Пока мужчины старались сэкономить на подарках, россиянки не чурались кредитов — лишь бы побаловать себя любимых. «Лента.ру» отследила основные тренды предпраздничных распродаж кризисного 2016 года.
Наши соотечественники стали прижимистее не только в повседневной жизни — в норме вещей теперь экономить на подарках и торжествах. «Многие пары договорились в этом году, что обходятся без взаимных подарков, а на эти деньги празднуют», — говорит партнер консалтинг-центра «Шаг» Екатерина Денисова.
Именно с этим связано любопытное наблюдение, сделанное сотрудниками компании Loyalty Partners Vostok (оператор бонусной программы «Малина»): если ранее в ресторанах из двух гендерных праздников, как правило, отмечалось 8 Марта, то в этом году наблюдался приток посетителей и 23 Февраля. При этом, несмотря на рост цен в меню, изменения суммы среднего чека в эти даты по сравнению с двумя предыдущими годами были незначительными: видимо, парочки отдавали предпочтение более дешевым блюдам.
В этом году подарками по большей части были обделены мужчины. Согласно опросу исследовательского центра Superjob.ru, почти две трети россиян собирались дарить подарки на 8 Марта, а на День защитника Отечества планировали делать это всего 39 процентов.
Впрочем, покупательский спрос в преддверии весеннего праздника всегда значительно выше, чем накануне 23 февраля, а подарки — дороже. Этот год отличается тем, что мужчины стали экономнее, а расходы на дам увеличились в сравнении с буднями незначительно. «Траты по банковским картам перед 8 Марта выросли на 11,5 процента по сравнению с обычными днями, хотя в прошлом году траты росли на 13,5 процента», — подсчитал гендиректор Loyalty Partners Vostok Сергей Бородин. По его словам, несмотря на повышенную активность перед праздниками, общая сумма трат на 8 Марта уменьшилась на четверть по сравнению с предыдущим годом, при этом средний чек, наоборот, увеличился на 20 процентов. Из этого можно сделать вывод, что подарки хоть и выросли в цене, но их количество сократилось — кого-то из представительниц слабого пола обделили вниманием.
При выборе подарков мужчины ориентировались по большей части на свои финансовые возможности. «В целом подарки стали дешевле и мельче — цветы, конфеты, недорогая косметика и сувенирка», — говорит Екатерина Денисова.
Самый популярный подарок — конечно, цветы, от которых не принято отказываться даже в условиях жесткой семейной экономии. Но букеты стали дешевле и проще, говорят представители бизнеса: при росте цен на цветочную продукцию средний чек на праздничный набор за год не изменился и составил около тысячи рублей.
Импортных цветов в этом году продавалось в разы меньше, чем годом ранее, на смену заморским розам пришли отечественные тюльпаны, и причина тому — не столько импортозамещение, сколько спад покупательной способности населения. Трендом последних лет стали горшочные цветы. Розы, хризантемы и орхидеи все чаще покупают к 8 Марта несрезанными, а их популярность отчасти обусловлена ценой, равнозначной стоимости букета, сообщили в гипермаркете «Оби».
Растут продажи шоколада — лучшего средства от депрессии. Так, продажи кондитерской фабрики «Победа» за февраль и начало марта этого года выросли почти наполовину по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. «Несмотря на кризис, который заставляет участников кондитерского рынка повышать цены на свои продукты, 8 Марта по-прежнему остается "сладким" праздником», — говорит Виталий Муравьев, президент «Победы». Помимо плиточного шоколада, по его наблюдениям, повышенным спросом пользуются подарочные наборы.
«Вечной ценностью» оказались и подарки из серии косметика-парфюмерия, но тоже с уклоном в экономию. К примеру, продажи косметической продукции Lush с 1 по 8 марта выросли на 12 процентов по сравнению с тем же периодом 2015-го, сообщили в компании, отметив, что самыми популярными стали недорогие маски и подарочные наборы в ценовой категории от 1000 до 1500 рублей.
Тем временем немногочисленная платежеспособная публика не стала отказываться от более крупных трат, хотя это утверждение касается в основном мужской части населения. По словам PR-директора «Евросети» Ульяны Смольской, 22-23 февраля продажи у ретейлера выросли на 20 процентов, а 7-8 марта — уже на 75-80 процентов. По данным компании «Связной», перед 23 Февраля наиболее популярны были сравнительно недорогие колонки, Bluetooth-гарнитуры, а перед 8 Марта приобретались серьезные гаджеты: смартфоны, планшеты и smart-часы.
Продавцы электроники также отмечали рост продаж традиционных восьмимартовских презентов — товаров для красоты и кухни. Даже у онлайн-магазина «220 Вольт», специализирующегося на продаже электротоваров, товаров для дома и строительных материалов, торговля перед женским праздником шла бойко: с 16 по 23 февраля было продано на 15 процентов больше товаров, чем годом ранее (средний чек при этом вырос незначительно), а с 1 по 8 марта число покупок выросло на 19 процентов (средний чек вырос почти наполовину).
Но лучшими друзьями девушек остаются бриллианты. Согласно исследованию сети ювелирных магазинов «Адамас», продажи украшений накануне Международного женского дня соответствовали предыдущим годам. «Количество праздничных покупок, как и годом ранее, выросло втрое. Более того, несмотря на кризис, в 2016 году выросли продажи украшений стоимостью более 100 тысяч рублей», — похвалились в пресс-службе компании. Переориентации на серебро в магазинах не наблюдалось, а в топ самых популярных подарков к 8 Марта вошли серьги — несмотря на то, что парное украшение априори дороже другой продукции.
Главным же трендом этого года стали покупки подарков через интернет. По данным «Яндекс. Деньги», перед Днем защитника Отечества онлайн-заказы выросли в полтора раза, а перед Международным женским днем — в два. Рост продаж через интернет отмечают не только онлайн-магазины, но и офлайновые торговые точки, наладившие продажи через сеть, в том числе продавцы цветов, электроники и даже ювелирки. В «Яндекс.Касса» подсчитали, что в преддверии праздника продажи цветов в интернет-магазинах выросли в три-пять раз, ювелирных изделий — на 30 процентов.
«С помощью интернета и специальных сервисов покупатели легко отслеживают акционные товары и специальные предложения», — подтверждает Екатерина Денисова. С этим же связан возросший интерес к купонным сайтам и сайтам с промокодами, которые позволяют приобретать товары с дисконтом. «Покупатели в этом году более склонны совершать покупки с использованием скидки от 20-40 процентов, скидки менее 20 процентов пользовались меньшим спросом вне зависимости от категории товаров», — сообщила «Ленте.ру» директор по развитию бизнеса Promokodabra Ани Багдасарян. По ее словам, каждый год в период предпраздничного ажиотажа пользователей интересует в основном электроника и одежда, но сейчас россияне так же активно искали скидки на духи и косметическую продукцию к 8 Марта. «Данный тренд свидетельствует о том, что пользователи стали более чувствительны к ценам, что является одним из последствий кризиса и урезания расходов», — говорит эксперт.
Еще одна примета времени — покупка подарков в кредит. По данным сервиса онлайн-кредитования MoneyMan, в период мартовских праздничных каникул компания выдала на 20,5 процента займов больше, чем неделей ранее. Сервис выдает микрозаймы до 30 тысяч рублей на срок не более месяца. В компании пояснили: как правило, это займы на срочные нужды, но в праздничные дни повышается доля займов на подарки и торжества. Примечательно и то, что в этом году 64 процента всех выданных с 5 по 8 марта ссуд пришлось на женщин, при том что в обычные дни дам среди заемщиков на 11 процентов меньше. «Эти данные свидетельствуют о том, что многие женщины в последнее время предпочитают сами делать себе подарки», — констатирует гендиректор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.