Экспансия как стратегия

«Эльдорадо» ищет новые возможности для роста вопреки кризису

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Прошлый год для российского ретейла выдался непростым: результаты у многих участников рынка весьма скромные, а порой даже плачевные. Компании вынуждены сокращать торговые площади, а то и вовсе уходить с рынка.

И продавцам, и покупателям кризис диктует свои правила игры. Благосостояние граждан неуклонно снижается. Так, согласно данным Росстата, в 2015 году в России число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона человек. Потребители сокращают расходы, отказываясь от дорогих продуктов, поездок, затратных подарков.

Если в продуктовом ретейле картина меняется не так резко (ведь совсем без продуктов нельзя), то с непродовольственными товарами дела обстоят намного хуже — большинству россиян пришлось отказаться от тех или иных традиционных покупок. В результате оборот непродовольственного ретейла с января по ноябрь 2015 года упал на 9,7 процента, за ноябрь — на 15.

Пострадал даже самый стабильный сегмент — электроники и бытовой техники. За 9 месяцев 2015 года продажи в единицах упали там на четверть. А цены, по данным компании GfK, с января по сентябрь выросли на 19 процентов. Причем рынок электроники падал даже в канун новогодних праздников.

«Если в 2014 году рынок бытовой техники в денежном выражении в России вырос примерно на 8 процентов, то по итогам 2015-го показал снижение примерно на 20-25 процентов. Основная причина — падение спроса со стороны массового потребителя, ведь почти на столько же снизились реальные начисленные зарплаты в России за год, на 15 процентов. Прибавьте к этому ослабление курса рубля на 50 процентов», — объясняет генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов.

Падение спроса заметно отразилось на финансовом положении продавцов. Многим пришлось подстраиваться под изменившуюся рыночную картину — оптимизировать затраты, сокращать площади, отказываться от нерентабельных торговых точек. Так, интернет-магазин Enter осенью закрыл весь свой офлайновый бизнес. Кое-кто вообще не пережил этот год: ушли с рынка сети бытовой техники и электроники «Телемакс», «Белый ветер», «Киберри», а также сеть косметики и бытовой химии «Ол!Гуд».

«Разумеется, снижение затрат на первичные нужды не сулит никаких сверхприбылей продавцам электронной техники, — говорит аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. — После рекордного для всех без исключения продавцов электроники всплеска продаж в конце 2014 года население лишилось свободных средств, и рынок бытовой техники в 2015 году просел до 1,159 триллиона рублей и, по нашим ожиданиям, в этом году продолжит просадку».

Разнообразие в большом и малом

Впрочем, расхожая фраза о том, что кризис — это не только потери, но и возможности, и на этот раз оказалась точной: некоторые участники рынка так перестроили свой бизнес, что сумели не просто выжить, но и улучшить показатели. Так, в сети «Эльдорадо» сообщили, что именно 2015-й стал годом рекордной экспансии сети по всей России. О том, как в нынешних весьма сложных для продаж экономических условиях «Эльдорадо» удается чувствовать себя уверенно рассказал «Ленте.ру» генеральный директор ретейлера — Ондржей Фридрих.

По его словам, оборот «Эльдорадо» по итогам 2015 года с учетом НДС достиг 117 490 миллионов рублей. Вместе с продажами выросла и рыночная доля компании, превысив 9 процентов. Наряду с другими показателями, это свидетельствует о позитивной динамике развития сети.

«Весь год мы внимательно следили за потребительскими настроениями по всей стране, старались идти в ногу со временем. Мы еще раз убедились в том, что универсальный рецепт в непростые для рынка времена состоит в гибком ценообразовании с ориентацией на всех игроков, активном развитии онлайн-направления и обязательной обратной связи с потребителями», — рассказывает Фридрих.

В прошлом году сеть открыла 41 магазин и переформатировала 4 магазина, то есть, по сути, было запущено 45 новых торговых точек в 37 городах. Торговые площади компании увеличились на 42 196 квадратных метра. Хотя из запланированного сделать удалось не все: в компании рассчитывали открыть 50 магазинов, но не достигли этого показателя, поскольку не все торговые центры были сданы девелоперами вовремя.

Сеть расширяется и в 2016-м. «Причем, помимо традиционных для мегаполисов гипермаркетов бытовой и электронной техники, в небольших городах с населением от 50 тысяч человек мы открываем магазины в формате универмагов», — отмечает генеральный директор «Эльдорадо». Там, помимо техники, люди могут приобрести товары для сада и огорода, ремонта, а также детские товары. «Мы рады, что такие универмаги сразу завоевывают популярность у жителей небольших городов. Кроме того, важно, что наша экспансия в прошлом году шла и в онлайне, ведь каждый магазин сети — это еще и пункт выдачи интернет-магазина для тех покупателей, которые предпочитают самовывоз», — говорит Фридрих.

Онлайн-выход

Если кто и выигрывает от кризиса и снижения покупательной способности, то это онлайн-торговцы. И в «Эльдорадо» это быстро поняли. Из-за подорожания товаров в магазинах все больше потребителей предпочитают делать покупки в интернете, где зачастую дешевле. По данным исследования Gfk и «Яндекс.Маркета», за 10 месяцев 2015 года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 54 процента по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а бытовой техники — на 13 процентов.

Эксперт «Алор Брокер» ожидает, что продавцы электроники продолжат развивать интернет-торговлю, тем более что вскоре содержание больших торговых помещений и большого штата продавцов-консультантов может стать нецелесообразным, и некоторые сети уже переходят на формат работы небольшого демонстрационного зала и выдачу заказов со склада. «В целом продажи ретейлеров через интернет в 2015 году показали 30-40 процентов роста», — констатирует аналитик. По его словам, участие в акциях, развитие интернет-магазинов и подстраивание под интересы потребителя поможет выжить ретейлу в эти непростые времена. В целом же рынок перейдет от просадки к росту через два-три года, считает эксперт.

По итогам прошлого года онлайн-продажи «Эльдорадо» составили 16 856 миллионов рублей (с НДС). В общей структуре оборота компании на долю этого сегмента пришлось более 15 процентов, и самый впечатляющий показатель в отрасли. «В результате мы увеличили свою долю рынка в этой сфере. Трафик на наш сайт вырос. А сопоставимые продажи в онлайн-направлении повысились на 17,1 процента», — говорит гендиректор компании. По его словам, в нынешнее непростое время следует следить не только за бизнес-показателями. Не менее важны и симпатии потребителей. «Хочу обратить внимание и на рейтинг "Яндекс.Маркета", который составляется совместно с GFK. Он показывает, что у 57 процентов опрошенных россиян имеются любимые интернет-магазины, и "Эльдорадо" — в числе бесспорных лидеров», — отметил Фридрих. Тем более что каждый магазин сети — это еще и пункт выдачи интернет-магазина для покупателей, предпочитающих самовывоз.

Выйдя на рынок и достаточно долго развиваясь в секторе бытовой и электронной техники, «Эльдорадо» в последнее время расширяет не только каналы продаж, но и линейку товарных категорий.

«Это еще одно направление нашей стратегии развития. В 2015 году ассортимент сети пополнился товарами для детей и мам, для дома и сада, для ремонта. Мы сознательно идем по пути мультикатегорийного ретейлера — как в розничных магазинах, так и онлайн», — рассказывает гендиректор сети.

По итогам прошлого года объем продаж в новых категориях товаров составил в штуках 20 процентов от общего объема реализации товаров в онлайн-сегменте. «С учетом одновременной активной экспансии в регионы это и дало хороший результат, поскольку мы смогли удовлетворить спрос людей в небольших городах на разные товары. Недавно к уже существующим категориям мы добавили домашний декор, парфюмерию и косметику, корма для животных, а в ближайшее время появятся аксессуары для путешествий и кое-что другое. Кроме того, мы активно предлагаем покупателям готовые решения. К примеру, открываем в своих магазинах по всей стране кухонные студии», — поясняет гендиректор компании.

В компании считают, что 2016 год откроет новые возможности для дальнейшего наращивания доли на рынке. Планы у «Эльдорадо» масштабные, несмотря на кризис. Ретейлер, в частности, намерен продолжить активную экспансию и открыть еще 50 новых магазинов. «Мы отдаем себе отчет в том, что этот год будет непростым — стабилизации на валютном рынке не видно, что влияет на закупочные, а, значит, и отпускные цены. Со своей стороны мы не прекратим проводить выгодные для покупателей промо-акции, развивать полюбившуюся многим нашим клиентам программу "110 процентов уверенности в цене"» — сообщил Ондржей Фридрих, пообещав сдерживать рост цен в своих магазинах, тем более что в прошлом подобный опыт был успешным.

Обсудить
Джихад с пеленок
Мир не знает, что делать с детьми, воспитанными «Исламским государством»
Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Дональд ТрампНесвобода вместо свободы
Что стоит за новым охлаждением отношений США и Кубы
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Ни поплавать, ни поездить
Самые странные санкции и неожиданные проблемы из-за них
Граната под подушкой
Скандальные разоблачения производителей машин и автокомпонентов
Дело — труба
Как в Москве модифицировали технологию санации водопроводных труб
Рельсовая война
Почему отношения России и Казахстана омрачили инновационные вагоны
Прощание с роумингом
Этот термин решено устранить из законов и правительственных постановлений
Самые крутые тачки из 1980-х
Американские машины, вслед которым оборачивались вообще все
Тест УАЗ Пикап, VW Amarok и Fiat Fullback
Маленький триумф больших машин, или странное путешествие к странному озеру
Самые безумные Jeep Wrangler в мире
Какими бывают «Рэнглеры», когда за них берутся профи
Тюнинг бюджетных тачек
У вас «Логан»? Не отчаивайтесь — и его можно сделать очень крутым
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе