Хотите видеть только хорошие новости?

Экспансия как стратегия

«Эльдорадо» ищет новые возможности для роста вопреки кризису

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Прошлый год для российского ретейла выдался непростым: результаты у многих участников рынка весьма скромные, а порой даже плачевные. Компании вынуждены сокращать торговые площади, а то и вовсе уходить с рынка.

И продавцам, и покупателям кризис диктует свои правила игры. Благосостояние граждан неуклонно снижается. Так, согласно данным Росстата, в 2015 году в России число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона человек. Потребители сокращают расходы, отказываясь от дорогих продуктов, поездок, затратных подарков.

Если в продуктовом ретейле картина меняется не так резко (ведь совсем без продуктов нельзя), то с непродовольственными товарами дела обстоят намного хуже — большинству россиян пришлось отказаться от тех или иных традиционных покупок. В результате оборот непродовольственного ретейла с января по ноябрь 2015 года упал на 9,7 процента, за ноябрь — на 15.

Пострадал даже самый стабильный сегмент — электроники и бытовой техники. За 9 месяцев 2015 года продажи в единицах упали там на четверть. А цены, по данным компании GfK, с января по сентябрь выросли на 19 процентов. Причем рынок электроники падал даже в канун новогодних праздников.

«Если в 2014 году рынок бытовой техники в денежном выражении в России вырос примерно на 8 процентов, то по итогам 2015-го показал снижение примерно на 20-25 процентов. Основная причина — падение спроса со стороны массового потребителя, ведь почти на столько же снизились реальные начисленные зарплаты в России за год, на 15 процентов. Прибавьте к этому ослабление курса рубля на 50 процентов», — объясняет генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов.

Падение спроса заметно отразилось на финансовом положении продавцов. Многим пришлось подстраиваться под изменившуюся рыночную картину — оптимизировать затраты, сокращать площади, отказываться от нерентабельных торговых точек. Так, интернет-магазин Enter осенью закрыл весь свой офлайновый бизнес. Кое-кто вообще не пережил этот год: ушли с рынка сети бытовой техники и электроники «Телемакс», «Белый ветер», «Киберри», а также сеть косметики и бытовой химии «Ол!Гуд».

«Разумеется, снижение затрат на первичные нужды не сулит никаких сверхприбылей продавцам электронной техники, — говорит аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. — После рекордного для всех без исключения продавцов электроники всплеска продаж в конце 2014 года население лишилось свободных средств, и рынок бытовой техники в 2015 году просел до 1,159 триллиона рублей и, по нашим ожиданиям, в этом году продолжит просадку».

Разнообразие в большом и малом

Впрочем, расхожая фраза о том, что кризис — это не только потери, но и возможности, и на этот раз оказалась точной: некоторые участники рынка так перестроили свой бизнес, что сумели не просто выжить, но и улучшить показатели. Так, в сети «Эльдорадо» сообщили, что именно 2015-й стал годом рекордной экспансии сети по всей России. О том, как в нынешних весьма сложных для продаж экономических условиях «Эльдорадо» удается чувствовать себя уверенно рассказал «Ленте.ру» генеральный директор ретейлера — Ондржей Фридрих.

По его словам, оборот «Эльдорадо» по итогам 2015 года с учетом НДС достиг 117 490 миллионов рублей. Вместе с продажами выросла и рыночная доля компании, превысив 9 процентов. Наряду с другими показателями, это свидетельствует о позитивной динамике развития сети.

«Весь год мы внимательно следили за потребительскими настроениями по всей стране, старались идти в ногу со временем. Мы еще раз убедились в том, что универсальный рецепт в непростые для рынка времена состоит в гибком ценообразовании с ориентацией на всех игроков, активном развитии онлайн-направления и обязательной обратной связи с потребителями», — рассказывает Фридрих.

В прошлом году сеть открыла 41 магазин и переформатировала 4 магазина, то есть, по сути, было запущено 45 новых торговых точек в 37 городах. Торговые площади компании увеличились на 42 196 квадратных метра. Хотя из запланированного сделать удалось не все: в компании рассчитывали открыть 50 магазинов, но не достигли этого показателя, поскольку не все торговые центры были сданы девелоперами вовремя.

Сеть расширяется и в 2016-м. «Причем, помимо традиционных для мегаполисов гипермаркетов бытовой и электронной техники, в небольших городах с населением от 50 тысяч человек мы открываем магазины в формате универмагов», — отмечает генеральный директор «Эльдорадо». Там, помимо техники, люди могут приобрести товары для сада и огорода, ремонта, а также детские товары. «Мы рады, что такие универмаги сразу завоевывают популярность у жителей небольших городов. Кроме того, важно, что наша экспансия в прошлом году шла и в онлайне, ведь каждый магазин сети — это еще и пункт выдачи интернет-магазина для тех покупателей, которые предпочитают самовывоз», — говорит Фридрих.

Онлайн-выход

Если кто и выигрывает от кризиса и снижения покупательной способности, то это онлайн-торговцы. И в «Эльдорадо» это быстро поняли. Из-за подорожания товаров в магазинах все больше потребителей предпочитают делать покупки в интернете, где зачастую дешевле. По данным исследования Gfk и «Яндекс.Маркета», за 10 месяцев 2015 года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 54 процента по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а бытовой техники — на 13 процентов.

Эксперт «Алор Брокер» ожидает, что продавцы электроники продолжат развивать интернет-торговлю, тем более что вскоре содержание больших торговых помещений и большого штата продавцов-консультантов может стать нецелесообразным, и некоторые сети уже переходят на формат работы небольшого демонстрационного зала и выдачу заказов со склада. «В целом продажи ретейлеров через интернет в 2015 году показали 30-40 процентов роста», — констатирует аналитик. По его словам, участие в акциях, развитие интернет-магазинов и подстраивание под интересы потребителя поможет выжить ретейлу в эти непростые времена. В целом же рынок перейдет от просадки к росту через два-три года, считает эксперт.

По итогам прошлого года онлайн-продажи «Эльдорадо» составили 16 856 миллионов рублей (с НДС). В общей структуре оборота компании на долю этого сегмента пришлось более 15 процентов, и самый впечатляющий показатель в отрасли. «В результате мы увеличили свою долю рынка в этой сфере. Трафик на наш сайт вырос. А сопоставимые продажи в онлайн-направлении повысились на 17,1 процента», — говорит гендиректор компании. По его словам, в нынешнее непростое время следует следить не только за бизнес-показателями. Не менее важны и симпатии потребителей. «Хочу обратить внимание и на рейтинг "Яндекс.Маркета", который составляется совместно с GFK. Он показывает, что у 57 процентов опрошенных россиян имеются любимые интернет-магазины, и "Эльдорадо" — в числе бесспорных лидеров», — отметил Фридрих. Тем более что каждый магазин сети — это еще и пункт выдачи интернет-магазина для покупателей, предпочитающих самовывоз.

Выйдя на рынок и достаточно долго развиваясь в секторе бытовой и электронной техники, «Эльдорадо» в последнее время расширяет не только каналы продаж, но и линейку товарных категорий.

«Это еще одно направление нашей стратегии развития. В 2015 году ассортимент сети пополнился товарами для детей и мам, для дома и сада, для ремонта. Мы сознательно идем по пути мультикатегорийного ретейлера — как в розничных магазинах, так и онлайн», — рассказывает гендиректор сети.

По итогам прошлого года объем продаж в новых категориях товаров составил в штуках 20 процентов от общего объема реализации товаров в онлайн-сегменте. «С учетом одновременной активной экспансии в регионы это и дало хороший результат, поскольку мы смогли удовлетворить спрос людей в небольших городах на разные товары. Недавно к уже существующим категориям мы добавили домашний декор, парфюмерию и косметику, корма для животных, а в ближайшее время появятся аксессуары для путешествий и кое-что другое. Кроме того, мы активно предлагаем покупателям готовые решения. К примеру, открываем в своих магазинах по всей стране кухонные студии», — поясняет гендиректор компании.

В компании считают, что 2016 год откроет новые возможности для дальнейшего наращивания доли на рынке. Планы у «Эльдорадо» масштабные, несмотря на кризис. Ретейлер, в частности, намерен продолжить активную экспансию и открыть еще 50 новых магазинов. «Мы отдаем себе отчет в том, что этот год будет непростым — стабилизации на валютном рынке не видно, что влияет на закупочные, а, значит, и отпускные цены. Со своей стороны мы не прекратим проводить выгодные для покупателей промо-акции, развивать полюбившуюся многим нашим клиентам программу "110 процентов уверенности в цене"» — сообщил Ондржей Фридрих, пообещав сдерживать рост цен в своих магазинах, тем более что в прошлом подобный опыт был успешным.

Обсудить
10:08 Сегодня

Задавить натурой

Мошенничество автоюристов пресекут натуральной компенсацией по ОСАГО
Face masks depicting Russian President Vladimir Putin and U.S. President-elect Donald Trump hang for sale at a souvenir street shop in St.Petersburg, RussiaВеликий и ужасный
Почему пресса Британии и США демонизирует образ Путина
Министр обороны Саудовской Аравии принц Мухаммед объявляет о создании блокаНАТО с Кораном и гуриями
Саудовская Аравия строит собственный военный блок
People walk past the walls of Jerusalem's Old City lit in blue, white and red, colours of the French flag, in solidarity with Paris, in Jerusalem November 15, 2015Французский исход
Что заставляет евреев бежать из Пятой Республики в Израиль
Монастырь Мар Маттай«Саддам покончил бы с этим бардаком за пару недель»
Рассказ монаха древнего иракского монастыря о жизни по соседству с террористами
Лошадиные силы
Мустанги, воспитанные за решеткой, несут службу на границе
Задавить натурой
Мошенничество автоюристов пресекут натуральной компенсацией по ОСАГО
От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Спиральная галактика NGC 3521Их взрывы
Найден источник инопланетных сигналов
Натуральный звук
Как революция в мире беспроводных наушников меняет привычную реальность
Чужой внутри
Как раковые клетки обретают неуязвимость и медленно уничтожают человека
Дональд Трамп с женой Меланией и моделью Хайди Клум в 2008 годуБойкот по-голливудски
На инаугурации Трампа не будет звезд?
Хейтеры возненавидят
Обычные женщины, прославившиеся в Instagram благодаря лишнему весу
«Живу обычно, ем летучих мышей»
История москвича, переехавшего в Камбоджу
Качайся как девчонка
Пауэрлифтинг вошел в моду у представительниц прекрасного пола
Тест: угадай автомобиль под камуфляжем
Получится ли у автопроизводителей провести настоящего знатока? Давайте проверять
Бандитские тачки суровых времен
Самые известные машины 1990-х
Цена слезам не верит
Страны, в которых автомобили намного дороже, чем в России
Красивейшие машины Советского Союза
Самые красивые машины СССР, так и не увидевшие конвейера
«Теперь она бомж и живет в закутке под лестницей»
История преподавательницы, лишившейся трех квартир в Москве
«Мы начали решать свои проблемы, как в 90-х»
За потребительские кредиты смогут отбирать квартиры
Развели тут бордель
Экскурсия по самому большому публичному дому Южного полушария
Война дворцам
Каких домов лишились в 2016 году звезды Голливуда