?

Олег Морозов: Сегодня сам избирательный процесс становится более разнообразным. Возросло количество партий, имеющих право участвовать в выборах, сейчас их более 70. А ведь долгое время в России было только семь партий. Из нынешних, допущенных к выборам всех уровней, 14 получили право на парламентскую льготу, то есть могут участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей избирателей. Обратите внимание, что эти партии представляют весь политический спектр — от либералов в лице ПАРНАС до левых в лице КПСС и «Коммунистов России».

Чем больше игроков в парламенте, тем больше возможностей ответить на вопросы разных по своим взглядам избирателей. Правые в федеральном парламенте не представлены с нулевых; леворадикальных сил, экологов и партий типа «Родины» там тоже нет. Но мой прогноз таков, что количество политических партий в новом созыве Госдумы останется прежним.

То есть на реальный партийный состав парламента предвыборная конкуренция никак не повлияет?

На самом деле стоит ожидать, что новый состав Госдумы станет более многоцветным. Во-первых, у малых партий есть возможность провести наиболее ярких кандидатов по одномандатным округам благодаря смешанной системе выборов. Во-вторых, у нескольких партий неплохие шансы преодолеть трехпроцентный барьер, что открывает финансирование из федерального бюджета (пока это касается только «Яблока»). В-третьих, одновременно с выборами в Госдуму пройдут выборы в 38 региональных законодательных собраний. Получив представительство хотя бы в одном из них, партия приобретет право выдвигать списки и кандидатов в округе без сбора подписей на следующих думских выборах.

«Избираться в округе — все равно что жениться»

Число участников гонки пополняется и за счет партий, которые иногда воспринимаются как спойлеры. Например, в 2013 году в Волгограде в городской парламент прошла партия КПСС…

Более 40 процентов российских избирателей не находят своего партнера среди четырех основных партий, и либо не ходят на выборы, либо голосуют за партии, не представленные сейчас в федеральном парламенте.

Поэтому важно, чтобы у избирателя было больше возможностей для выбора, для этого и нужны новые партии — они заполняют свободные политические ниши, на которые есть запрос у населения.

Если партия преодолела пятипроцентный барьер на выборах в городскую думу, значит, у нее есть свой избиратель. То есть, тех, кто проголосовал за КПСС, не устраивают другие левые партии. Это сторонники ортодоксальной коммунистической идеи, полагающие, что КПРФ дрейфует в сторону европейской социал-демократии. Если лишить их выбора, то они, скорее всего, не пойдут голосовать.

Получается, что партии нужно в первую очередь точно попасть в политические интересы избирателя. А от чего в таком случае зависит успех одномандатников?

Мой опыт показывает, что кампания в одномандатном округе должна основываться в первую очередь на высочайшей личной активности самого кандидата. Результат во многом пропорционален количеству личных встреч — как со сторонниками, так и с противниками (в среднем округе проживает около 500 тысяч избирателей). Обойти весь округ, встретиться со всеми социальными группами и донести до них свою позицию — не сухие выдержки из программы, а доступно объяснить, каких взглядов и ценностей ты придерживаешься и чем будешь полезен.

Избраться в округе — все равно что жениться: нужно, чтобы именно тебя выбрали, ты должен понравиться, с тобой (по крайне мере на ближайшие пять лет) заключается «брачный контракт», и ты берешь на себя обязательства. И чтобы просто какой-то «денежный мешок» избрался как одномандатник — это большая редкость. Я знаю случай, когда в одном регионе шел известный человек, но без серьезных ресурсов, и ему противостоял один из богатейших людей России с командой политтехнологов. Победил первый.

«Посмотреть на себя в зеркало и увидеть там Госдуму»

Доверие к партии и кандидатам не гарантирует доверия к парламенту в целом.

Я бы посоветовал критикам подойти к зеркалу, посмотреть на себя и увидеть там Госдуму. Потому что во всех странах парламент — это слепок общества, его интересов, проблем и предпочтений.

Никто за избирателя орган представительной власти не «лепит» — ни президент, ни его администрация. Это детище российского народа. Человек смотрит на Думу и говорит: я за такую Думу не голосовал. Значит, он либо не ходил на выборы, либо отдал свой голос партии, у которой шансы были невелики.

И кстати, в последние годы уровень доверия граждан к Федеральному собранию не снижался, а рос, хотя и незначительно.

Насколько изменилась политическая система в последнее время — в частности, с тех пор, как внутреннюю политику курирует Вячеслав Володин?

Давать объективные оценки мне сложно. Что же касается субъективного восприятия, то хочу напомнить, что Володин пришел в Кремль, когда политическая обстановка в стране была весьма напряженной. Очевидно, что политическая система была разбалансирована и нуждалась в серьезной внутренней настройке.

Перед Володиным поставили задачу повысить степень ответственности власти и активность гражданского общества, то есть тех людей, кто стремится участвовать в жизни страны. И при Володине политическая жизнь стала более конкурентной и прозрачной.

Поможет ли это избежать протестов?

Идет болезненный, но важный процесс возвращения доверия людей к институту выборов и власти. В свое время оно было подорвано, что и привело к Болотной. На улицу активные люди выходят, когда не понимают, как им найти свое место в политике. А теперь партиям, представителям гражданского общества открыты самые разные двери.

«Все искали какой-то подвох»

В администрации президента уверены, что политический актив и управленческие кадры можно обучить. Проводились семинары для губернаторов, мэров, руководителей заксобраний и так далее. Чему учат чиновников и активистов?

В 2013 году был первый наш опыт в этой сфере. Мы давали региональным руководителям общие знания по самым разным направлениям: теории управления, менеджменту, региональной политике и так далее. Перед губернаторами выступил и президент, и руководитель его администрации, лекции читал Вячеслав Володин.

Думаю, теперь нужно двигаться в сторону большего погружения слушателей в решение практических задач, актуальных для регионов, то есть идти от общего к частному.

Вы возглавили учебно-научный центр государственного строительства и подготовки управленческих кадров МГУ. Кого обучают там?

Наш центр провел два цикла учебы для молодежного резерва парламентских партий. Каждая из них направила своих представителей, в основном региональных и местных депутатов, активистов, работников исполкомов средним возрастом чуть за 30. Выпускники получили дипломы МГУ о дополнительном высшем образовании по политологии.
Весной мы планируем аналогичную учебу для кадрового резерва непарламентских партий, имеющих льготу на выборах в Госдуму. Также весной организуем курс для молодых муниципальных депутатов и сотрудников органов местного самоуправления из разных регионов.

Представителей «Яблока» и ПАРНАС позовете?

Позовем, у нас нет ограничений по участию. В прессе приходилось наблюдать некий скепсис по поводу нашей учебы: как это, взять и за одну парту усадить и коммунистов, и единороссов… Все искали какой-то подвох. Была даже версия, что в Кремле таким образом хотят разузнать некие секреты оппозиции. Но это не так. Это образование, а не политика.

В прошлом году говорилось, что на выборах должны присутствовать профессиональные наблюдатели. Когда планируется их обучать и зачем они вообще нужны?

Сроки учебы пока обсуждаются, по планам это тоже весна. Если брать по всей стране, то численность этого корпуса пойдет на тысячи.

Задача совершенно понятная — укрепление доверия к выборам. Когда за выборами наблюдает непонятно кто, да еще и с целью дискредитировать их, то ор «Караул, выборы сфальсифицированы!» обычно стоит во всю ивановскую еще до голосования. Поэтому нам нужны подготовленные наблюдатели от разных партий, способные профессионально выполнять свою работу, содействуя конкурентности и прозрачности избирательного процесса.

< Назад в рубрику