Российские чиновники все чаще говорят о политическом значении арктического региона. О Северном морском пути президент России Владимир Путин вспомнил даже в декабрьском послании Федеральному собранию. Потепление климата открывает перед Россией новые возможности по экспансии в Арктике. Сумеет ли она их реализовать, разбиралась «Лента.ру».
Северный морской путь (СМП) проходит по Баренцевому, Карскому, морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому и Беринговому морям Северного Ледовитого океана. Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения — 5,6 тысячи километров.
28 февраля в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал СМП одной из основ транспортной безопасности России. Несмотря на это, ее экономический фундамент совсем не гарантирован.
Общий объем перевозок по Севморпути с 2014 по 2015 год вырос сразу на 45,4 процента. Однако транзитный поток стабильно сокращается уже несколько лет подряд. Если в 2013 году объем перевозок достиг 1,3 миллиона тонн, то в 2014-м — лишь 270 тысяч тонн. Таковы сведения Northern Sea Route — совместного проекта норвежского Центра логистики Крайнего Севера и российского «Росатомфлота».
Снижение транзитного потока должно насторожить российские власти. 10 марта заместитель министра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев охарактеризовал транзитные перевозки как один из драйверов развития Северного морского пути. Другим таким фактором может стать экспорт сырьевой продукции. Однако основные надежды он связал с ростом контейнерных перевозок.
Основное преимущество Северного морского пути перед конкурентами — маршрутами через Суэцкий и Панамский проливы — расстояние. Разница на участке между одними из наиболее загруженных портов в мире — Роттердамом и Иокогамой — может достигать 7,1 тысячи километров в зависимости от выбранного маршрута. То есть при использовании Северного морского пути дистанция сокращается на 34 процента, писал в 2015 году председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и зампредседателя экспертного совета по Арктике Вячеслав Попов. The Wall Street Journal осенью 2015-го прогнозировала, что к 2021 году объем перевозок по СМП может достигнуть 15 миллионов тонн. Для сравнения, сейчас через Суэцкий канал ежегодно провозят 900 миллионов тонн.
Однако у Суэца в последние годы появились проблемы с безопасностью. В начале 2010-х годов активизировались сомалийские пираты, а затем на территориях поблизости от канала стала действовать группировка «Исламское государство ИГИЛ» (запрещена в России). Пока террористы не нападали на проходящие по каналу суда, но эта вероятность сохраняется.
Помимо транзита, Северный морской путь интересен крупным российским сырьевым компаниям — «Роснефти», «Газпрому», «Газпром нефти» и «Норильскому никелю».
«В настоящее время компания является основным пользователем СМП, на ее долю приходится более половины грузооборота северной акватории. Владея уникальным арктическим флотом, состоящим из шести судов усиленного ледового класса ARC7 (пять контейнеровозов и один танкер), "Норникель" самостоятельно осуществляет вывоз своей продукции в Европу и Азию в круглогодичном режиме, — пояснил «Ленте.ру» вице-президент ГМК "Норильский никель" Сергей Батехин. — Очевидно и то, что без современного ледокольного флота невозможно не только освоение богатейших ресурсов Арктики, но и сама жизнь в этом регионе. Наша компания работает в Арктике более 80 лет и накопила уникальные компетенции, знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал Арктического региона России», — подчеркнул топ-менеджер ГМК.
Руководитель Northern Sea Route Сергей Балмасов в беседе с «Лентой.ру» заявил, что в ближайшем будущем окупаемость СМП будет зависеть от его эксплуатации российскими сырьевыми компаниями. Для них морской путь через Арктику — единственный и наиболее удобный маршрут экспорта ресурсов и продукции.
Дополнительные надежды на рост навигации по Северному морскому пути связывают с Китаем и в меньшей степени с Японией. Для КНР использование СМП является частью арктической стратегии. В российской Арктике КНР активно участвует в проекте «Ямал СПГ». В 2013 году Китай стал постоянным членом-наблюдателем Арктического совета. До этого Пекин уже объявлял о готовности создать собственный ледокольный флот. В октябре прошлого года в СМИ появились сообщения, что китайская компания COSCO начнет использовать Севморпуть для торговли с Европой.
В конце февраля спецпредставитель Японии по вопросам Арктики Казуко Сираиси заявила, что японцы готовы направить до 40 процентов своих грузов в Европу через Северный морской путь.
Осторожный интерес китайцев и японцев к СМП может активизироваться в ближайшем будущем. Основной причиной станет потепление климата. В 2014 году Росгидромет подготовил доклад «Изменение климата и их последствия на территории РФ». В нем утверждалось, что скорость потепления в России в два раза опережает мировые темпы. Во второй половине XXI века Северный Ледовитый океан может полностью очиститься ото льда. Сейчас навигация по СМП возможна 3,5 месяца летом, но этот период может удлиниться, если климат смягчится.
Потепление снизит издержки на эксплуатацию пути, например на ледокольную проводку. Осенью 2015 года эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства назвали высокую стоимость проводки и непрозрачный механизм ее образования одной из проблем Северного морского пути, которая мешает конкуренции с маршрутом через Суэцкий канал.
Пока же для стран Азиатско-Тихоокеанского региона Северный морской путь становится актуальным только в случае высоких цен на топливо. Плавание по Северному Ледовитому океану сопряжено с затратами на сопровождающие суда и навигацию, которые могут быть компенсированы за счет меньшей дистанции. В ситуации с дешевой нефтью выгодными остаются привычные маршруты через Суэц или даже Индийский океан.
Основным актом, который закрепляет статус Северного морского пути, является принятый в 1998 году закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В нем СМП характеризуется как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Кроме того, статус Севморпути определяется еще несколькими законами и актами, некоторые из них восходят к середине XX века.
По оценке юристов, ключевой особенностью Северного морского пути является отсутствие единой фиксированной трассы. В зависимости от климатических условий маршрут судов может существенно варьироваться на север или юг. В отдельные моменты маршрут выходит за пределы российских территориальных вод или преимущественной экономической зоны.
В будущем из-за климатических изменений и повышения привлекательности СМП у других арктических государств, прежде всего США и Канады, может возникнуть стремление наделить Северный морской путь статусом международной транспортной магистрали. Эксперты опасаются, что это лишит Россию преимуществ эксплуатации СМП.
Выходом в этом случае будет международное признание Севморпути как «исторических вод». По одному из определений, под «историческими водами» подразумеваются воды, над которыми прибрежное государство, в порядке исключения из общих применимых норм международного права, эффективно, непрерывно и в течение длительного периода времени осуществляет права суверена с молчаливого согласия сообщества государств». Россия начала осваивать пространства Северного морского пути с XVII века, появление самого СМП стало возможным только благодаря советским ледоколам, отмечают юристы.
Помимо неясного юридического будущего, у Северного морского пути есть и непосредственная угроза. В 2014 году США и ЕС ввели против России секторальные санкции. Они привели к отказу западных компаний от работы в Арктике. Например, ExxonMobil была вынуждена свернуть свое сотрудничество с «Роснефтью» в этом регионе. Отсутствие доступа к западным технологиям и рынкам капитала затормозит активность российских компаний в Арктике, а значит, поставит под вопрос будущее Северного морского пути.