Национальное центральное бюро Интерпола МВД России добилось снятия с аукционных торгов портрета принца-регента Георга IV, числившегося в розыске за нашей страной. Семь лет назад произведение искусства было похищено у столичного коллекционера группой преступников вместе с другими миниатюрами, барельефами, резными камнями и коллекцией подлинных фотографий членов императорской фамилии. Долгое время исторические ценности считались уничтоженными, но похищенное вдруг начало всплывать в разных уголках света. «Лента.ру» разыскала законного владельца портрета и выяснила подробности криминальной истории.
Беда пришла в жизнь московского собирателя Александра Савинова, посвятившего 20 лет жизни работе в Государственном музее А.С. Пушкина, в 2005 году. Он собирался расселить коммунальную квартиру в Климентовском переулке, где были прописаны несколько хозяев, и жить там со своей семьей, но стал жертвой квартирной аферистки.
Помочь оформить сделку вызвалась новая соседка Галина Фролова. Она представилась опытным риелтором, искушенным в подобных операциях, на деле же оказалась черным риелтором, что впоследствии доказал суд, признав ее виновной в ряде махинаций с недвижимостью и других преступлениях.
«Ее сообщники всячески пытались выжить меня с моих квадратных метров после сделки, угрожали мне и моей семье, — вспоминает Александр Савинов. — Затем от слов перешли к делу».
В сентябре 2008 года, вернувшись из служебной поездки в Санкт-Петербург, Александр не смог попасть в квартиру: входные замки были заменены. Как оказалось, за время его отсутствия Фролова подселила в коммуналку двух посторонних мужчин. После того как с помощью сотрудников МЧС Савинов попал в квартиру, он обнаружил, что дверь в его комнату вскрыта, а часть художественного собрания похищена.
В ОВД «Замоскворечье», куда он обратился, отказали в возбуждении уголовного дела, списав случай на разборки между соседями. Не смутило правоохранителей и то, что из квартиры пропали сотни бесценных предметов искусства.
«Украли уникальную коллекцию миниатюр XVI-XIX веков и другие ценные произведения», — рассказывает Савинов.
Попустительство милиции обернулось повторным преступлением, организованным Фроловой в отношении музейного работника. Бандиты в том же составе совершили разбойное нападение ночью 27 ноября, когда Александр находился в квартире с беременной женой.
Преступники жестоко избили супругов и забрали более сотни фотографий императорской семьи Романовых и другие ценности. Вероятно, во второй раз они привлекли к преступлению профессионального оценщика, который знал, что нужно брать у коллекционера.
Только после этого вопиющего преступления делом Савинова всерьез занялись оперативники МУРа. Были установлены исполнители налета, после чего удалось изобличить и организатора нападения — Фролову. К тому времени на женщину скопилось достаточно заявлений и от других пострадавших.
В жилище подследственной сыщики нашли два миниатюрных портрета из собрания Александра, причем они валялись вместе с копеечными значками — вероятно, аферистка не представляла себе ценности этих произведений середины и конца XVIII века.
Галина Фролова получила в итоге 13 лет лишения свободы, но украденное имущество потерпевшему не вернули. По словам Александра Савинова, похищенные предметы искусства ему приходится искать самостоятельно, с помощью знакомых антикваров.
Во время следствия преступники давали противоречивые показания о судьбе собрания Савинова.
«По версии одного из фигурантов, миниатюры были попросту уничтожены в момент задержания, но двое других соучастников утверждали, что передали их на реализацию известному криминальному перекупщику», — рассказал потерпевший.
Спустя несколько лет выяснилось, что ценности все же уцелели.
Сначала Савинову удалось вернуть вещи, попавшие на вернисаж в Измайлове. Затем Савинов обнаружил уникальный дагеротип (изображение, полученное путем первого в мире способа фотографирования, основанного на светочувствительности йодистого серебра — прим. «Ленты.ру»), датированный 1850 годом, в одном из антикварных магазинов столицы. После его «наводки» сыщики изъяли предмет искусства у продавца.
В сентябре 2012 года в США на аукционе всплыла еще одна вещь из собрания Савинова — фотография великого князя Константина Константиновича с автографом.
«Я, узнав об этом по своим каналам, тут же проинформировал Интерпол. После длительных заминок они отправили запрос на аукцион, но на этом дело и кончилось. Как я понял, организаторы сняли лот с торгов и просто вернули тому, кто его выставил. Судьба того исторического снимка мне до сих пор не известна», — сообщил коллекционер.
Радикальная перемена в деле о хищении ценностей произошла буквально на днях. В среду, 16 марта, в МВД сообщили, что по просьбе российских коллег был снят с торгов на аукционе в Таллине и помещен на хранение в штаб-квартиру эстонского Интерпола портрет британского принца-регента Георга IV. В настоящий момент между нашими правоохранителями и их прибалтийскими коллегами ведутся переговоры о возврате краденой миниатюры в Россию.
«Информация о том, что портрет пытаются продать на аукционе, поступила в полицию тоже от меня, — рассказывает Александр. — Мне позвонил знакомый из Италии, осведомленный, что у меня украли коллекцию, и рассказал, что видел нечто подобное на сайте прибалтийского аукциона».
По мнению хозяина похищенных вещей, злоумышленники выжидали несколько лет, прежде чем попытаться продать миниатюры. Неслучайно одна из жемчужин коллекции появилась в ближнем зарубежье: возможно, это был пробный шаг перед попыткой реализовать товар с криминальным прошлым.
«Образ Георга IV более понятен для западного рынка, поэтому с него и начали, а в моей коллекции большинство портретов русских дворян», — рассуждает Савинов.
Портрет Георга IV, ставшего впоследствии королем Великобритании и Ганновера, оценили бы даже хранители Королевской Виндзорской коллекции. Дело в том, что в собрании Александра Савинова была представлена одна из наиболее ранних миниатюр монаршей особы, выполненная выдающимся художником-эмальером Генри Боуном с живописного оригинала Томаса Лоуренса. Работа датирована октябрем 1815 года.
«Для меня важно то, что коллекция существует, что она не уничтожена. Очень надеюсь, что наши сыщики проявят настойчивость и выяснят, кто пытался продать похищенное. Это даст полиции ниточки, ведущие к организаторам незаконных каналов вывоза произведений искусства из России, а мне — возможность показывать эти исторические и художественные памятники на выставках», — надеется Александр Савинов.